Огни Нью-Йорка: как «Секс в большом городе» изменил телевидение
Когда мы говорим о начале эпохи действительно влиятельных телесериалов, все признание неминуемо достанется одному шоу канала HBO – «Клану Сопрано». Безусловно, драма Дэвида Чейза изменила телевидение и превратила HBO в того гиганта индустрии, которым канал является сегодня, но она не сделала это в одиночку. Параллельно со взлетом эпопеи о преступном мире (а точнее – на полгода раньше) стартовал кардинально другой, не менее важный сериал – «Секс в большом городе» Даррена Стара.
Возможно, сравнение этих шоу покажется кому-то богохульным – в конце концов, критики хвалили творение Чейза не менее эмоционально, чем ругали историю о четырех манхэттенских девушках. И все же, если говорить о влиянии на индустрию (и, будем откровенны, на жизнь миллионов телезрителей), сериалы равноценны. Рассказываем, как экранизация колонки Кэндес Бушнелл дала новое дыхание ромкому, запустила карьеру Брэдли Купера и обзавелась целой армией последователей.
Первая антигероиня телевидения
«Секс в большом городе», конечно, не был первым «женским» сериалом, и даже не первым шоу о независимых взрослых героинях, покоряющих мегаполис. Уже, например, в 1970-х эту нишу занимал ситком «Шоу Мэри Тайлер Мур», рассказывающий о тридцатилетней радиоведущей, которая наслаждается своей свободой. И все же, большинство телегероинь создавались с мыслью о том, что их приключения и характеры должны быть понятными не только женщинам, но и их мужьям. Они были независимыми, решительными, но в то же время добрым, чуткими и веселыми. У них никогда не было ПМС или похмелья, а любой мужчина-зритель мог спать спокойно, зная, что у его жены или девушки есть хорошая ролевая модель.
Когда стартовал «Секс в большом городе», главной претензией большинства критиков было то, что героини слишком эгоистичны, агрессивны, зациклены на отношениях и собственной внешности. Иными словами – вели себя, как живые люди, а не идеальные домохозяйки из старых ситкомов. Кэрри Брэдшоу и вовсе можно считать первой полноценной антигероиней телевидения – благодаря ей в сериалах появились сложные, не всегда симпатичные женские персонажи: протагонистки «Отчаянных домохозяек», Лиза из «Моложе», Иса из «Белой вороны» и даже суровая Джессика Джонс. Конечно, сейчас сериал сложно не критиковать из-за явных проблем с репрезентацией населения Нью-Йорка – почти все персонажи белые, обеспеченные и конвенционально красивые, а темнокожие герои, ЛГБТ-персонажи и азиаты сводятся к довольно ксенофобным (по сегодняшним меркам) карикатурам. И все же, он показал, что девушки не обязаны быть милыми, добрыми и собранными – они тоже совершают ошибки, слишком много пьют, ругаются и даже изменяют своим партнерам.
Керри Бредшоу
Миранда
Шарлотта
Саманта
Собственно, секс
Думаете, шутки о том, что сериалы HBO порой сложно отличить от порнографии, появились после выхода «Игры престолов»? Во время трансляции первого сезона творения Даррена Стара, критики были шокированы количеством интимных сцен и еще более интимных разговоров. В отличие от тех самых «Друзей», где герои (ладно, Джоуи) регулярно заводили новых партнеров, но никогда не страдали от последствий, «Секс в большом городе» затрагивает довольно мрачные стороны раскрепощенной жизни. Саманта, например, проходит тест на ВИЧ (и до сих пор является одной из немногих поп-культурных персонажей, сделавших это), Миранда заражается хламидиозом, а Шарлотта подхватывает лобковую вошь. Вы представляете, чтобы с такой проблемой сталкивались, допустим, герои «Сайнфелда»?
Конечно, с современной точки зрения изображение сексуальности в сериале выглядит немного устарело – особенно, когда в одной серии Кэрри утверждает, что «бисексуальности не существует». И все же, сам факт того, что девушки смогли открыто проявлять свой сексуальный аппетит, обсуждать свой опыт и этические дилеммы, связанные с эмансипацией (например, являются ли деньги, найденные на прикроватной тумбочке после страстной ночи, оскорблением) – уже существенная победа над ханжеством поп-культуры прошлого.
Конечно, с современной точки зрения изображение сексуальности в сериале выглядит немного устарело – особенно, когда в одной серии Кэрри утверждает, что «бисексуальности не существует».
Бокс-сеты и эмоциональные перепросмотры
«Секс в большом городе» стартовал в 1998 году, буквально через пару лет после изобретения формата DVD, и это сыграло ему на руку. Дело в том, что канал HBO одними из первых начал продавать свои сериалы на дисках, а позже, после окончания шоу все сезоны собирались в бокс-сеты. Это позволяло фанатам хранить любимую историю дома и пересматривать в любой нужный момент. Как раз такой формат отлично подходил к структуре «Секса в большом городе» – несмотря на наличие сюжетных арок, каждый эпизод сериала фокусировался на одной проблеме. Учитывая, что приключения героинь были необычайно жизненными, шоу стало универсальным «постыдным удовольствием», для повторного просмотра, для которого всегда находился повод.
Еще одна причина культовости шоу – то, что все показанные локации, рестораны, отели и кофейни действительно существуют в Нью-Йорке, и любой фанат может пройтись по местам былой славы героинь. Шоураннер Даррен Стар в интервью рассказывает, что его целью было показать любимый город таким, каким он есть на самом деле и «переписать» его репутацию. Сейчас сложно поверить, что у мегаполиса когда-то была дурная слава, но в глазах многих американок Нью-Йорк тогда действительно был чрезвычайно опасным городом, полным преступников и шарлатанов. Сейчас самые отверженные поклонницы шоу даже обладают возможностью купить билет на специальный тур по Манхэттену, посвященный «Сексу в большом городе».
Молодые лица
Сериал познакомил зрителей не только с Маноло Блаником, но и с доброй дюжиной малоизвесных актеров, которые сейчас считаются одними из самых знаменитых исполнителей своего поколения. Кэт Деннингс («Две девицы на мели») в одной серии сыграла юную и испорченную клиентку Саманты, Джастин Теру («Маньяк») появился в шоу в двух разных ролях. Бобби Каннавале сыграл любовника Саманты, молодой Брэдли Купер – кавалера Кэрри, Кайл Маклахлен — пассию Шарлотты, а Винс Вон – агента Мэтта Деймона. Список можно продолжать практически до бесконечности.
При этом, в шоу нашлось место для камео от уже известных актеров: Хэзер Грэм и Люси Лью сыграли самих себя, Бон Джови – фотографа, Сара Мишель Геллар – агента Кэрри. Голливудский сценарист в исполнении молодого, но уже довольно знаменитого Мэттью Макконахи очаровал Кэрри и даже предложил превратить ее колонку в полнометражный фильм. Да, оказывается, метамодернизма в этом сериале тоже хватало.