Узнайте его поближе: 5 лучших ролей Марлона Брандо

Он скандалил с режиссерами и Киноакадемией, отказывался учить текст и предпочитал импровизировать, был секс-символом в молодости, а в старости получил статус таинственного затворника Голливуд. Марлон Брандо — самый влиятельный актер второй половины XX века и яркий поклонник актерской системы Станиславского (method acting). Один из его биографов, Стефан Канфер, однажды написал: «Существовал кинематограф до Брандо и после Брандо, также как живопись до Пикассо и после Пикассо, литература до Хемингуэя и после Хемингуэя и поп-музыка до Синатры и после Синатры …». В день рождения актера вспомним о нескольких фильмах с его участием, ознаменовавших начало эпохи «После Брандо».

Трамвай «Желание» (1951)
Реж. Элиа Казан

Главная героиня Бланш Дюбуа (Вивьен Ли) приезжает в Новый Орлеан к беременной сестре Стелле (Ким Хантер), живущей с мужем Стэнли (Марлон Брандо) в местных трущобах. Протагонистка сообщает сестре, что разорена, ушла с работы и жить ей негде. Вскоре грубоватый и прямолинейный Стэнли отказывается терпеть пристрастие Бланш к алкоголю и неуместное кокетство. Однако через некоторое время у Бланш появляется поклонник и призрачная надежда на замужество, которой не суждено сбыться.

Классическая постановка по пьесе Теннесси Уильямса некоторое время шла на Бродвее прежде чем перекочевала в Голливуд. При этом режиссером театральной версии был Элиа Казан, который позже взялся и за съемку фильма. К слову, уговорил его сам драматург Уильямс. А вот с исполнителем главной мужской роли проблем не было — Брандо уже исполнял роль Стэнли на театральной сцене, так что Казан просто завербовал юного актера в кино. Несмотря на то, что за роль Стэнли Брандо получил свой первый «Оскар», по его собственным словам, персонажа он искренне ненавидит.

В порту (1954)
Реж. Элиа Казан

В центре сюжета судьба простого парня Терри Мэллоу (Марлон Брандо), работающего в порту. Каждый день он разгружает прибывшие корабли и на первых порах даже не замечает, как бизнес подмял под себя местный гангстер Джонни Фрэндли. После внезапного убийства одного из докеров, с которым работал Терри, герой поставлен перед выбором — утаить правду или рассказать все полиции. Дело осложняется тем, что брат Терри Чарли входит в команду портового гангстера, а значит, передав дело полиции, он подставит брата.

Сюжет фильма основан на серии статей авторства Малькольма Джонсона, опубликованных в газете «The New York Sun». В 1949 году Джонсон получил за них премию Пулитцера. Между тем, Брандо первоначально даже отказался от роли, не читая сценария. Актер просто не хотел вновь работать с Казаном из-за разногласий в политических взглядах (да, Марлон такой), а режиссер тем временем уже отдал главную роль Фрэнку Синатре. В ситуацию вмешался продюсер Сэм Шпигель, который видел в картине более звездного актера. Закончилось все вторым «Оскаром» для Брандо и в целом восемью статуэтками для ленты (в том числе за «Лучший фильм»).

Крестный отец (1972)
Реж. Фрэнсис Форд Коппола

В центре сюжета нью-йоркская сицилийская преступная семья Корлеоне в период с 1945 по 1955 года, где главенствует уже не молодой Вито (Марлон Брандо). Босс мафии желает передать дела сыну Майклу (Аль Пачино), который только что вернулся с войны, но наследник не особо заинтересован, пока на дона Корлеоне не совершат покушение.

Пожалуй, именно в образе дона Корлеоне Марлон Брандо войдет в историю кинематографа. «Крестный отец» ознаменовал новую эпоху — эру независимых режиссеров и отказ от работы по канонам студийной системы, так что период рассвет авторского кино фактически заполучил лицо Марлона Брандо. На съемках актер носил специальную капу, чтобы его челюсть выглядела как челюсть бульдога и проделал невероятные манипуляции с голосом. Ну и все мы, конечно, помним историю о том, как Брандо отказался от «Оскара» за роль Вито в знак протеста против дискриминации коренного населения США.

Последнее танго в Париже (1972)
Реж. Бернардо Бертолуччи

Париж, конец 60-х. Американец Пол (Марлон Брандо) потерял смысл жизни после самоубийства жены Розы. Скитаясь по улицам, он неожиданно встречает и влюбляется в юную француженку Жанну (Мария Шнайдер). Их встреча происходит случайно — в квартире, которую оба собираются снять. Скоро их страсть выйдет из под контроля, ведь Жанна стремится к свободе, а Пол пытается удержать ее как можно ближе.

Герой Брандо как будто на последнем дыхании пытается зацепиться за жизнь с помощью импульсивной страсти и садомазохизма. Многие его реплики были импровизацией Марлона просто потому, что фразы прописанные в сценарии, актеру не нравились. Сейчас фильм Бертолуччи на слуху потому, что та самая сцена с маслом и попыткой изнасилования, как стало известно недавно, была тоже импровизацией Брандо, а сопротивление не знающей об этом Шнайдер — самое настоящее.

Апокалипсис сегодня (1979)
Реж. Фрэнсис Форд Коппола

Во время войны во Вьетнаме капитан американской армии Уиллард (Мартин Шин) отправляется с секретным заданием вглубь Камбоджи, чтобы найти и убить полусумасшедшего полковника Курца (Марлон Брандо) из отряда зеленых беретов. Курц дезертировал из армии и создал в джунглях собственное королевство насилия, сделав себя диктатором и божеством для местных аборигенов.

Сейчас мы знаем «Апокалипсис сегодня» как классику антимилитаристского кино и лауреата Каннского кинофестиваля, но во время создания ленту называли сущим адом даже без выходок Брандо. Съемки велись больше года на Филиппинах, Коппола сбросил около 45 килограмм веса, экспедиция его киногруппы по сути дублировала настоящую армейскую операцию, а основным источником финансирования стал сам режиссер, потому что Warner Bros. сомневались в коммерческом успехе фильма. Ко всему Брандо постоянно угрожал уйти из проекта, прилично и не запланировано растолстел во время съемок, отказался читать оригинальный сценарий и даже роман-первоисточник Джезефа Конрада «Сердце тьмы», отклонил режиссерский сценарий Копполы, согласился только на импровизацию и запрещал снимать себя на свету — только в темноте.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: