Мнение не спрашивали: редакция Vertigo о будущем бондианы

За последние два года бондиана пережила немало проблем. Дэниэл Крэйг не хотел возвращаться во франшизу, позиция режиссера очень долго пустовала, потом был Дэнни Бойл, с переменным успехом писавший сценарий. Крэйга таки убедили, а постановщика наконец выбрали. Ленту снимает сам Кэри Фукунага, сделавший имя на первом сезоне «Настоящего детектива» и фильме «Безродные звери» с любимым «интернетным» Бондом — Идрисом Эльбой. Дэнни Бойла не удержали, окей, зато сценарий после него корректирует сверхталантливая Фиби Уоллер Бридж («Флибэг»).
Франшиза вроде бы стала на ноги и съемки в активной фазе. Впрочем, турбулентность, которую переживает бондиана, не может не бросаться в глаза. Так что редакция Vertigo решила немного обсудить, что же на самом деле для нас значит франшиза об агенте 007 и каким мы видим ее будущее.
Аня
С каждым годом создавать кино о Джеймсе Бонде все сложнее и сложнее — как вообще вместить этого динозавра в реалии 21-го века я не знаю. Представьте фильм, где в центре сюжета настоящий сексист, расист и гомофоб, госслужащий, которого очень волнуют костюмы, спорткары и коктейли. И это в эпоху #MeToo, ресайклинга и инклюзивности. Для старины Бонда сейчас время враждебней некуда — авторам просто не с чем работать. Потому что современная бондиана в моем понимании — это древний скелет, на который пытаются надеть немного «мяска» в виде современных гаджетов и актуальной социально-политической повестки.
Джеймс Бонд — это яркая иллюстрация гротескной традиции, рожденной во времена Британской империи, когда мальчиков в очень раннем возрасте отдавали в закрытые государственные школы, чтобы оттуда вышли настоящие суровые джентльмены. Все мы уже толком привыкли к бесчувственному нигилизму агента 007. Но дело в том, что персонаж по сути выступает за идею империи, британского героизма, которая укоренилась в очень специфических социально-исторических обстоятельствах и которой очень не комфортно в современных реалиях. Это совершенно безэмоциональный и весьма токсичный персонаж, который склоняет к сексу даже лесбиянок («Goldfinger»), дает чаевые индийцам «на кари» («Octopussy») и пытается превратиться в японца при помощи мейкапа («You Only Live Twice»). Ах да, еще утешает девушку, надломленную секс-рабством… сексом («Skyfall»).
В какой-то момент во франшизе появилась Джуди Денч, взявшая на себя изначально мужскую роль М. Она то и была праведным критическим женским голосом бондианы, открыто называя агента 007 сексистом. Теперь, когда Ральф Файнс взял на себя роль босса Бонда, это чувство равновесия утрачено. Возможно пора сойтись на том, что персонаж больше не соответствует архетипу героя и прикрыть франшизу вообще. Или же, если Бонда отпускать тяжело, тогда давайте признаем его противоречивую натуру и перестанем продавать этого шпиона как воплощение британской проницательности и образец для подражания. Он просто не вписывается в рамки современной эпохи по условиям контракта — миллионы долларов корпоративного спонсорства, которые продюсерская компания EON получает каждый раз, когда в лентах о Бонде появляются дорогие бренды, растрачиваются впустую.
Саша
Тут я совершенно согласна с Аней. Бонд — яркий символ минувшей эпохи, когда никто не задумывался о вреде токсичной маскулинности, а Великобритания ассоциировалась не с культурным плюрализмом, а с ироничными белыми мужчинами. Осовременить такой образ — задача не из легких, хотя бы потому, что сейчас мало кто воспринимает злоупотребление алкоголем и беспорядочную половую жизнь как показатель жизненного успеха. Нет, серьёзно, я не сомневаюсь, что некоторые читатели сейчас скривятся и скажут, что эти злобные феминистки снова хотят все испортить. Но, положа руку на сердце, вы действительно считаете ролевой моделью героя, который обманом затаскивает женщин в постель, воюет на стороне Моджахедов и убивает безоружных противников?
Если даже получится превратить этого легендарного ксенофоба и сексиста в прогрессивного человека, то что в нем останется от того Бонда, к которому мы привыкли?
Мне кажется, единственный тут вариант — отбросить всю серьёзность и дальше снимать бондиану в качестве самопародии, хотя бы тогда этот образ холодного сердцееда сможет как-то вписываться в современную повестку.
Тем более, что франшиза уже обладает настолько узнаваемыми чертами, что и так не сильно отличается от пародии. Впрочем, тогда бондиану сложно будет отличить от условного «Агента Арчера» — там тоже вовсю используются шаблонные ходы из шпионских романов, а протагонист напоминает доведённого до гротеска 007.
Идея заменить Джеймса женской версией Бонда мне тоже кажется сомнительной — нам действительно не хватает хороших историй о девушках, но гендерная инверсия вряд ли решит этот вопрос. Фильм о, допустим, Джемме Бонд не будет самостоятельным произведением и не даст зрителям яркую протагонистку, а просто в лишний раз подчеркнет абсурдность оригинальной франшизы.
Юра
После двух настолько разгромных комментариев, я прям чувствую как должен защитить праведное имя британского джентльмена, который иногда любит отвесить оплеуху девушке за то, что та его не слушает. Правда есть одно но.
Бондиана всегда умудрялась мимикрировать под окружающие тренды. Замена Коннери на Мура превратила экранизации в адаптации, Далтон добавил привычного для боевика 80-х странного экшна, Броснан полностью сместил акценты в сторону хай-тека и смазливости, а Крэйг удачно добавил франшизе реализма и приземленности. Да, сейчас действительно не те времена, чтобы лечить девушек от гомосексуализма, но жанровые фильмы теперь «новый черный» и шпионская история об агенте 007 вполне могла бы подстроится под окружение.
Вот только я считаю, что время уже прошло. Окно было сразу после «Скайфолла» — фильм отлично ставил точку в реалистичной истории Бонда, поменял второстепенных персонажей и готов был эволюционировать. Но Барбара Брокколи не решилась на то, чтобы сменить вечно ноющего Крэйга, превратила «Спектр» в странную смесь индийского фильма, ромкома и «Коммандос», чем проиграла борьбу тому же «Кингсмену». Мэттью Вон раньше продюсеров бондианы сообразил о том, что же нужно современному зрителю и сейчас попытка агента 007 уйти на территорию жанрового постмодернизма превратится в копирование более смышленых конкурентов.
Интересно, как именно развернет историю Фиби Уоллер Бридж, что именно добавит Кэри Фукунага, но что-то мне подсказывает, что с Крэйгом в главной роли Бонд не сможет эволюционировать.