Сэлинджер комикс-индустрии: загадочная жизнь Стива Дитко

Сложно представить человека, который бы не слышал о дружелюбном Человеке-пауке или самоуверенном Докторе Стрэндже. Но о Стиве Дитко – авторе, придумавшем этих персонажей, известно гораздо меньше. В отличие от своего коллеги Стэна Ли, который регулярно появляется в лентах MCU, посещает комик-коны и с удовольствием общается с фанатами, Дитко провел большую часть своей жизни вдали от репортеров и камер. Рассказываем, чем примечательны работы покойного автора и как он повлиял на вселенную Marvel и индустрию комиксов вообще.

Стив Дитко

Золотые годы в Marvel

Когда мы говорим о комиксах Marvel, в голову приходят десятки или даже сотни имен талантливых сценаристов и художников. Но настоящими первопроходцами, создавшими главных персонажей вселенной, являются три человека: Стэн Ли, Джек Керби и Стив Дитко. Керби известен, прежде всего, своими монументальными сюжетными линиями и архетипными героями, а Дитко – эксцентричными идеями, которые невозможно спутать ни с одним другим автором комиксов. Его сюрреалистические истории о Докторе Стрэндже позволили миру Marvel стать чуть более мистическим. Благодаря сценариям Стива, Халк превратился из очередной поп-культурной интерпретации сюжета о Джекиле и Хайде в самобытный рассказ о подавленных эмоциях.

К сожалению, чрезвычайно продуктивный тандем Дитко и Ли распался – проработав над комиксом о Человеке-пауке четыре года, Стив решил уйти из издательства. Если верить слухам, то создатели Питера Паркера еще до ухода Дитко конфликтовали и несколько месяцев даже общались через посредников. Стэн Ли в недавнем интервью признался, что не знает точной причины недовольства Стива, но сам Дикто заявлял, что конфликт возник из-за решения Ли сделать Нормана Осборна злодеем Зеленым Гоблином. Подобное обьяснение ссоры может показаться смешным, но все дело в политических убеждениях Дикто – художник был поклонником работ Айн Рэнд и объективистом. Главное положение объективизма по Айн Рэнд состоит в том, что целью жизни каждого человека является стремление к собственному счастью, а значит, преступники непременно должны быть слабыми неудачниками. Идея сделать успешного бизнесмена Осборна жалким злодеем, казалась Дитко чем-то немыслимым.

Еще одно возможное объяснение ссоры между Стэном и Стивом – желание последнего максимально придерживаться реализма в историях. То, что Питер Паркер мог случайно узнать альтер-эго своего архиврага, Дитко наверняка бы посчитал слишком надуманным ходом. Конечно, теперь мы уже никогда не узнаем настоящую причину конфликтов между соавторами. Известно лишь то, что Стив до конца своих дней отказывался говорить об уходе из издательства и никогда не вспоминал о Человеке-пауке.

Хранители против объективизма

Следующим этапом карьеры художника стала работа в издательстве Charlton Comics, где он придумал Капитана Атома и Вопрос, а заодно – осовременил подзабытого на тот момент Синего Жука. В 1960-х Дитко начал работать в DC Comics, а спустя несколько десятилетий издательство выкупило у Charlton Comics права на использование его творений.

Со временем политические убеждения художника стали более очевидными – особенно это проявляется в комиксах о герое Мистере А. Персонаж – храбрый и бескомпромиссный репортер, который олицетворяет абсолютное добро и отрицает существование любой серой зоны в вопросах морали. Легендарный сценарист Алан Мур яро ненавидел Мистера А и задумал своего Роршаха («Хранители») как пародию на персонажа. При этом, между авторами не было личностной вражды – Мур не единожды заявлял о том, что глубоко уважает Дитко, несмотря на политические разногласия.

Роршах – не единственный персонаж «Хранителей», который появился благодаря комиксам Дитко. Дело в том, что монументальная работа Мура изначально задумывалась как перезапуск приобретенных DC персонажей Charlton Comics. В итоге вариант с ребутом старых героев пришлось отбросить, но все протагонисты «Хранителей» взяли что-то от своих прототипов: Капитан Атом превратился в Доктора Манхэттена, Синий Жук стал Ночным Филином, а Гром – Озимандией.

Поздние годы

После 1970-х карьера знаменитого художника и сценариста пришла в упадок – по слухам, с ним было сложно работать, а его поздние комиксы оказывались слишком запутанными и философскими для среднестатистических читателей. Но даже после официального выхода на пенсию в 1998 году, Стив оставался активным: сам издавал собственные комиксы, придумал для Marvel супергероиню Девушку-белку и писал многочисленные эссе на политические темы. О личной жизни Дитко известно немного – скорее всего, он ни разу не женился и не имел детей. В 2007 году вышел документальный фильм о художнике, примечательный тем, что в нем есть интервью с Нилом Гейманом, Аланом Муром и Стэном Ли, но нет ни единого кадра Стива Дитко.

27 июня 2018 года загадочный создатель комиксов умер в возрасте 90 лет, но его влияние на индустрию будет чувствоваться еще не одно десятилетие. Изначально малоизвестная Девушка-белка постепенно превращается в одного из самых ярких персонажей мира Marvel (новые комиксы о супергероине получают блестящие отзывы и, возможно, обзаведутся экранизацией в ближайшие годы), а сцена с обвалом лаборатории Стервятника из недавнего фильма «Человек-паук: возвращение домой» – прямая отсылка к 33 выпуску Человека-паука Ли и Дитко.

Несмотря на то, что в жизни Дитко хватало конфликтов, он оставался одним из самых уважаемых людей в комикс-индустрии. Стэн Ли в интервью рассказывал, что встретился с бывшим коллегой в 2003 году, и что им удалось забыть все ссоры и провести приятный дружеский разговор. Британский писатель Нил Гейман не единожды рассказывал, что комиксы Дитко были его любимым чтивом в детстве, и что без них он сам был бы гораздо менее любознательным. Креативный директор DC Comics Джим Ли описывает Стива как невероятно вдохновляющую личность и трудоголика, которого совершенно не интересовало всенародное признание.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: