Недосказанность и женские истории: из чего состоит мир Софии Копполы

Картины Софии Копполы почти всегда вызывают у зрителей противоречивые чувства – кто-то восхищается их атмосферностью, а кто-то, наоборот, критикует за слишком уж размеренный темп и холодных, отстраненных персонажей. Но одно очевидно – стиль Софии точно не спутаешь с режиссерским подходом ее великого отца, Фрэнсиса Форда Копполы. Рассказываем, как с первых кадров понять, что перед вами одна из мечтательных лент этой режиссерки.

Темы, а не конфликты

На первый взгляд Софие Копполе несказанно повезло – дочь великого Фрэнсиса Форда еще в младенчестве познакомилась с миром кино. Дебют Софии (правда, в качестве актрисы) состоялся в 1972 году, когда девочке еще не исполнилось двух лет – она «сыграла» крестника Майкла Корлеоне в первом «Крестном отце». Затем были и другие роли, преимущественно эпизодические: в первом эпизоде «Звездных войн», «Бойцовой рыбке», «Пегги Сью вышла замуж». Несмотря на то, что девушке сразу понравилась работа на съемочной площадке, она долго сомневалась, прежде чем связывать свою жизнь с кинематографом. Возможно, причиной всему были резкие отзывы критиков на игру девятнадцатилетней Копполы в образе Мэри из третьей части «Крестного отца». К слову, за эту роль София даже получила «Золотую малину», хотя попала на съемки почти случайно, в качестве замены внезапно заболевшей Вайноны Райдер. А может, девушку волновала мысль о том, что ее фильмы всегда будут сравнивать с творениями Копполы-старшего. И все же, после нескольких лет работы в сфере моды, София решила вернуться в мир кино, но уже в качестве режиссера.

Ее первой картиной стала короткометражка «Превзойти звезду» (1998) – черно-белая история хронометражем в четырнадцать минут. Примечательно, что уже тут ощущается уникальный стиль Копполы: женщины-протагонисты в центре повествования, эксперименты с визуальной подачей и музыкой и, конечно, размеренный темп. Как и во всех остальных работах Софии, тут почти нет диалогов – эмоциональное состояние героев передается с помощью операторской работы и саундтрека. Например, чтобы показать, что персонажи страдают от одиночества, Коппола размещает их в нижних углах кадра. Еще один излюбленный прием постановщицы – кадры солнечных лучей, которые пробиваются сквозь листву и подчеркивают красоту и мечтательность ее мира. В отличие от монументальных работ Фрэнсиса Форда, фильмы Софии выглядят максимально интимными – тут преобладает естественный цвет, приглушенная цветовая гамма, да и сами истории явно не настолько эпические, как «Крестный отец» или «Апокалипсис сегодня».

Еще одна важная особенность фильмов Софии Копполы – то, что сюжет в ее работах довольно условный, тут практически нет привычных нам конфликтов и драматургических приемов. Единственная лента, которая выпадает из этого паттерна – полнометражный дебют постановщицы «Девственницы-самоубийцы» (отчасти из-за того, что картина была экранизацией одноименного романа Джеффри Евгенидиса). При этом, все фильмы Копполы объединены схожими центральными темами: тут почти обязательно присутствуют женская дружба, проблема одиночества, подростковые переживания и конфликт поколений. В «Трудностях перевода», например, единственный катализатор сюжета – встреча двух центральных персонажей, но их дружба лишена любого драматизма. В «Где-то» сюжет зациклен вокруг отношений отца и дочери – неидеальных, но тоже вполне спокойных.

Роскошь и мечтательность

Хотя фильмы Софии зачастую рассказывают о довольно универсальных идеях, многие критики ругают постановщицу за то, что ее героям сложно сопереживать. Дело в том, что большинство протагонистов – вполне состоятельные люди, которые страдают не от социальной несправедливости или сложных жизненных обстоятельств, а от внутренней дисгармонии. В центре внимания оказываются актеры («Где-то», «Трудности перевода»), молодые выпускницы Йельского университета и австрийские аристократки («Мария-Антуанетта»). Неважно, где они находятся и какие места занимают в социуме – тоска и апатия могут настигнуть и подростков из небольшого городка, и голливудскую звезду, путешествующую по Токио.

Пожалуй, самый яркий пример контраста между внешней идиллией и внутренними переживаниями – «Мария-Антуанетта» (2006) с Кирстен Данст в главной роли. Коппола превратила реальную историю последней французской королевы в что-то вроде подростковой драмы с непривычно роскошными декорациями. Этот ход кажется странным, но, по сути дела, злосчастная Мария-Антуанетта ведь действительно была тинейджером, когда ее выдали замуж за французского наследника. И, несмотря на то, что большинство подростков не проводят свои будни, поедая пирожные посреди Версаля, переживания будущей королевы не сильно отличаются от переживаний любой старшеклассницы – ей тоже нужно заводить новых друзей, тщательно следить за модой и не опозориться, пытаясь выстроить свои первые отношения. В то же время, фильм служит еще и метафорой селебрити-культуры и показывает, какую злую шутку с нами может сыграть зацикленность на материальных вещах.

Некоторые рецензенты считают, что Коппола довольно лицемерно игнорирует собственную привилегированность, критикуя высшее общество. Другие же утверждают, что в ее подходе чувствуется не только влияние, например, Федерико Феллини или Микеланджело Антониони, но любовь Софии к драматическим музыкальным клипам и фэшн-видео. Сама же постановщица утверждает, что она не пытается разоблачать селебрити-культуру или модную индустрию, а просто переплетает «легкомысленные» и «серьезные» темы. Отличная иллюстрация этого подхода – картина «Высшее общество», сюжет которой Коппола и вовсе взяла из материала Vanity Fair. Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о банде подростков, грабивших дома знаменитостей. С одной стороны, ленту можно трактовать как критику нашего общества, помешанного на звездах. С другой – София показывает, почему подростков привлекает мир знаменитостей, и что стоит за этим нездоровым интересом.

Сплоченная команда и узнаваемая музыка

Одна из самых характерный черт Софии Копполы как режиссера – постоянство. Тут нет резких переходов к новым форматам, экспериментов с новыми стилями или внезапных заигрываний с новыми жанрами. Она довольно часто работает с одними и теми же актерами: Кирстен Данст («Девственницы-самоубийцы», «Мария-Антуанетта» и «Роковое искушение»), Биллом Мюрреем («Трудности перевода», «Рождество Билла Мюррея») и Эль Фаннинг («Роковое искушение», «Где-то»). К слову, иногда сотрудничество с давними знакомыми становится поводом для дополнительной критики – например, Софию долго ругали в прессе за то, что она взяла Кирстен Данст на роль Марии-Антуанетты.

Но чаще всего фильмы Копполы можно распознать благодаря мечтательной и эклектической музыке, которую подбирают не в соответствии с сеттингом, а путем ассоциаций. Саундтреки обычно пишет либо группа Phoenix («Где-то», «Обманутый»), либо группа Air («Девственницы-самоубийцы»), либо их барабанщик – Брайан Рецелл («Мария-Антуанетта»). Сотрудничество с Phoenix можно считать особенно тесным – сейчас София замужем за фронтменом группы, Томасом Марсом. Впрочем, песни инди-рокеров появлялись в саундтреках ее фильмов задолго до знакомства с будущим партнером. Так что хотя бы здесь журналистам сложно обвинить постановщицу в том, что она работает исключительно со своими друзьями и родственниками.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: