Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Эпизод 1: «Конец»

После смешанных отзывов на «Культ» и «Роанок», шоураннер «Американской истории ужасов» Райан Мерфи, видимо, решил немного сменить тактику. Седьмой сезон антологии ругали, среди прочего, и за то, что сценаристы слишком зациклились на символизме и попытках высмеять политику Трампа, так что «Апокалипсис» стал вполне буквальной историей о конце света. Еще одной претензией к последним главам сериала стало то, что персонажи были недостаточно симпатичными, а их драмы цепляли куда меньше, чем истории героев предыдущих сезонов. На это Райан тоже нашел ответ – он просто переплел в новой части сериала сюжетные линии первого и третьего сезонов – «Шабаша» и «Дома-убийцы».

Возвращение старых любимцев и жуткий скрипт о последних днях человечества – о чем еще могли мечтать поклонники «Американской истории ужасов»? Рассказываем, оправдала ли первая серия нового сезона наши ожидания. А заодно – докапываемся до скрытого символизма эпизода и пытаемся понять, что это все означает.

Коко и конец света

С первых сцен премьеры может показаться, будто Мерфи вернул на экран Мэдоу Уилтон – нервную соседку центральных героинь «Культа». На самом деле, девушка в парикмахерской – Коко Сан-Пьер Вандербильт, богатая наследница, несостоявшаяся звезда социальных сетей и новый персонаж актрисы Лесли Гроссман. Благодаря наличию семейного бункера, Коко удается пережить ядерный взрыв, уничтоживший все мегаполисы планеты. Вместе с капризной миллиардершей в укрытие попадает эксцентричный стилист мистер Галлант (Эван Питерс в своей пятнадцатой роли за историю антологии) и его гламурная бабушка (легендарная Джоан Коллинз). Мерфи не упускает возможности лишний раз признаться в любви классическим теледрамам – сцена с «сожженным» шампанским является отсылкой к одному из эпизодов «Династии», в котором героиня Джоан Коллинз познакомилась со своей противницей, Доминик.

Личной ассистентке Коко, Мэллори (Билли Лурд) везет чуть меньше – она спасается от апокалипсиса, но попадает в разряд «серых» жителей бункера, которые вынуждены прислуживать остальным выжившим. Догадаться о ее судьбе несложно – имя Мэллори в переводе с французского означает «несчастливая». К слову, в кадре мельком появляется муж Коко, не успевший покинуть Лос-Анджелес до взрыва. Его роль досталась Билли Эйхнеру, сыгравшему в «Культе» мужа Мэдоу. Если все это кажется немного запутанным, крепитесь – большая часть каста «Апокалипсиса» сыграет по несколько ролей, и многие из них будут как-то связаны с предыдущими событиями сериала.

Убежище №3

Часть мест в мрачном бункере досталась богачам и их друзьям, а остальные – молодой паре с «многообещающей» генетикой: старшекласснику Тимоти и юной воришке Эмили. Кажется, Райан Мерфи настроен немного пессимистично – в его мире гарантировать выживание может либо толстый кошелек, либо хорошая родословная. Впрочем, «гарантировать» – не совсем то слово, ведь даже самые влиятельные жители прибежища могут в любой момент впасть в немилость к строгим надзирательницам, Вэнебл (Сара Полсон) и Мид (Кэти Бейтс). Самое страшное в правлении этих женщин – то, что они с легкостью подставляют выживших, обвиняя их в заражении бункера и тут же расправляясь с гостями самым жестоким образом. Зачем Вэнебл и Мид убивать «фиолетовых» выживших? Все просто – женщинам нравится наряжаться в их одежду и вспоминать растерянные лица перед казнью. «Американская история ужасов» всегда знакомила нас с довольно скользкими личностями, и надзирательницы – не исключение.

Пока рано гадать об их роли в сезоне, но на просторах интернета уже зародилась любопытная теория: а что, если эти женщины были одними из первых «серых» жительниц бункера, но убили настоящих надзирательниц и заняли их место? Это бы объяснило реакцию героини Полсон на вопрос о том, является ли она «фиолетовой».

Зачем Вэнебл и Мид убивать «фиолетовых» выживших? Все просто – женщинам нравится наряжаться в их одежду и вспоминать растерянные лица перед казнью.

Основы конспирологии

В отличие от «Культа», «Апокалипсис» почти не затрагивает современную политику напрямую, зато умело намекает на социальные проблемы. В то же время, шоураннер посмеивается над страхами конспирологов, подчеркивая, что выжил только один процент населения Земли («один процент» – распространенный термин для описания правящей элиты), одевая богатых жителей бункера в фиолетовый (цвет давно считался символом благородства, роскоши и превосходства). Пожалуй, самая смешная отсылка к страхам нашего поколения – тот факт, что загадочные люди в черном получают данные о генетике Тимоти после того, как парень заполняет анкету на генеалогическом сайте.

Кроме этого, Мерфи вплетает в историю зловещую организацию, которая как раз и следит за безопасностью выживших и, возможно, стоит за самой катастрофой. Конечно, представитель безликого и всесильного Кооператива – сам Антихрист, Майкл Лэнгдон (Коди Ферн), которого мы видели еще младенцем в «Доме-убийце». Скорее всего, этот персонаж станет ключевым в сезоне, так что к нему стоит присмотреться повнимательнее. Первое, что бросается в глаза – визуальное сходство Майкла с героем Тома Круза в «Интервью с вампиром» (простите, это сложно проигнорировать). Вторая важная деталь – надпись на документах Майкла. Номер его пропуска – 45_2344/R/666. Глава 45:23 в Библии касается всесилия Иисуса и того, что он является единственным, кто может спасти человечество. Латинская буква R – явная отсылка к Откровению Иоанна Богослова (англоязычное название последней части Нового Завета – Revelation) и библейскому описанию грядущего конца света, а символизм трех шестерок и так понятен. Что нужно Лэнгдону? По его словам, он будет «проверять» выживших, но что-то подсказывает, что его милость заслужат не самые добропорядочные обитатели бункера.

Вердикт: начало «Апокалипсиса» оказалась не совсем таким, как мы ожидали – зрителям все еще не показали ни ведьм из «Шабаша», ни центральных героев «Дома-убийцы». И все же, это – одна из самых интригующих первых серий в истории сериала. Надеемся, что дальше нас ждет еще больше мистики и самоиронии. И возвращение Мэдисон Монтгомери!