За что хвалят и ругают фильм «Чужой: Завет»

«Чужой: Завет» — второй после «Прометея» приквел оригинального «Чужого», снятый Ридли Скоттом. Картину ожидали со скептицизмом и надеждой. Сказывались и негативные впечатления от сценарных ошибок «Прометея», и уверенные комментарии Скотта о возвращении к духу культовой классики. После первых показов «Завета» рецензенты разделились во мнениях — рассказываем о главных впечатлениях западных журналистов.
Большинство рецензий начинаются с ожидаемого реверанса, рассказывающего о возвращении привычного камерного действия и смены акцентов. Скотт, который в 2012 даже открестился называть «Прометей» прямым приквелом «Чужого», обратился к истокам — узким коридорам, ксеноморфам и обилию крови.
По мнению обозревателя The Verge Эндрю Бишопа, создатели картины вдохновлялись оригиналом. Это заметно и по составу команды звездолета, которая вновь напоминает простых работяг, волею судеб затянутых в ужасную катастрофу.
Качественный скачок картина совершает при появлении монстров, раскрывая таланты Ридли Скотта.
Он пользуется возможностью показать, как много узнал за последние 38 лет, поднимая напряжение и желание вжаться в кресло от страха до отметки, когда это попросту невыносимо.
К сожалению Бишопа, фильм замахивается не только на звание отличного хоррора. Помимо старых-добрых ксеноморфов, много времени уделено креационистскими вопросам. Несмотря на общее соответствие мифологии «Чужого», это странно.
Чаще всего это выглядит так, будто два разных фильма соединили вместе, получив неловкую смесь тонов, подрывающих важность друг друга.
Кроме того, журналиста разочаровало отсутсвие объяснений — история, рассказанная в «Завете», лишь косвенно задевает происходящее в «Прометее». После просмотра зрители по-прежнему не смогут разгадать все тайны первого «Чужого».
Кинокритик портала Collider Хайли Фуч отметила, что Скотту не хватило смелости придать картине индивидуальности.
Скотт загнал себя в угол между двумя крайностями — мотивами экшн-хоррора первого «Чужого» и увесистыми, пафосными темами «Прометея». Объединяя их вместе он, не удовлетворяет ни одну. Результатом становится странный фильм, который временами завораживает или вызывает отвращение.
Зато журналистка оценила старания по работе над ключевыми персонажами — история Дэвида (Майкл Фассбендер) приобрела еще больше смысла благодаря флэшбеку при участии Питера Вэйланда (Гай Пирс). Главная героиня ленты, капитан третьего ранга Дэниэлс (Кэтрин Уотерстон), по мнению Фуч, «выдержана в лучших традициях Эллен Рипли», со своими сильными и слабыми сторонами. Комплиментами одарили не всех — второстепенные роли прописаны невнятно.
Это необычайно разочаровывает, ведь герои и их взаимоотношения запутанны, неоднозначны и отлично сыграны. Их легко полюбить, и будь они в фильме получше, то стали бы незабываемой классикой.
Кроме того, картине удалось удивить обозревательницу визуальной составляющей. Скотт в который раз доказал свой талант в отношении научной фантастики, объединяя в кадре строгие линии футуристических кораблей и дикую, необузданную природу. Она быстро превращает жизнь колонистов в ад, показывая свои секреты. Однако, в конечном итоге, главным ощущением от просмотра становится двойственность.
«Чужой: Завет» выглядит так, будто два фильма сшили вместе.
Журналист газеты The Guardian Питер Брэдшоу оказался очарован одним из персонажей Майкла Фассбендера, Дэвидом. Напомним, что актер сыграл двух андроидов сразу — помимо героя команды «Прометея» он также исполнил роль Волтера. Это внешняя копия Дэвида, лишенная человеческих психологических черт.
По словам обозревателя, вокруг Дэвида сконцентрирован ряд великолепных отсылок: от имени, восходящего к статуе Миккеланджело, до знака, который нашит на комбинезонах команды «Завета». Но в сюжете зияют очевидные логические дыры. Экипаж корабля, например, выбегает на осмотр новой планеты без защиты.
Должны ли они ходить вокруг без шлемов и костюмов так, чтобы эти зловещие споры могли вырваться из растений под ногами и достичь их ушных каналов и носа? Они что, совсем ничему не научились?
Критик издания Time Out London Кейт Кларк также не обошла стороной талант Фассбендера — по её словам, фанаты актера могут без сомнений бронировать места. Еще она оценила попытки взять лучшее из двух противоположных частей: «Прометея» и оригинального «Чужого». По её мнению, даже штампы вроде туповатых техников, которые становятся завтраком для ксеноморфа во втором акте, смотрятся достойно. Однако, «Завету» не хватает каноничных сцен, которые бы врезались в память, вроде извлечения трилобита из героини Нуми Рапас или появления грудолома в «Чужом».
По словам рецензента журнала The Hollywood Reporter Тодда Маккартни, главное достоинство фильма – баланс. Скотт умело объединил умную научно-фантастическую спекуляцию, динамичный экшен, и визуальные цитаты из предыдущих частей.
Критике журналиста подверглась небрежная работа сценаристов, которые могли придать картине философской ценности, если бы добротнее прописывали персонажей. «Завет» мог использовать религиозную тематику.
Стилистически, эта картина — единение захватывающей красоты, невероятных эффектов и прекрасного каста. С креативной точки зрения, это серьезная перезагрузка, на уровне с лучшими представителями серии.
Правдивы ли упреки в сторону Скотта и его новой работы? Фильм явно не стал любимчиком критиков, но финальный вердикт вынесут зрители. А если и они окажутся строги с 80-летним постановщиком, придется дожидаться режиссерской версии — традиционно, там нас могут ожидать сюрпризы. Но не будем забегать наперед — «Чужой: Завет» стартует в украинских кинотеатрах 18 мая.