Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Великий немой: рейтинг фильмов Чарли Чаплина

От худшего к лучшему

Бродяга в котелке, вечно попадающий в неприятности — мы помним Чарли Чаплина как гениального актера немого кино, вечного добряка, который помогал другим и не особо переживал по поводу своей нищеты, получая от жизни все. Однако Чаплин — это не только культовый персонаж с выдающимися усами. Британский эмигрант был еще и революционным постановщиком, перевернувшимся Голливудскую киноиндустрию. В рамках Чилдрен Кинофест состоится показ ленты «Цирк», а мы к такому событию составили редакционный рейтинг фильмов Чарли-режиссера (и Чарли-актера по совместительству).

1967

Графиня из Гонконга

Аня Дацюк

Последняя режиссерская работа 80-летнего Чаплина и первый цветной фильм постановщика. В центре комедийного сюжета американский дипломат Огден Мирс (Марлон Брандо), который только что завершил круиз по всему миру и планирует возвращение в США. Остановившись в Гонконге, герой встречает русскую графиню-эмигрантку Наташу (Софи Лорен). Девушка вынуждена работать танцовщицей и мечтает вырваться из города. На следующее утро после весело проведенного вечера Огден обнаруживает ее в своей каюте: героиня тайком пробралась туда с целью зайцем добраться до Америки.

Примечательно что в ленте снялись дети режиссера Сидни и Джеральдина Чаплин, а также Типпи Хедрен. Несмотря на прекрасный актерский состав, критики довольно прохладно встретили кино, назвав такую комедийную подачу абсолютно чуждой актерскому методу Брандо. К тому же производство фильма сопровождалось множеством конфликтов. Брандо назвал Чаплина одним из самых деспотичных режиссеров, да и постановщику было не просто со своенравным Марлоном. Зато трек из фильма This is My Song Петулы Кларк, популярный по сей день.

1957

Король в Нью-Йорке

Саша Рынк

Последняя картина Чарли Чаплина-актера часто считается его самой недооцененной работой. Дело в том, что репутация «Короля в Нью-Йорке» очень сильно пострадала из-за конфликтов ее создателя с американским правительством. Незадолго до выхода фильма в прокат, гонимый консерваторами Чаплин отказался возвращаться в Соединенные Штаты Америки и скрылся в родной Великобритании. Его последняя работа так и не появилась на американских экранах, но сразу получила дурную славу. Критики (хотя они, как мы понимаем, попросту не имели возможности посмотреть комедию) обозвали картину оскорбительной, анти-демократической и неудачной.

Пресса набросилась на Чаплина с новым энтузиазмом и утверждала, что «Король в Нью-Йорке» – вовсе не фильм, а злобное политическое высказывание обиженного на Америку комика. Всенародное осуждение продолжалось до 70-х, когда картина наконец-то попала в прокат в Штатах. И представьте себе удивление среднестатистического зрителя, который пришел смотреть на скандальную ленту, а получил вдумчивую историю, в которой было куда больше нежности к Штатам, чем осуждения. Да, возможно, сейчас слегка неловко смотреть, как Чаплин высмеивает рок-н-рол, телевидение и прочие элементы поп-культуры 1950-х. Зато политические комментарии Чарли не теряют своей актуальности, а его актерский талант – тем более.

1923

Парижанка

Саша Рынк

В 1923 году, когда комические работы Чарли Чаплина уже пользовались внушительным признанием, комик сделал нечто неожиданное. Он снял свой большой костюм и накладные усы, на минуту забыл о шутках и полностью погрузился в процесс режиссуры. Результатом стала «Парижанка» – неожиданно серьезная драматическая работа, которая очаровала критиков, но вызвала бурю негодования у фанатов Чаплина-актера. Зрителям не понравилось, что комик решил ограничиться ролью постановщика и не появлялся в кадре (впрочем, ровно на секунду он все же появился на экране). Но больше всех раздражало, что сюжет картины был куда более мрачным и эмоциональным, чем они ожидали.

«Парижанка» предсказуемо провалилась в прокате, но сейчас фильм кажется одной из самых недооцененных работ Чаплина-режиссера. Несмотря на пессимистичность истории, тут нет лишних сентиментов, надуманных сюжетных поворотов или неискренней актерской игры. События развиваются естественно, лаконично и без лишних объяснений – прямо как в жизни.

1947

Месье Верду

Аня Дацюк

«Комедия убийств», в основу которой положена реальная история Анри Верду — серийного убийцы из Франции, получившего прозвище «Синяя борода». Будучи добросовестным работником банка, он пал жертвой великой депрессии. Чтобы содержать прикованную к инвалидной коляске жену и маленького сына, Верду стал жуликом-многоженцем и убийцей. Он находил в разных частях Франции одиноких богатых дам, обольщал, женился и, завладев их состоянием, убивал своих жен. Чаплин шокировал публику, взяв на себя настолько колоритную роль антагониста и полностью отказавшись от образа Бродяги. Как результат, картина потерпела кассовый крах и до сих пор считается весьма недооцененной в карьере комика, хоть и получил номинацию на «Оскар» как «Лучший сценарий».

Однако Чаплин хотел снять не просто черную комедию, а настоящий антивоенного фильма, как становится ясно после финала. Идея картины принадлежала Орсону Уэллсу, который был большим поклонником Чаплина. Сперва Уэллс должен был выступить режиссером, но в конце концов Чаплин купил идею у Орсона и сам снял фильм.

1952

Огни рампы

Аня Дацюк

В свое время это кино называли слишком затянутым и сентиментальным, впрочем, это однозначно самый личный фильм Чаплина. «Огни рампы» вышли после провального проката «Месье Верду» и Чарли задумался о том, что потерял любовь зрителя. Перед нами кино о конце карьеры. В центре сюжета Кальверо, измученный артист водевиля и алкоголик, чья жизнь изменится, после того, как он спасает молодую балерину (Клэр Блум) от самоубийства. Эта лента знаменита тем, что в качестве камео здесь снялся Бастер Китон — единственный раз, когда две легенды немого кино появлялись на экране вместе.

Несмотря на то, что фильм был завершен еще в 1952 году, он не попал на большой экран в Голливуде до 1972-го, когда Чаплин смог вернуться в США после десятилетия изгнания. По правилам Киноакадемии в то время, Чаплин еще имел право на «оскаровскую» номинацию, так что «Огни рампы» наградили статуэткой за «Лучший саундтрек» (единственный «конкурсный» приз режиссера) через год после получения второго почетного «Оскара».

1928

Цирк

Юра Поворозник

Фильм о цирке Чаплин хотел снять еще в начале карьеры, но вернулся к идее только в 1928 году. Часть сцен была навеяна одной из первых картин Чарли, «Вагабонд», а после выхода ленты комика даже обвинили в плагиате — часть гэгов была схожа с работой Макса Линдера «Король цирка». Несмотря на это, картину отлично восприняли как критики, так и зрители, хотя в прокате она собрала меньше «Золотой лихорадки».

Любопытным фактом является то, что «Цирк» вышел спустя месяц после «Певца джаза» — первого звукового фильма — и стал одним из последних значительных премьер немой эры. Для трюков в фильме Чаплину пришлось освоить эквилибристику и самостоятельно ходить по канату на высоте в 12 метров. К слову, гэг со взбесившимися мартышками не был прописан — жировотные действительно удрали с клетки и напали на актера, но тот не растерялся.

1925

Золотая лихорадка

Саша Рынк

Любовь Чарли Чаплина к трагикомедиям была неслучайной – режиссер еще с детства верил в то, что трагедии и комедии – довольно похожие вещи, и что отличает их только угол, под которым мы на них смотрим. К «Золотой лихорадке» Чаплина подтолкнула жутковатая история о Партии Доннера – группе американских пионеров, которые пережили серию невероятных удач, и были вынуждены зимовать в горах Сьерра-Невада. Их путь закончился довольно трагично – чтобы выжить, некоторые члены команды прибегали к каннибализму. Действительно, только Чарли Чаплин мог услышать настолько мрачную историю и вдохновиться на съемки комедии. К счастью, поедания трупов в картине нет – вместо этого протагонисты пытаются сьесть кожаную подошву ботинка.

В свое время «Золотая лихорадка» стала самым дорогим и самым длинным комедийным немым фильмом. Хронометраж картины, некогда вызывавший опасения у ее продюсеров, работает Чаплину на руку – если бы лента была короче, она наверняка бы хуже раскрывала драматические и юмористические таланты постановщика. А так мы получили идеальное сочетание комедии, искренней трагедии, социальной критики и романтики. Иными словами, эссенцию фильмографии Чаплина.

1921

Малыш

Аня Дацюк

«Малыш» стал первым полнометражным фильмом Чаплина, как результат, он достаточно короткий, всего 70 минут. Этой лентой Чаплин зарекомендовал себя как мастер филигранной комбинации комедии и драмы. Мать-одиночка (Эдна Первиэнс) оставляет новорожденного ребенка в богатом автомобиле в надежде обеспечить ему лучшую жизнь. Однако автомобиль угоняют два бандита. Обнаружив ребенка на заднем сиденье, они оставляют его на свалке в трущобах, где его случайно находит живущий Бродяга (Чарли Чаплин). Герой забирает малыша себе и растит, приучая к уличным ловкостям.

Маленький Джеки Куган стал настоящей звездой после этой ленты, доказав, что может составить хороший дуэт со взрослым напарником. В «Малыше» хватает отличных комедийных зарисовок, в том числе многочисленные погони полицейских за Бродягой. Впрочем, большинство вспоминают ленту со слезами на глазах. В частности, благодаря знаменитому эпизоду, где полиция пытается разлучить Бродягу с ребенком.

1936

Саша Рынк

Чтобы оценить влиятельность «Новых времен» Чаплина, достаточно одного факта – Сартр и де Бовуар назвали свой журнал, Les Tempes modernes, именно на честь этой комедии. Впрочем, вот еще один любопытный момент – Джозеф Геббельс настолько невзлюбил эту работу Чаплина, что ее запретили в нацистской Германии.

Чем же «Новые времена» отличаются от других работ режиссера? Во-первых, комедию справедливо считают одной из его самых смешных лент. Во-вторых, ее можно назвать первым политическим высказыванием постановщика – в отличие от предыдущих работ Чаплина, где можно найти разве что намеки на социальную несправедливость, тут явно чувствуется недоверие к капитализму. При этом, в фильме нет откровенной пропаганды, морализаторства или навязывания ценностей – Чарли просто решительно показывает мир, в котором он жил, и смело высмеивает недостатки американского общества. За это мы его так и любим.

1940

Великий диктатор

Юра Поворозник

Чаплин начал писать сценарий к сатире на Гитлера из-за еврейских гонений в нацистской Германии. Идея подмены героев возникла из-за явного сходства образов Бродяги и фюрера. Но на момент окончания съемок Франция уже была окупирована, так что режиссер написал и вставил в фильм легендарную финальную речь. Позже, в своей автобиографии Чаплин написал, что если бы знал обо всех зверствах нацистов, то не смог бы закончить «Великого диктатора». Между тем, после выхода ленту часто крутили для поднятия боевого духа солдатам.

Кроме пяти номинаций на «Оскар», картина также стала знаковой для Чаплина из-за полноценного звука. Дело в том, что когда в 1936 году режиссер выпустил «Новые времена» в преимущественно немом стиле, многие критики сочли его луддитом. «Великий диктатор» в свою очередь, опроверг это обвинение.

1931

Огни большого города

Юра Поворозник

История Бродяги, который помогает слепой девушке вернуть зрения, сочетает в себе все лучшие черты фильмов Чаплина. Тут и уморительные гэги, которые смешат даже спустя почти столетие, и огромная любовь к человечеству, и немного трагических событий, которые все же заканчиваются хорошо. Не даром критики признали ленту лучшей романтической комедией всех времен.

«Огни большого города» не забывает о социальной и даже политической повестке (все же она снималась во времена Большой депрессии), но в отличие от поздних лент Чаплина, подает ее максимально завуалировано и тонко. Простая история о симпатии раскрывается на множестве уровней, но всегда остается милой и веселой комедией, которая заставит зрителей надорвать животы от смеха даже при повторных просмотрах.