Секс, смерть и морская свинка: 4 причины посмотреть сериал Fleabag
Эта девушка озвучила свободолюбивого дроида L3 в сольнике о Хане Соло и придумала сериал «Убивая Еву». Но мир узнал о Фиби-Уоллер Бридж даже не благодаря «Звездным войнам», а после премьеры совершенно удивительного британского сериала Fleabag, название которого перевести вообще довольно сложно. Самый подходящий вариант – дрянь. Нет, это не очередной ситком о женщине, которая в свои 30 лет пытается найти баланс между работой, личной жизнью и назойливыми родственниками. И в то же время — Fleabag именно об этом. В апреле вышел второй сезон, который стал последним. История окончена. Удивительно для наших времен видеть, как хорошая тв-драма не растягивается резиной по малому экрану. Пока Фиби занимается доработкой сценария к предстоящем фильму о Джеймсе Бонде (да, она и такое умеет), рассказываем, почему стоит бегом смотреть Fleabag.
Сценарий
В центре сюжета девушка (Фиби Уоллер-Бридж), имени которой мы так и не узнаем. Ей около тридцати, она живет в Лондоне и пытается держать на плаву собственное кафе. Попутно героиня переживает недавнюю смерть лучшей подруги Бу (Дженни Рейнсфорд), прилагает все усилия чтобы найти общий язык с эмоционально закрытой сестрой Клэр (Сиан Клиффорд) и не побить ее мужа-алкоголика Мартина (Бретт Гельман). Еще есть отец (Билл Патерсон), который завел отношения с крестной матерью героини (Оливия Колман) сразу же после смерти жены — матери протагонистки. Не особо понимая, как на такое реагировать, девушка с головой окунается в пучину мазохистких отношений с кем попало.
В основе сериала Fleabag одноименная моно-пьеса, которую написала сама
Фиби Уоллер-Бридж и впервые представила еще в 2013 году на сцене Эдинбургского театра. К слову, совсем недавно Фиби привезла постановку на Бродвей и собрала очередную порцию оваций. Сценарий шоу уникальный – по темпу он выстроен как ситком, однако не может не впечатлять своей угрюмой эмоциональной и сексуальной честностью.
Первые эпизоды концентрируются вокруг одной женщины, но постепенное развитие вплоть до финала второго сезона дает понять, что перед нами история целой семьи. Каждая вторая сцена здесь призвана побороть сериальные клише. Конфликты, копившиеся годами, невозможно решить в пределах 20-минутого эпизода. Психологические неврозы не лечатся после одного разговора по душам. Любовь не побеждает зло. Во многом для протагонистки любовь как раз и отождествляет зло. Жизнь ведь вовсе не похожа на ситком, а Fleabag – это ситком, постоянно играющих против правил собственного жанра.
Юмор
История здесь рассказана от первого лица, а значит у нас есть одна единственная точка зрения на ситуацию – со стороны героини Фиби. Но дело в том, что эта героиня ищет эмоциональную защиту в юморе, превращая любой серьезный разговор в шутку (прямо как Чендлер). Эту концепцию легко проследить даже по открывающей сцене пилотного эпизода – мало какой сериал начинается с гэга об анальном сексе.
Ко всему, не забывайте, что перед нами британская комедия, а значит шутки здесь грязнее некуда. При этом черный юмор, к примеру о раке или аборте, не призван шокировать зрителя. По словам самой Уоллер-Бридж, таким образом психологически сдержанные британцы просто борются с плохим настроением и постоянной тягой спрыгнуть с лондонского моста.
В Fleabag юмор примечательный еще и своей скоростью. Скорострельные шутки на ТВ, как мы знаем, давно не в почете. Однако здесь они подаются без какой-либо экспрессии. Умножьте британское хладнокровие на быстрый гэг и получите типичную сцену из шоу Фиби Уоллер-Бридж.
Персонажи
Здесь буквально каждый на вес золота. Даже те актеры, кому достались крохотные камео. Этих персонажей очень тяжело любить, но очень легко ассоциировать с собой. Не зря шоу названо «Дрянь» — сама протагонистка не лучший пример для подражания. Она как будто только начала жить, и может позволить себе бездарно тратить время, размышляя, чего хочет, пока вокруг рушится ее же мир. Эксплуатация наивного бойфренда – почему бы и нет. Украсть дорогую статую у мачехи – запросто. О других грехах героини умолчу чтобы не спойлерить.
Если в первом сезоне Сиан Клиффорд в роли Клэр была просто нервным контрол-фриком, выгодно отення беззаботность сестры, то во втором ее неврозы стали многоуровневыми, раскрывая весь трагизм персонажа. Оливия Коулман в роли мачехи дала настоящий мастер-класс в пассивно-агрессивной игре. А эпизодическая роль Кристин Скотт Томас во втором сезоне навсегда запомнится феминистским монологом за барной стойкой: « Женщины рождаются с болью, заложенной в… месячных, болью в груди, родах. Мужчины должны эту боль искать… они начинают войны, чтобы ее проживать и касаться друг друга, а когда нет никаких войн, они играют в регби».
Мужские роли здесь не менее удивительные – от мерзавца Мартина в исполнении Бретта Гельмана до безымянного священника, которого сыграл Эндрю Скотт (тот самый Мориарти из «Шерлока»). Образ Мартина – рафинированный антагонист но лишь на первый взгляд. Как это часто бывает в жизни, персонажа хочется то ударить, то искренне пожалеть. Скотту достался уникальный образ – святого отца, отвечающего «Well, fuck you too», если вы избегаете разговора с ним. Впрочем, лучшая сцена со Скоттом даже не та, где он в панике прячется от лисы, а монолог о том, что любовь по своей сути ужасна в финале второго сезона.
Формат
Даже если отнять емкий сценарий и прекрасный юмор — Fleabag довольно стильное шоу. Грязный фри-джаз в саундтреке — дело рук сестры Фиби Уоллер-Бридж — Изабель. Поскольку второй сезон тесно завязан на священнике, в музыкальном оформлении много церковных песнопений, что смотрится особенно причудливо в абсолютно бытовых сценах. Например, когда главная героиня принимает ванну, читая библию. Ну а за трек Alabama Shakes в финале особая благодарность.
О скорости комедии я уже писала. Такой темп во многом обязан монтажу. Им в шоу занимались Пол Маччлис (который принес этот стиль из другого культового британского ситкома «Пип-шоу») и Гарри Долнер (сейчас он монтирует для Фиби «Убивая Еву). Эти ребята совершенно не обращают внимание на интонацию сцены – любой разговор может прерваться монтажной склейкой, не дав персонажу закончить рассказ. Таким образом автор акцентирует внимание на том, насколько эгоистичной является протагонистка (на первых порах), с чьей перспективы рассказана история.
Впрочем, по-настоящему уникальным сериал делает даже не монтаж, а полное разрушение четвертой стены. Героиня постоянно устанавливает связь со зрителем, обращаясь в камеру и делает это, совершенно не сбавляя темп рассказа. Осмелюсь сказать, что разрушение четвертой стены от Уоллер-Бридж даже лучше чем у Дэдпула и Фрэнка Андервуда. Больше того – Фиби умудрилась продвинуть этот прием сторителлинга на ступень выше. В одном из диалогов, после очередного «невидимого» обращения героини в камеру, священник спрашивает ее «что это ты только что сделала?». Такого в истории ТВ, кажется, еще не было.