Почему «Westworld» не оправдал ожидания

Если критика «Игры Престолов» считается богохульством, то с «Западным Миром» все не так. И хотя нам в редакции сериал понравился, мы открыты для разных мнений. Юрий Шевченко написал колонку о том, почему новое шоу НВО не оправдало ожиданий.

Завершившийся недавно первый сезон сериала Westworld установил рекорд. Средний показатель просмотра за неделю составил около 12 миллионов зрителей на всех платформах – это самый успешный старт шоу в истории HBO, даже статистика «Игры престолов» была не такой впечатляющий. Westworld принято как минимум косвенно сравнивать с «Игрой престолов» хотя бы потому, что руководство HBO изначально позиционировало сериал Джонатана Нолана и Лизы Джой как преемника саги о Вестеросе. PR-кампания заинтриговала, концепт казался интересным, кастинг впечатлял, и, кажется, в итоге все удалось.

Рекорд побит. Рейтинг IMDB – 9,2. 88% на Rotten Tomatoes. Тысячи постов на Reddit, форумах и соцсетях с детальным обсуждением каждой из десяти серий. Продление на второй сезон, в котором мало кто сомневался еще до премьеры первой серии, – настолько амбициозным заявляли проект его создатели. Так что же, HBO выпустил очередной шедевр? Едва ли.

Westworld – качественное шоу. Но не стоит особняком посреди других успешных сериалов. Это не феномен, не откровение, не новое слово на телевидении. Учитывая хайп вокруг проекта, пожалуй, можно сказать, что он даже разочаровал. Планка ожиданий была поднята высоко, а на выходе Westworld оказался не совсем тем, на что надеялись зрители. По крайней мере, их часть.

Что же не так? Разбираемся по пунктам.

За героев не переживаешь

Рецепт успеха любой истории – книги, фильма, сериала – очень прост. Публика должна отождествлять себя с героями. Существует добрый десяток стереотипных образов, которых объединяют со зрителем хотя бы какие-то детали. Эмоциональная привязка обеспечивается вовлеченность в сюжет. Все сводится к банальному «мне нравится этот парень (девушка), он мне интересен – я хочу узнать, что с ним будет в следующей серии». Когда зрители крепко прикипели к персонажам, можно включать режим «шоковой терапии» и не сомневаться в эффекте. За примерами далеко ходить не надо – вспомните, реакцию публики если не на Красную свадьбу, то как минимум на смерть Кхала Дрого.

С Westworld ситуация абсолютно иная. Во-первых, большинство персонажей – роботы, которые банально не могут умереть, о чем нам сообщают уже в первой серии. Героям не грозит никакая опасность. Они механически идут по сюжету из точки А в точку Б, не сталкиваясь, по сути, с проблемами, которые были бы близки людям с другой стороны экрана. К тому же, Westworld практически лишен положительных персонажей – каждый тут себе на уме, со своими изъянами и пороками. За злодеями, как правило, интересно наблюдать, но им не сопереживаешь. Вдвойне сложнее эмоционально реагировать на сюжетную линию роботов – проникнуться к ним симпатией создатели не дают (или не могут дать). Что толку от слезоточивых историй о мертвых детях, если в них нет правды?

Эмпатии не хватает не только из-за сценария, который лишен настоящего, а не показушного драматизма и трагичности. Дело еще и в самих героях, которым нечем заинтересовать зрителя. Есть пара-тройка персонажей, выделяющихся за счет актерского мастерства (об этом ниже), но остальные превращаются в серую массу, несмотря на то, что у каждого якобы прописана извилистая и наполненная тайнами история. Однако наблюдать, как Долорес ищет суть своего существования, Уильям осваивает Парк, а Тедди постоянно убивают, почему-то оказывается не самым увлекательным зрелищем. Были и существуют шоу куда более банальные, но «вовлекающие» с первого кадра. У Westworld это не получается.

Актеры без харизмы (за редким исключением)

Большое спасибо Энтони Хопкинсу и Эдду Харрису. Спасибо, что они снялись в первом сезоне. Ветераны вдыхают жизнь в текст абсолютно любого содержания, потому сцены с их участием – главное украшение Westworld. При этом, у Форда и Человека в черном есть еще и бэкграунд с должным развитием персонажей – мастеровитые актеры делают образы своих героев объемными и запоминающимися. Нет сомнений, что в голосовании «Кто ваш любимый герой сериала» они бы лидировали – и заслуга в этом, прежде всего, не сценаристов, а артистов.

Что же с остальными? Действующих лиц в шоу хватает, но сумел ли кто-то из актеров приковать к себе внимание, сделает своего героя ярким и интересным? Ответ очевиден из предыдущего пункта – в касте Westworld достаточно известных имен, но никто из них не выстрелил. Возьмем ту же «Игру престолов». Первый сезон перезапустил карьеру Лены Хиди, сделал звездами Джейсона Момоа, Николая Костера-Вальдау и Эйдана Гиллена. А в Westworld лучшие партии выдают признанные мэтры, тогда как те, для кого шоу могло стать прорывом, стыдливо стоят в стороне.

Перспективнее всех из основного актерского состава тут выглядит Тэнди Ньютон, но и ей не хватает харизмы. Эван Рэйчел Вуд, видимо, слишком буквально восприняла совет играть робота, а Джеймс Марсден никогда не был выдающимся артистом. У Джеффри Райта не тот персонаж, который сделает его любимцем публики, а вот потенциал Бена Барнса и Родриго Санторо преступно не использован. Пусть герои у них и плоские, но хотя бы отыграны со страстью и «огнем в глазах», которых так не хватает многим, кто получил намного больше экранного времени.

При упоминании сериала Lost вам в голову придет сразу несколько персонажей, который стали культовыми. О ком вы вспомните, через два года, когда стартует второй сезон Westworld? Да и вспомните ли вообще?

Нехватка динамизма

После десяти часовых серий Westworld, в которых действие происходит в трех часовых линиях, остается ощущение, что все можно было сделать намного компактнее – даже в формате фильма. За сезон происходит не так много ключевых событий, потому паузы между ними приходится заполнять иногда мучительно скучными зарисовками на тему путешествий героев по Парку, необязательными диалогами, ненужными сценами.

Экшн присутствует минимально, кровавые расстрелы быстро приедаются и становятся рутиной – приходится в очередной раз смотреть, как Мейв хлопает глазами за барной стойкой или на операционном столе, как галлюцинирует Долорес, как Форд выдает красивый, но никак не двигающий сюжет вперед диалог. В какой-то момент кажется, что шоу зациклилось – это уже было, это я уже точно видел. Визуально все сделано эффектно, но история то ли топчется на месте, то ли движется со скоростью черепахи. То есть, какие-то действия происходят, но подобие смысла в них уловить чрезвычайно сложно.

Да, есть созерцательные шоу, в которых упор делается на картинку, а не на стремительность сюжета. Но концепт Westworld – это, в конце концов, парк развлечений, аттракцион, куда люди приезжают не скучать, а испытывать эмоции. К сценам в реальном мире претензий меньше, это обыденность, пусть и в будущем, но «жизнь в Westworld» абсолютно не контрастирует с ней, несмотря на то, что тут палят из пистолетов направо и налево, убивают, насилуют, снова убивают. Все это подано настолько консервативно и буднично, что быстро перестает впечатлять. Westworld определенно не помешало бы иногда превращаться в динамичный вестерн, а не тянуться в виде философского размышления с неочевидной моралью.

Загадки ради загадок

С первой серии Westworld настроил зрителя на то, что понятного в сериале будет мало. Создатели со старта начали подкидывать зацепки для развития теорий, путать публику, многозначительно заигрывать и намекать на то, что в итоге всех ждут умопомрачительные твисты. Иначе для чего все это? Оказалось, что загадки в шоу в большинстве своем существуют ради загадок, а вовсе не являются мотором сюжета. Нужны были тайны? Они есть. Переворачивают ли они видение происходящего с ног на голову? Едва ли.

В итоге Westworld перегружен элементами квеста, которые, конечно, занимательно отслеживать и распутывать, но не более. Да, разгадки внимательный зритель может найти задолго до финала (большинство фанатских догадок подтвердились), но делает ли это сериал интереснее? Помогает ли понять, в конце концов, какой главный посыл вложил в него Нолан? Интерпретаций может быть множество: для кого-то это история о дружбе, для кого-то предвестник неутешительного будущего, где искусственный интеллект невозможно будет отличить от человека, для кого-то притча о поиске смысла жизни. Но в конечном итоге очевидного ответа на главную загадку вы так и не услышите. Ни одна из мыслей не проговаривается вслух, не проходит красной нитью через все шоу. Зато ребусов – сколько угодно.

Westworld кажется искусственной конструкцией, которую умышленно сделали слишком сложной, тем самым лабиринтом, чей центр ищет Человек в черном. Находка его, мягко говоря, разочаровывает, и ровно так же происходит в случае с большинством твистов. Они присутствуют для того, чтобы скрыть неповоротливость сюжета, чтобы застелить глаза зрителю, отвлекая от главного – прикидывающееся изысканным высказыванием на интригующую тему шоу на поверку оказывается красивой, но все-таки пустышкой.

Отсутствие действительно интригующих вопросов на следующий сезон

Westworld вернется в 2018-м. За это время выйдет достаточно новых сериалов, чтобы интерес зрителей к шоу Нолана упал. Создателям было необходимо сделать так, чтобы возвращение Westworld ждали с нетерпением, и самый очевидный прием – завершить сезон клиффхэнгером, мимо которого просто невозможно пройти. Да, фанаты «Ходячих мертвецов» считают, что с ними поступили некрасиво, когда заставили несколько месяцев гадать, кого же убил Ниган, но игра стоила свеч. Чего же ждут поклонники Westworld?

С главной интригой все ясно, и она касается Форда. Тут многое зависит от того, готов ли был Энтони Хопкинс подписать долгосрочный контракт – «танцевать», скорее всего, придется от его желания продолжать. Эда Харриса с большой долей вероятности из шоу убрали, и… Возвращаемся ко всем вышеупомянутым пунктам. Ради чего считать дни до премьеры второго сезона?

Вам не терпится узнать, как Мэйв будет искать свою ненастоящую дочь? Вы переживаете за героя Люка Хемсворта, который бесследно пропал после нападения таинственных индейцев? Вам действительно интересно, что будет дальше с Долорес и Тедди? Бросьте, через пару месяцев, после определенного количества вечеров, проведенных за просмотром других – не менее качественных – сериалов, вы даже о них не вспомните.

Финал сезона, пожалуй, был бы лучшим окончанием шоу. Прямым, жестким, без двойного дна. В такой ситуации правильным решением кажется перезапуск сериала, как это было с «Настоящим детективном» – новый сеттинг, новые персонажи, никакой привязки к тому, что было раньше. Это привлекло бы и старих фанатов, и новых зрителей. Это был бы новый старт, возможность учесть промахи и справить ошибки. Как поступит HBO? Ждать осталось… долго.

Автор: Юрий Шевченко, ведущий Радио Аристократы, автор Sportarena.com и Kino-teatr.ua .

003

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: