Леген-дарно: как «Как я встретил вашу маму» изменил телевидение и сломал нам жизнь
Если все предыдущие сериалы, о которых мы рассказывали в рубрике, совершенствовали телевидение и вдохновляли последователей, то с «Как я встретил вашу маму» все немного не иначе. Шоу действительно было эпохальным и предложило совершенно новые подходы к сторителлингу, но в то же время стало той бомбой, которая окончательно подорвала жанр ситкомов, да еще и негативного сказалась на личной жизни своих фанатов.
Но давайте все же обо всем по порядку. 14 лет назад на канале CBS зрители впервые увидели Теда, Барни, Лили, Маршалла и Робин. Поэтому мы рассказываем, как же «Как я встретил вашу маму» изменил телевидение.
Наследие «Друзей»
Со времени выхода сериала Cheers в 1982 году, канал NBC фактически монополизировал ситкомы о компаниях друзей. Так было до 2004-го, когда после финала «Друзей» эстафетную палочку внезапно перехватил CBS благодаря выходу «Как я встретил вашу маму».
Сериал, как в своемя время история о шести нью-йоркцах, заговорил с новой аудиторией — молодой, прогрессивной и привыкшей проводить вечера в барах. Фанатская база нового сериала уже не воспринимала «Друзей», с их повадками 90-х, легким консерватизмом и простотой — интернет как раз набирал обороты и зрителям нужны были герои, существовавшие в тех же условиях, что и они сами.
Сериал сразу же набрал приличную аудиторию и убедил боссов CBS дальше развивать молодежную тему, в результате чего на канале появились «Теория большого взрыва» и «Две девицы на мели».
Вот только несмотря на разную аудиторию, КЯВВМ пошел по пути «Друзей» — персонажи вроде как развивались, но на самом деле только гиперболизировали свои классические особенности с каждым новым сезоном. Вот только если у шоу Кауфман/Крейн герои были довольно типичными, то замысловатые архетипы Крейга Томаса и Картера Бэйса начали разваливаться, столкнувшись с новыми социальными ролями: Барни пытался одновременно быть и ловеласом, и сохранять отношения, Робин лихорадило из-за ее «мужского» воспитания, Маршалл никак не мог определиться, успешный он юрист или неудачник, а пробивная Лили постоянно возвращалась на исходные позиции потому что иначе никак. Единственной аморфной массой в этом букете ярких персоналий был Тед, остающийся нытиком и мямлей в любой ситуации.
Как результат, к финальному сезону критические отзывы превратились из восторженных в негативные. Правда, аудитория сериала от этого не уменьшилась, хотя зрители все чаще признавались, что просто «досматривают» шоу.
Крах ситкомов
Сейчас последним успешным ситкомом принято называть «Теорию большого взрыва» и это неудивительно — сериал семь лет подряд держался в первой тройке самых рейтинговых программ США (речь о последних семи сезонах). Несмотря на то, что шоу критики недолюбливали (оно действительно словно замерло во времени), зрительскую симпатию оно удержало вплоть до финала (и во время него).
У «Как я встретил вашу маму» дела обстояли иначе — начиная с пятого сезона, сериал постоянно подвергался волнам негатива, что не давало ему нарастить аудиторию, а сюжетные ходы очень ярко подсвечивали стандартные проблемы ситкомов. В результате дискуссия о проблематике такого типа вышла на запредельный уровень, что привело к ужасному для США результату — закату эпохи ситкомов в их классическом значении. Тут стоит уточнить, что «Как я встретил вашу маму» стал не причиной краха, а лишь катализатором, попавшим в нерв отрасли.
Со времен поздних сезонов КЯВВМ только один сериал (мы все еще о ситкомах) NBC и CBS перешагнул гроссмейстерский показатель в 100 эпизодов — «Мама» Чака Лорри. И это мы говорим о каналах с самой большой аудиторией в США, которые производили классические ситкомы (20-24 серии по 20 минут) еще с 50-х.
Мастерство сторителлинга
При этом первые сезоны шоу были образцом для подражания, используя крайне изобретательный, как для ситкома, прием подачи информации — «ненадежный рассказчик». Все истории рассказываются Тедом, и это позволяет существенно влиять на сюжет, не ломая внутреннюю логику повествования. Вспомните хотя бы гениальный эпизод, где речь идет о марихуане, которую герой заменяет на сэндвичи, чтобы ужаться в рейтинг. Такого было много — шоураннеры ловко обыгрывали забывчивость персонажа, личную точку зрения на ситуацию и еще множество деталей.
Кроме того, такой подход позволял играться с чеховскими ружьями, которые в шоу стреляли с частотой зенитки. Сериал очень часто полагался на фразу «Об этом расскажу как-нибудь в другой раз» и постоянно уверенно разыгрывал эту карту, растягивая отдельные сюжетные арки на несколько сезонов. Вспомните легендарную историю об ананасе, детали которой раскрылись только в специальном ролике-дополнении, снятом уже после окончании шоу. Хотя, наверное, более образцовым будет пример «игривой тыквы» (хоть убейте, «шлюшка-тыква» в дубляже звучит слишком агрессивно), история которой обыгрывалась каждый хелоуинский эпизод, вплодь до развязки, которая таки наступила.
Отдельного упоминания заслуживает креативность шоураннеров, которые умудрились создать огромное множество узнаваемых ритуалов, объектов, фраз и персонажей, превративших сериал в культовое шоу. Особенно тут выделяется, конечно же, Кодекс братана, получивший даже физическую оболочку. Это же леген… подождите… дарно!
Но, наверное, главным подарком «Как я встретил вашу маму» для современного телевидения стала мультижанровость. За пять лет до того, как Дэн Хармон возвел этот прием в абсолют во время работы в «Сообществе», Томас и Бейтс ловко миксовали самые разные киножанры, от ужасов до ромкомов, в пределах одного эпизода КЯВВМ. При этом, чтобы не страдала цельностью сюжета, история опять же подавалась под соусом «особенностей рассказчика». Это позволяло заниматься жанровой миксологией в каждой отдельной сцене, не выделяя для этого целые серии, как в том же «Сообществе» или «Ривердейле».