Остановите ТАРДИС, я сойду или почему одиннадцатый сезон «Доктора Кто» разочаровал
Наверное следует начать с того, что одиннадцатому сезону в любом случае было бы очень сложно превзойти тот медиа-хайп, которым сопровождалось промо сериала. Новый шоураннер, Доктор-женщина, сразу трое спутников. Мы слишком долго ждали возвращения «Доктора Кто» на BBC с июля 2017-го. Усталость шоураннера Стивена Моффата и Питера Капальди в роли Двенадцатого чувствовалась на протяжении всего десятого сезона, там динамику обеспечивала разве что Перл Маки в роли спутницы Билл.
Так что к премьере мы подошли с нехилым энтузиазмом. Говоря «мы», я, конечно, имею ввиду преданных фанатов «Доктора Кто», тех кто прощал Расселу Т. Дэвису излишний драматизм, а Моффату слишком запутанный сюжет. Тех, кто до сих пор выбирает между Десятым и Одиннадцатым. И тех, кто единогласно готов отправить Роуз на костер как худшую спутницу Доктора.
О Крисе Чибнелле, как о шоураннере сказать что-либо загодя было сложно, а вот насчет Джоди Уиттакер я была настроена оптимистически. Повторюсь: кардинальная смена Доктора — это не просто ответ на тенденции времени, в котором появляется все больше историй с женщинами-протагонистками. Это еще и новые сценарные возможности развивать сюжеты так, как это не получилось бы с Доктором-мужчиной.
Даже иронично, что Доктор-женщина наделала значительно больше шума еще до выхода первого эпизода, зато в период трансляции уже не особо удивляла своим гендером. Возможно дело в том, что авторы редко когда вращали сюжет вокруг половой принадлежности главной героини. На ум приходит разве что серия «Искатели ведьм», где Доктора чуть было не утопили за связь с дьяволом. Я это к тому, что в одиннадцатом сезоне было значительно больше бросающихся в глаза нюансов, чем просто новое амплуа Доктора.
Прежде всего это слабый сценарий и плохое понимание, как следует развивать историю, чье действие способно пойти буквально в любом временном и пространственном направлении. Крис Чибнелл пошел от обратного и выдал совершенно одномерное и линейное шоу, буквально перечеркнув все мета-сюжеты, созданные своим предшественником Моффатом. От эпизода к эпизоду у нас были автономные приключения, где Доктор и спутники запрыгивают в ТАРДИС, мчатся на помощь, всех спасают и шагают обратно в свою телефонную будку. К слову, почему в этом сезоне было так мало сцен в ТАРДИСе?
Автономные серии могут быть выдающимися, скажете вы, вспомните хотя бы серию «Винсент и Доктор» о великом Ван Гоге. И Чибнелл честно попытался выдать целых два подобных эпизода — «Роза» и «Демоны Пенджаба». Оба глубоко-сентиментальные и героические, оба затрагивают вопрос расовой сегрегации и нетерпимости. Однако нельзя строить весь сезон на подобных сериях, ведь перед нами не альманах, а полноценная история с постоянными персонажам, которым просто необходимо развиваться.
В свою очередь название «Доктор Кто» теперь как никогда хорошо описывает сюжет — о Тринадцатой я не узнала практически ничего. Персонаж Джоди Уиттакер не получил собственную арку, которая бы постепенно двигалась к кульминации и катарсису в финале сезона. Ее Доктор — весьма схематичный образ, скроенный из гиковости Десятого и душевности Пятого. Да, комбинация странная, и я не фанат такого мягкотелого Доктора. По мне, то Уиттакер должна была унаследовать эксцентрику Четвертого и Десятого с долей суровости Двенадцатого. Но даже при такой расстановке можно было развить невероятную драму. Не случилось даже этого. Прошу заметить, что сама Джоди Уиттакер очень талантлива. Просто актриса так и не получила достойный сценарий. Еще чуть-чуть и Джоди начала бы показывать фокусы в стиле Одиннадцатого. По крайней мере говорить с такой невероятной скоростью как Мэтт Смит она уже научилась. Остается надеятся на двенадцатый сезон.
Окей, еще до старта шоу Чибнелл утверждал, то сделает акцент на спутниках. Таким образом у нас появился Райан и его приемный дедушка Грэм. С самого начала стало ясно, что этим двоим предстоит пройти долгий путь сближения на протяжении всего сезона после смерти бабушки Грэйс. Случилось это вовсе не постепенно и не органично, а скорее внезапно и в двух последних эпизодах. Что самое интересное, Доктор к этому процессу вообще никак не причастна. Помните намеки на появление отца Райана во втором эпизоде? О них шоураннер предпочел забыть, ровно как и о возможной любовной линии Яс и Райана.
К слову, за Ясмин обиднее всего. Персонаж начинала как амбициозный офицер полиции, а закончила как помощница Тринадцатой, с помощью которой сценаристы рассказывали истории одноразовых персонажей в каждом новом приключении. Таким образом, Яс – это сюжетный девайс, чтобы герои не говорили в пустоту. Но главная проблема всех троих спутников — мотивация путешествия с Доктором. Ее Чибнелл так не удосужился раскрыть. Герои, вероятно, просто подписали контракт и летают в ТАРДИС как на работу.
Отдельно стоит упомянуть монстров десятого сезона, потому что здесь их практически не было. Чибнелл пытался внести в пантеон антагонистов Тима Шоу с планеты Стенза и существо Пътинг, поедающее все на своем пути. Из первого получилась плохая версия Давроса, а из второго — материал для рождественского мерча. Очень впечатляюще выглядела бесформенная раса Мороксов, взявшая себе тела мертвых в «Искателях ведьм» — получились неплохие средневековые зомби. Но, как известно, самое страшное — это то, что невозможно увидеть и осознать. Так что единственной действительно крутой серией я бы назвала «Оно уносит тебя», где антагонистом выстпил Солиткракт — паралельная вселенная с собсвенным сознанием. Вот он, сюжет достойный Стивена Моффата.
«Доктор Кто» — это сериал в своем сферическом вакууме. Судить это шоу следует по собственными законам, неприменимым к какому-либо другому кино. Да, здесь бывает наивный сторителлинг, не вполне понятный британский юмор, типичное морализаторство и низкобюджетные постановки. Вместе с тем это абсолютно уникальное sci-fi, которое мастерски совмещает аллюзии на современную повестку, рефлексии о противоречивом прошлом и совершенно универсальные истории о любознательности и человеческой доброте.
Когда-то в 2005 году, подобно тому как сейчас старается Чибнелл, «Доктора Кто» взялся переизобрести Рассел Т. Дэвис. Тогда шоураннер нашел идеальный баланс между приключениями в пространстве и времени и сквозным сюжетом, который приводил к эпическом финалу. А еще Дэвис впервые рассказал нам историю настоящего Доктора, травмированного войной, потерявшего все, отчаянно нуждающегося в поддержке. Почему-то к одиннадцатому сезону его детище вновь выдало нам Доктора в амплуа учителя истории и физики. Крис Чибнелл решил обратится к классическому «Доктору Кто», возможно, вспомнив о том, что ностальгия сейчас в тренде. Но «Доктор Кто» лишь начинался как образовательное шоу, после чего активно эволюционировал поближе к взрослой аудитории и в итоге закрылся, не выдержав конкуренции в 1989 году.
Так что совет для Криса Чибнелла следующий: не стоит прикрывать ностальгией и упрощенным сюжетом «для всей семьи» откровенно плохой сценарий и ленивый сторителлинг.