7 комиксов о Бэтмене, вдохновивших трилогию Нолана
Примерно двадцать лет назад вышла кэмповая лента Джоэла Шумахера «Бэтмен и Робин», положившая конец эпохе легкомысленных фильмов о Брюсе Уэйне. Двенадцать лет назад Бэтмен вернулся, но в радикально новом амплуа: Кристофер Нолан сделал супергероя серьезным, его врагов – мрачными фанатиками, гангстерами и анархистами, а Готэм – удивительно реалистичным. Поклонников комиксов такие перемены не удивили, ведь они давно знали, что порой мир DC гораздо более похож на реальный, чем в лентах Тима Бертона или в субботних мультфильмах о Бэтмене и Робине.
В честь десятилетия «Темного рыцаря» рассказываем, какие графические истории вдохновили Нолана на создание его легендарных картин, навсегда изменивших мейнстримное представление о супергероике.
«Бэтмен» #1 (1940)
Авторы: Билл Фингер, Боб Кейн
По словам Кристофера Нолана, параллели между сюжетом первого выпуска сольной серии Бэтмена и своей лентой он увидел уже после того, как отснял первую часть трилогии. Тем не менее сходства между лентой и красочным классическим комиксом есть. Во-первых, в истории Фингера и Кейна впервые появляется Джокер, хотя тут он всего лишь психопат, оставляющий гротескные улыбки на лицах своих жертв. Во-вторых, как и в «Темном рыцаре», в комиксе есть сюжетная линия о том, как криминальные авторитеты пытаются сопротивляться Джокеру, но не могут победить безумного антагониста. На самом деле, не вдохновляться этим комиксом было бы просто невозможно – тут впервые рассказана предыстория главного героя, показана Женщина-кошка и Робин.
Буду откровенен, я читал все ранние выпуски о Бэтмене. Мы не обращали внимание на эти комиксы до того момента, пока не придумали свою историю, и пока Джонатан не сел за сценарий. Он мне позвонил внезапно и спросил, не перечитывал ли я последним временем первые комиксы о Бэтмене. А потом мы перечитали свои идеи и поняли, что многое там напоминает именно эти комиксы. Правда, мы пришли к этим идеям окольными путями – исследуя более недавнюю эволюцию Джокера.
«Бэтмен» #251 (1973)
Авторы: Дэнни О’Нил, Нил Адамс
Когда мы думаем о мрачном Бэтмене, в голову сразу приходят работы Алана Мура и Фрэнка Миллера. Влияние этих авторов на Готэм Нолана очевиден, но ошибочно было бы полагать, что до них никто не рассказывал серьезные истории об этом герое. Легкомысленные комиксы о Бэтмене вышли из моды еще в начале 1970-х. Возможно, поклонники DC подустали от кислотного сериала с Адамом Уэстом, а возможно сказалось ослабление цензуры в мире графики. Как бы там ни было, работы О’Нила и Адамса познакомили читателей с гораздо более суровыми злодеями, среди которых был и Рас аль Гул. В арке «Пятикратная месть Джокера» авторы рассказывают о том, как Бэтмен мечется по Готэму, пытаясь спасти соратников мистера Джея от их собственного кровожадного босса.
«Бэтмен. Год первый» (1987)
Авторы: Фрэнк Миллер, Дэвид Маццукелли
Такие персонажи, как детектив Фласс, комиссар Лоеб и гангстер Кармине Фальконе впервые появились, конечно же, в нео-нуарной арке автора «Города грехов». Но главная заслуга Миллера в том, что он раскрыл образ Джеймса Гордона, превратив второстепенного персонажа комиксов в того героя, которого мы знаем сегодня. До этого Гордон мельком появлялся в кадре (к слову, он – первый человек, который появляется на первой странице первого комикса о Бэтмене, так что, формально, он наш самый старый знакомый в Готэме) и был коррумпированным копом. Миллер же преобразил Гордона, сделав его настоящим хорошим парнем из бульварных романов: вечно уставшим циником с кофе в руке, плохо скрывающим строгий моральный кодекс.
Кроме того, именно в этом комиксе Бэтмен избавился от ауры бога — его первые подвиги сопровождались травмами, вопросами «ты еще кто такой?» и полицейской засадой, которую Нолан перенес на большой экран.
«Убийственная шутка» (1988)
Авторы: Алан Мур, Брайан Болланд
Рассказ Алана Мура – самая известная история о Джокере за все время существования персонажа, так что Нолану было бы сложно ее проигнорировать. Сам режиссер описывает влияние Мура так:
Комикс не помог мне придумать мотивацию антагониста, он показал, что ему не нужна мотивация. Джокер – анархист, и он хочет, чтобы все оказались на его уровне. В работе Мура интересно то, что Джокер не ощущает себя уникальным, он хочет, чтобы все стали таким, как он.
«Бэтмен. Долгий Хэллоуин» (1996)
Авторы: Джеф Лоэб, Тим Сейл
Так как трилогия Нолана была гораздо реалистичней предыдущих фильмов о герое, режиссеру пришлось всерьез задуматься о том, как один человек может бороться с преступностью целого города. Как объясняет Нолан:
«Долгий Хэллоуин» показывает, что Готэм – целый механизм, а Бэтмен – лишь один из его шурупов.
Еще одно сходство между комиксом и фильмом режиссера – сюжетная линия превращение идеалиста Харви Дента в злодея Двуликого. К слову, слоган «я верю в Дента» перекочевал в «Темного рыцаря» прямиком из комикса.
«Темный рыцарь» одолжил всю историю борьбы с мафией Готэма именно отсюда. Правда в оригинальном комиксе семьи Фальконе и Марони еще и между собой воевали, но эту часть постановщик решил выбросить. Целые склады нелегальной валюты, которые находят полицейские и на которой позже катается Джокер — все это идеи Лоэба/Сейла, которые можно найти внутри комикса.
Не удивительно, что почерпнув такое количество референсов, Нолан согласился написать предисловие для юбилейного издания «Долгого Хэллоуина».
«Knightfall» (1993)
Авторы: Чак Диксон, Джо Даффи, Джим Апаро и другие
По словам режиссера, каждая часть трилогии отталкивалась от злодея. Для того, чтобы сбросить Брюса Уэйна на дно, Нолан использовал антагониста, который в 1993-м году был придуман как раз для этого. Бэйн Тома Харди избавился от паутины проводов и глупых резервуаров с зеленой жидкостью, которые были у его предшественника в «Бэтмене и Робине», показав истинную суть персонажа — сила и ум. Несмотря на то, что его происхождение изменили, центральное сюжетное событие (сломанная спина Брюса и его восстановление), взяты именно из арки «Knightfall». К слову, обложка со знаменитым ударом о колено считается одной из самых известных каверов.
«Ничья земля» (1999)
Авторы: Джордан Б. Гарфинкл, Грег Рука, Пол Дини
Еще одна масштабная арка, которая потрясла Готэм в прямом и переносном смысле, а также натолкнула Нолана на идею изолировать город от всего мира. В комиксах мегаполис переживает сильнейшее землетрясение, после чего власти решают увезти небольшую часть выживших горожан, бросив остальных на произвол судьбы (ага, This is America). Бэтмен, естественно, остается, и вместе со своей мини-армией сайдкиков пытается не дать городу свалиться в объятия анархии. Событие тянулось на протяжении всего 1999 года и зацепило всех живущих в Готэме героев.