Мир Миллара: Что читать у создателя «Кингсмана»
Выход на экраны сиквела ленты «Кингсмен» – отличный повод поговорить о Марке Милларе, создателе оригинального комикса. Еще одна причина вспомнить о нем – новость о покупке комикс-издательства Millarworld онлайн-кинотеатром Netflix. Как обычный шотландский гик превратился в источник вдохновения для Голливуда? И что почитать, пока стриминг-сервисы и киностудии готовятся экранизировать его очередное произведение? Рассказываем обо всем и по порядку.
Путь легенды
Родился Миллар в небольшом шотландском городе, где и прожил первые двадцать лет своей жизни. Детство было скромным: небогатая семья, четыре брата и старшая сестра. После смерти матери финансовая ситуация ухудшилась еще больше. Как-то в интервью Миллар даже шутил, что «кот ел в один день, а мы – на следующий». Возможно, именно благодаря строгому воспитанию сценарист и научился ценить деньги – многие коллеги не раз замечали, если кого-то из комикс-индустрии голливудские продюсеры могут обвести вокруг пальца, то только не Марка.
Как и многие будущие писатели, Миллар еще в детстве познакомился с комиксами. Событие было драматичным: первым прочитанным выпуском стал тот самый номер «Amazing Spider-Man», в котором погибла Гвен Стейси. Интерес к комиксам и Питеру Паркеру оказался настолько сильным, что однажды парень нарисовал себе на лице фирменную паутину супергероя перманентным маркером. К слову, как его родители не старались, а рисунок не смылся даже спустя неделю. На фотографии со своего Первого Причастия Марк гордо стоит в церкви с заметным рисунком на все лицо.
Несмотря на увлечения юного Миллара комиксами и успехи в рисовании, родители запретили ему поступать в художественный институт из-за дорогого обучения и «несерьезности» профессии. Вместо этого Марк поступил на экономический факультет Университета Глазго. Правда, проучился там всего год – смерть отца оставила его совсем без денег на учебу.
В 18 лет будущий писатель взял интервью у Гранта Моррисона («Лечебница Аркхэм») для одного из фанатских блогов. Во время разговора, по словам Миллара, Грант дал ему самый ценный совет за всю его карьеру: «Сосредоточься на чем-то одном, либо учись хорошо рисовать, либо работай над письмом. Не стоит пытаться стать и художником, и сценаристом». Марк выбрал карьеру сценариста и уже через пару лет получил возможность не просто разговаривать с Грантом, а и совместно работать над «Болотной тварью». С тех пор Моррисон стал покровителем молодого писателя: они выступали соавторами серий о Лиге Справедливости и о Флэше, а свои сольные комиксы Марк писал под руководством Гранта. Несомненно, самой известной работой Марка в издательстве DC является мини-серия «Супермен. Красный сын». Это альтернативная история Супермена, спасательная шлюпка которого приземляется не в Канзасе, а на территории украинского колхоза.
В 2000 году Миллар заменил легендарного Уоррена Эллиса на должности главного сценариста серии «Власть» импринта Wildstorm, а в 2004 году основал собственное издательство Millarworld. К такому решению его подтолкнул разговор с легендарным Стэном Ли. Во время беседы Стэн посоветовал Миллару не развивать «чужих» персонажей, а сосредоточиться на своих творениях. Одна из первых серий Millarworld «Особо опасен» стала самым продаваемым авторским комиксом десятилетия – читатели смели с полок свыше миллиона копий. Экранизация с Анджелиной Джоли и Джеймсом МакЭвоем вышла спустя 8 лет и собрала приличную кассу, но главное – понравилась многим кинокритикам.
Самым успешным «прыжком» Миллара в мир кино стала адаптация комикса «Пипец», вышедшая в 2010 году. Режиссер и сценарист фильма Мэттью Вон получил права на экранизацию еще до продажи первого выпуска, но ни одна студия не хотела снимать настолько необычный супергеройский фильм. Вон был уверен в успехе проекта и самостоятельно собрал необходимые для съемок $50 миллионов. Лента, конечно же, понравилась и критикам, и зрителям, а заодно – собрала свыше ста миллионов. Изданный в 2012 году комикс «Секретная служба» стал очередным хитом для Марка и его издательства, а заодно – отличным материалом для еще одной экранизации от Вона.
Умение искажать шаблоны и деконструировать порядком надоевшие супрегеройские и шпионские истории – одна из причин успеха Миллара как комикс-сценариста. Дар находить талантливых людей, а заодно – распоряжаться деньгами и вовремя договориться – то, что превратило застенчивого мальчика-гика в короля комикс-экранизаций. Судя по всему, «Пипец» и «Секретная служба» – далеко не последние истории Марка, которые мы увидим на большом (или маленьком) экране. Если вы тоже любите читать первоисточник перед просмотром фильма, то вот несколько комиксов Марка, достойных экранизации в ближайшее время.
«Американский Иисус»
Сценарист: Марк Миллар
Художник: Питер Гросс
Еще один талант Марка, о котором мы не упомянули в его биографии – умение шокировать людей и хвататься за «хайповую» тематику. Например, «Американского Иисуса» Марк провокативно называл «сиквелом Библии». История на самом деле больше напоминает мрачного «Гарри Поттера», вот только вместо письма из Хогвартса юный протагонист получает весть, что он – потенциальная реинкарнация Иисуса Христа.
Религиозная тематика в сериалах сейчас на пике популярности – «Американские боги» и «Проповедник» привлекают все больше зрителей, а BBC совместно с Amazon вовсю снимают экранизацию «Благих знамений». «Американский Иисус» мог бы отлично вписаться в эту волну, тем более, что до второго тома комикса у Миллара руки так и не дошли, а историю нужно закончить.
«Хрононавты»
Сценарист: Марк Миллар
Художник: Шон Гордон Мерфи
Если «Американский Иисус» – отличный материал для телевидения, то «Хрононавтам» точно нужен полноценный «блокбастерный» бюджет. В центре сюжета – два друга, придумавшие машину времени. Конечно, они решают не просто путешествовать во времени, а еще и транслировать свои приключения по телевидению (не сомневаемся, что Эйнштейн поступил бы так же). Идея комикса пришла Миллару в голову, когда знакомый с Universal Studios в шутку предложил ему придумать историю, в которой главные роли могли бы исполнить Крис Пратт и Крис Хэмсворт. Вот и с кастом все решено, осталось только снять.
«Убивашка»
Сценарист: Марк Миллар
Художник: Джон Ромита мл.
Если вы смотрели или читали «Пипец» Миллара и Ромиты, то наверняка успели полюбить Убивашку. Юная супергероиня Минди Маккриди уже успела получить собственную мини-серию комиксов, которая могла бы стать отличным материалом для телеэкранизации. В «Убивашке» мы видим Минди с более человечной стороны, становимся свидетелями ее непростой школьной жизни и попыток подружиться с одноклассниками. Представьте себе «Сплетницу», только с обильным количеством насилия и специфическим юмором.
«Huck»
Сценарист: Марк Миллар
Художник: Рафаэль Альбукерк
По словам самого Миллара, он написал комикс «Хак» в качестве ответа Заку Снайдеру и его претензиозному «Человеку из стали». И действительно, история получилась полной противоположностью пафосной и чересчур серьезной ленты. В центре повествования – простой фермер, обладающий супергеройскими способностями. В отличие от многих героев, которые больше философствуют о своей непростой судьбе, чем кого-то спасают. Хак рад любой возможности помочь. Он не отказывается даже от самых несерьёзных дел: снимает застрявших на деревьях котов и разыскивает потерявшихся соседей. И все это – без тени сомнения и без единого монолога о долге и чести.
«Хак» – самый ностальгический и милый комикс Миллара, напоминающий о том, что каждый может быть героем по-своему. Как раз то, что нужно скучающим телезрителям.
«Звездный свет»
Сценарист: Марк Миллар
Художник: Рафаэль Альбукерк
Главный герой «Звездного света» – пожилой мужчина, который когда-то был величайшим супергероем нашей планеты. Теперь он ослаб, поседел и вынужден каждый день выслушивать насмешки соседей, которые отказываются верить в его героическое прошлое. Конечно, насмешки оказываются напрасными, а пожилой герой отправляется в новое путешествие, похлеще всех приключений своей молодости. Кажется, из этой истории мог бы получится боевик повеселее «РЭДа», только вместо черного юмора тут – оптимизм.