Чего вы ждали?

Серия графических историй Билла Уиллингхэма начинается с «Изгнанников» — незамысловатой сказки, где детективный сюжет не выполняет драматические задачи, но занимается введением читателя в контекст.

Герои изгнаны из волшебных миров неким врагом-чудовищем. Умело адаптировались в мире реальном. Скрывая сущность и магию, сняли нарядные платья, стали ходить в облегающих джинсах. Белоснежка и Золушка развелись с прекрасным принцем, причем, одним и тем же. Красавица — жена Чудовища — в долгах и работает в книжном магазине. Чудовище теряет человеческий облик, но не может себе позволить дорогостоящую магию его удержать. Все курят, матерятся, занимаются сексом. Зрелые, циничные, ушлые, как и читатели, которые на этих сказках росли.

Сюжет, между тем, предсказуем, автор словно получает удовольствие, выдерживая жанр и строя его на клише. Однако, несмотря на традиционность нарратива комиксов, едва ли можно относить Fables к литературе, в отличие от, например, именитых «Хранителей». По крайней мере, первую часть. Все хочется отыскать параллели с великим, ведь архетипы сказочных персонажей куда больше скромных сюжетов недорогих детективов, в данном случае заметно и отчаянно рассчитанных автором на экранизацию. Классические сказки формируют наши взгляды на ценности, сообщают о причинно-следственных связях взаимодействия с добром или злом. Помогают выбирать, сопереживать, соотносить себя с конкретными персонажами.

И на этом пафосном моменте возникает пробел в расчетах: узнавать героя и ностальгировать циничный читатель не может долго. Как и для персонажей «Сказок», «День памяти» окончится, мы перестанем верить в возможность вернуть земли волшебного королевства. Будем ожидать от повествования новых бенефитов. Возможности соприкоснуться с чарами, стать частью чего-то большего, приоткрыть хотя бы не тайну, но путь к ней.

Только не стоит возмущаться, мол, чего вы ждали от комиксов? Очень даже многого. И, если пролистать следующие части, становится ясно, что задача выполнима. Однако тут, в «Изгнанниках», латентная надежда любого взрослого на то, что мир наш все же населен параллельными сущностями, не успевает выстроиться в надежную конструкцию. События развиваются быстро и примитивно, устаешь угадывать наперед. Давно засевшие в памяти емкие персонажи оказываются плоскими, хотя и выдержанными в духе комиксов, рисунками на страницах. Когда могли бы тоньше намекать на волшебный мир, трудно сохраненный в тайне от обывательской реальности.

Даже удивительно, что десакрализация, к которой очевидно стремится автор, не происходит совершенно. «Изгнанники» воспринимаются очередной перетасовкой знакомых образов, не самой умелой игрой ради игры. Оставляют ощущение, что сто страниц могли бы оказаться плотнее и читаться дольше, как это бывает с литературой. И графическими историями в том числе. Впрочем, контекст ясен, перехожу от первой части ко следующей сказке Fables, чтобы наконец очароваться.

В тему:

Мириам Драгина

Поэтесса, радиоведущая.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: