Allons-y!: ТОП-10 лучших серий нового «Доктора Кто»
Пока Джоди Уиттакер покоряет наши сердца в роли решительной и оптимистичной Тринадцатой, редакция Vertigo решила составить свой рейтинг лучших серий культового шоу. Все, конечно, очень субъективно – в «Докторе Кто» бесконечное количество страшных, трогательных и просто смешных серий на любой вкус, но если вы хотите познакомить с шоу нового зрителя, можно смело начинать с этих эпизодов.
Eleventh Hour (2010)
Сценарист: Стивен Моффат
После трагического прощания с Дэвидом Теннантом, фанаты «Доктора Кто» были готовы к худшему, но первое появление Одиннадцатого сразу убедило нас в том, что Мэтт Смит идеально подходит на роль. Вопреки традициям, после регенерации Доктор не отдыхает, а с головой уходит в спасение человечества и сразу знакомится с новой компаньонкой, Эми Понд (Карен Гиллан). Тут все, за что мы любим британский сериал – юмор, приключения и трогательные отношения между центральными героями.
Nightmare in Silver (2013)
Сценарист: Нил Гейман
Писатель Нил Гейман написал для Доктора два эпизода — «Жена Доктора» и «Кошмар в серебре». Он совсем не простой — дело в том, что до работы Геймана, киберлюди были скорее комичными, чем опасными врагами таймлорда. Что взять с медленных консервных банок? Но в «Кошмаре» писатель переосмыслил антагонистов, превратив их в смертоносные машины для убийств, которые не на шутку напугали даже Одиннадцатого.
Mummy on the Orient Express (2014)
Сценарист: Джейми Метисон
О Двенадцатом мы тоже вспомним. «Мумия в Восточном Экспрессе» является классическим «докторовским» переосмыслением истории: действие перенесено в космос, а убийцей является загадочная мумия, которую жертва видит за несколько секунд до смерти. В результате, вроде как банальная научная фантастика превращается в интересную детективную историю, которая играется с хронологией да еще и напичкана референсами к предыдущим инкарнациям Доктора. Плюс, как ни странно, она еще и успевает поднять остросоциальную тему — посттравматический синдром.
Vincent and the Doctor (2010)
Сценарист: Ричард Кертис
Мы не могли пройти мимо самой трогательной серии со времен перезапуска шоу. Поход Одиннадцатого и Эйми в картинную галерею превращается в очередное расследование после того, как Доктор замечает загадочную тень на одном из рисунков Ван Гога. Как выясняется, гениального художника преследует демонический инопланетянин, медленно сводящий его с ума. Эпизод примечателен не только своим трагическим сюжетом, но и умелым обращением к теме психических расстройств, что до сих пор является редкостью в мире научной фантастики.
Midnight (2010)
Сценарист: Рассел Т. Дэвис
Необыкновенно камерная серия может считаться полноценным ужастиком – критики даже назвали ее смесью “Убийства на “Восточном Экспрессе”” и творчества Джона Карпентера. Пока Донна отдыхает в спа-центре инопланетного отеля, Доктор отправляется на экскурсию. Конечно, все идет совсем не по плану – туристический шаттл останавливается посреди дороги, непригодная для жизни атмосфера вокруг не позволяет пассажирам выйти на улицу, а какое-то загадочное существо начинает ломиться во внутрь. В отличие от других страшных серий шоу, тут почти нет джампскеров, а ощущение ужаса достигается с помощью клаустрофобной атмосферы и беспомощности оторванных от цивилизации протагонистов.
Girl in the Fireplace (2006)
Сценарист: Стивен Моффат
Несмотря на то, что поздние работы Стивена Моффата есть за что критиковать, он остается лучшим сценаристом со времен перезапуска «Доктора Кто». «Девушка в камине» – блестящий пример его трогательных историй и один из эпизодов, в которых лучше всего раскрывается характер Десятого. Доктор в исполнении Дэвида Теннанта – безнадежный романтик, страдающий от одиночества. В этом эпизоде Десятый случайно знакомится с юной девушкой и становится чем-то вроде ее ангела-хранителя, появляясь в ее жизни в самые неожиданные моменты. Моффату, судя по всему, настолько понравилась эта идея, что позже она стала лейтмотивом отношений Доктора и Эми.
Silence in the Library/Forest of the Dead (2008)
Сценарист: Стивен Моффат
Первое появление Ривер Сонг, перепалки Десятого и Донны, самая величественная библиотека во вселенной и устрашающие обитатели теней Вашта Нерада – вот рецепт почти идеальной серии «Доктора Кто». Серия стала финальной работой сценариста Стивена Моффата перед тем, как он занял кресло шоураннера проекта и до сих пор считается одной из его самых пугающих и атмосферных работ.
Human Nature/ The Family of Blood (2007)
Сценарист: Пол Корнелл
Десятого Доктора все привыкли считать болтливым и веселым, но двойная серия от Пола Корнелла показала персонажа Теннанта в драматичном свете. Сюжет эпизодов заключается в том, что Доктор, спасаясь от преследования Семьи Крови, замыкает себя в человеческом сознании и просит Марту (именно она тогда была компаньоном) помочь ему вспомнить свою суть таймлорда когда придет нужный момент. Но это оказывается сложнее, чем предполагалось. Финал истории нехарактерный для Доктора — она заканчивается хладнокровной и жестокой расправой Десятого над врагами.
Empty Child/Doctor Dances (2005)
Сценарист: Стивен Моффат
Доктора Кристофера Экклстона обычно недолюбливают, но звание самого страшного эпизода Empty Child никому не отдает с момента перезапуска. История примечательна множеством факторов: во-первых, события происходят во время Второй мировой, во-вторых, это альтернативная история, в-третьих, мы впервые встречаем героя Джона Барроумена (ах, Барроумен!), в-четвертых, она легко обходит лучшие образцы фильмов ужасов по напряжению и пугающих антагонистах. Несмотря на то, что финал у двойной серии вроде как позитивный и все выживают (что удивительно для периода Рассела Ти Дэвиса), атмосфера даже при пересмотре ничуть не светлеет.
Blink (2007)
Сценарист: Стивен Моффат
Салли Спэрроу (Кэри Маллиган) заходит в заброшенное здание в поисках идей для фотографий, но вместо этого находит послание от Доктора. Спустя день девушка возвращается в загадочный дом с подругой, но та каким-то образом переносится в 1920, где проживает счастливую жизнь и просит своего внука написать Сэлли письмо обо всем происшедшем. Полисмен, которого героиня просит расследовать случившееся, тоже переносится во времени, и девушке приходится докапываться до правды самостоятельно. Эпизод Стивена Моффата не зря получил «Бафту»: сценарист показал, что культовое шоу работает даже тогда, когда сам Доктор почти не появляется на экране и заставил миллионы телезрителей панически бояться каменных статуй.