Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Леген-дарно: как «Как я встретил вашу маму» изменил телевидение и сломал нам жизнь

Две стороны медали одного успешного сериала

Если все предыдущие сериалы, о которых мы рассказывали в рубрике, совершенствовали телевидение и вдохновляли последователей, то с «Как я встретил вашу маму» все немного не иначе. Шоу действительно было эпохальным и предложило совершенно новые подходы к сторителлингу, но в то же время стало той бомбой, которая окончательно подорвала жанр ситкомов, да еще и негативного сказалась на личной жизни своих фанатов.

Но давайте все же обо всем по порядку. 14 лет назад на канале CBS зрители впервые увидели Теда, Барни, Лили, Маршалла и Робин. Поэтому мы рассказываем, как же «Как я встретил вашу маму» изменил телевидение.

Наследие «Друзей»

Со времени выхода сериала Cheers в 1982 году, канал NBC фактически монополизировал ситкомы о компаниях друзей. Так было до 2004-го, когда после финала «Друзей» эстафетную палочку внезапно перехватил CBS благодаря выходу «Как я встретил вашу маму».

Сериал, как в своемя время история о шести нью-йоркцах, заговорил с новой аудиторией — молодой, прогрессивной и привыкшей проводить вечера в барах. Фанатская база нового сериала уже не воспринимала «Друзей», с их повадками 90-х, легким консерватизмом и простотой — интернет как раз набирал обороты и зрителям нужны были герои, существовавшие в тех же условиях, что и они сами.

Сериал сразу же набрал приличную аудиторию и убедил боссов CBS дальше развивать молодежную тему, в результате чего на канале появились «Теория большого взрыва» и «Две девицы на мели».

Вот только несмотря на разную аудиторию, КЯВВМ пошел по пути «Друзей» — персонажи вроде как развивались, но на самом деле только гиперболизировали свои классические особенности с каждым новым сезоном. Вот только если у шоу Кауфман/Крейн герои были довольно типичными, то замысловатые архетипы Крейга Томаса и Картера Бэйса начали разваливаться, столкнувшись с новыми социальными ролями: Барни пытался одновременно быть и ловеласом, и сохранять отношения, Робин лихорадило из-за ее «мужского» воспитания, Маршалл никак не мог определиться, успешный он юрист или неудачник, а пробивная Лили постоянно возвращалась на исходные позиции потому что иначе никак. Единственной аморфной массой в этом букете ярких персоналий был Тед, остающийся нытиком и мямлей в любой ситуации.

Как результат, к финальному сезону критические отзывы превратились из восторженных в негативные. Правда, аудитория сериала от этого не уменьшилась, хотя зрители все чаще признавались, что просто «досматривают» шоу.

Крах ситкомов

Сейчас последним успешным ситкомом принято называть «Теорию большого взрыва» и это неудивительно — сериал семь лет подряд держался в первой тройке самых рейтинговых программ США (речь о последних семи сезонах). Несмотря на то, что шоу критики недолюбливали (оно действительно словно замерло во времени), зрительскую симпатию оно удержало вплоть до финала (и во время него).

У «Как я встретил вашу маму» дела обстояли иначе — начиная с пятого сезона, сериал постоянно подвергался волнам негатива, что не давало ему нарастить аудиторию, а сюжетные ходы очень ярко подсвечивали стандартные проблемы ситкомов. В результате дискуссия о проблематике такого типа вышла на запредельный уровень, что привело к ужасному для США результату — закату эпохи ситкомов в их классическом значении. Тут стоит уточнить, что «Как я встретил вашу маму» стал не причиной краха, а лишь катализатором, попавшим в нерв отрасли.

Со времен поздних сезонов КЯВВМ только один сериал (мы все еще о ситкомах) NBC и CBS перешагнул гроссмейстерский показатель в 100 эпизодов — «Мама» Чака Лорри. И это мы говорим о каналах с самой большой аудиторией в США, которые производили классические ситкомы (20-24 серии по 20 минут) еще с 50-х.

Мастерство сторителлинга

При этом первые сезоны шоу были образцом для подражания, используя крайне изобретательный, как для ситкома, прием подачи информации — «ненадежный рассказчик». Все истории рассказываются Тедом, и это позволяет существенно влиять на сюжет, не ломая внутреннюю логику повествования. Вспомните хотя бы гениальный эпизод, где речь идет о марихуане, которую герой заменяет на сэндвичи, чтобы ужаться в рейтинг. Такого было много — шоураннеры ловко обыгрывали забывчивость персонажа, личную точку зрения на ситуацию и еще множество деталей.

Кроме того, такой подход позволял играться с чеховскими ружьями, которые в шоу стреляли с частотой зенитки. Сериал очень часто полагался на фразу «Об этом расскажу как-нибудь в другой раз» и постоянно уверенно разыгрывал эту карту, растягивая отдельные сюжетные арки на несколько сезонов. Вспомните легендарную историю об ананасе, детали которой раскрылись только в специальном ролике-дополнении, снятом уже после окончании шоу. Хотя, наверное, более образцовым будет пример «игривой тыквы» (хоть убейте, «шлюшка-тыква» в дубляже звучит слишком агрессивно), история которой обыгрывалась каждый хелоуинский эпизод, вплодь до развязки, которая таки наступила.

Отдельного упоминания заслуживает креативность шоураннеров, которые умудрились создать огромное множество узнаваемых ритуалов, объектов, фраз и персонажей, превративших сериал в культовое шоу. Особенно тут выделяется, конечно же, Кодекс братана, получивший даже физическую оболочку. Это же леген… подождите… дарно!

Но, наверное, главным подарком «Как я встретил вашу маму» для современного телевидения стала мультижанровость. За пять лет до того, как Дэн Хармон возвел этот прием в абсолют во время работы в «Сообществе», Томас и Бейтс ловко миксовали самые разные киножанры, от ужасов до ромкомов, в пределах одного эпизода КЯВВМ. При этом, чтобы не страдала цельностью сюжета, история опять же подавалась под соусом «особенностей рассказчика». Это позволяло заниматься жанровой миксологией в каждой отдельной сцене, не выделяя для этого целые серии, как в том же «Сообществе» или «Ривердейле».

Проблемы воспитания

«Как я встретил вашу маму» — первый (и похоже единственный) ситком, поставивший романтические отношения во главе угла. Обычно это было (и остается) уделом мыльных драм или, реже, престижного телевидения. КЯВВМ, несмотря на то, что вроде был сериалов о друзьях, на самом деле постоянно возвращался к теме построения отношений. И существенно испортил этим жизнь собственной аудитории.Как показывает исследование, опубликованное в книге Psychology of Popular Media Culture, фанаты ситкомов, сосредоточенных вокруг романтических отношений, более цинично относятся к любви, что сказывается на отношениях в реальной жизни (синдром самосбывающегося пророчества). Главным представителем таких шоу является, как раз «Как я встретил вашу маму». Если обычно поп-культура продуцирует более романтичный подход к отношениям (настоящая любовь и все дела), то КЯВВМ продемонстрировал куда более «реалистичный» подход: «если человек не устраивает по всем параметрам, бросай». И это подводит нас к главному антагонисту сериала. Теду.Прежде всего стоит сказать, что «Как я встретил вашу маму» часто критиковали как раз за размывание моральных норм современного общества — персонажи часто поступали абсолютно неадекватно, но никаких последствий их поведения не возникало. Лили воровала, Маршалл вел себя абсолютно инфантильно, Барни… сами знаете, Робин практически всегда была высокомерной и двуличной ко всем, кроме друзей. Тед же, как главный герой сериала, собрал все «лучшее».Сложно посчитать, какого тв-героя не любят больше — Кэри Бредшоу или Теда Мосби. Оба персонажа обычно ненавидимы именно из-за своих романтических похождений. Мы даже не будем пробовать перечислить все разрывы Теда, которые не вписываются в каноны адекватного поведения. Хотя для примера приведем ситуацию с Викторией, которой он предложил отношения на расстоянии, когда та уезжала в Европу, после чего не отвечал на посылки, изменил с Робин и так и не нашел в себе сил расстаться с девушкой в личном разговоре.На этом фоне остальные друзья всегда меркли. Хотя все проблемы шоу остались в тени финала, который внезапно решил придать гротескным приключениям друзей нотку реализма, благодаря чему оказался в списке худших окончаний всех времен. Вот такая вот контроверсивность.