Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Вечные фавориты: ТОП-10 классических хорроров

Такое нельзя пропустить

Хеллоуин уже сегодня, а значит нужно в авральном темпе искать фильм, который передаст атмосферу ужаса и страха без костюмированных друзей. Мы уже делали список лучших хорроров 2017 года и обязательно расскажем о фаворитах этого года, но сейчас время вечной классики. Куда же без нее?

Редакция Vertigo вспоминает культовые фильмы ужасов и выдает персональные рекомендации.

Дракула (1931)

Режиссер: Тод Броунинг

Классическая экранизация романа Брэма Стокера с Белой Лугоши в главной роли. Фильм считается эталонной историей о дракуле, а любой другой исполнитель роли вампира начиная именно с 1931 года ориентируется на образ из картины Universal. Успех «Дракулы» дал старт классической серии фильмов ужасов студии, которая подарила нам «Франкенштейна», «Мумию», «Человека-волка», «Чудовище из темной лагуны» и еще десяток продолжений.

Кому смотреть: если вам по вкусу черно-белые драматические театральные постановки, сложнозакрученные истории любви и вампиры, то это ваш вариант. Кроме того, не забывайте о образовательной стороне вопроса — всего один фильм, и вы можете критиковать любую экранизацию культового романа Стокера и критично оценивать всех новых Дракул сквозь призму персонажа Лугоши.

Психо (1960)

Режиссер: Альфред Хичкок

Можно бесконечно спорить насчет того, чем же является знаменитая лента Альфреда Хичкока – полноценным ужасом или просто очень пугающим триллером. Но понятно одно – без «Психо» история хорроров сложилась бы совсем иначе, ведь именно благодаря этой картине зрители впервые осознали, что человек с постера не всегда доживает и до середины фильма. «Психо» также можно считать одним из первых фильмов ужасов, в которых режиссер использует джампскеры и намекает на то, что корень зла – психологические проблемы антагониста. Одним словом, классика.

Кому смотреть: любителям загадок, психоанализа и слэшеров. А вот любителям подолгу понежиться в горячем душе мы бы посоветовали смотреть картину осторожно – одна женщина когда-то обвинила Хичкока в том, что из-за его ленты ее дочь начала бояться мыться.

Ребенок Розмари (1968)

Режиссер: Роман Полански

Ужас о дьяволопоклонниках от Романа Полански был как никогда кстати во времена, когда эволюция фильм ужаса, казалось бы, застопорилась. До середины 50-х студия Universal клепала хорроры один за другим, сделав культовыми (а позже и китчевыми) таких персонажей как Франкенштейн, Человек-невидимка, Мумия, Оборотень и т.д. Со стартом исследования космоса в кинематограф пришла новая ветвь хоррора — космическое sci-fi кино о пришельцах -“Нечто из иного мира” (1951), «Война миров» (1953), «Запретная планета” (1956) и, конечно, “Нападение гигантской женщины” (1958). Однако уже в 1968 году Роман Полански скрестил мистику и саспенс, придуманный Хичкоком, чтобы показать нечто совершенно новое — «Ребенок Розмари».

Кому смотреть: поклонникам оккультной тематики и молодой Мии Фэрроу. Имейте ввиду, что явного ужаса здесь не так много. Значительно больше режиссеру удается нагнетать атмосферу за счет деталей вроде кровавых царапин на теле, таинственного поведения соседей, вырванные из контекста фразы о сатанинском культе, психологического прессинга, которому поддается главная героиня, и тех самых красных глаз дьявола в финале.

Экзорцист (1973)

Режиссер: Уильям Фридкин

Хоррор становится одним из самых кассовых фильмов года, выходит перед Рождеством, номинируется на десять премий «Оскар», включая лучший фильм. Можете в такое поверить? А придется, ведь речь идет об «Изгоняющем дьявола» (в оригинале The Exorcist). Картина является экранизацией одноименного произведения Уильяма Питера Блэтти, а режиссер Фридкин так хотел реалистичной картинки, что позвал консультантом священника Джона Никола, автора монографии «Одержимость дьяволом и экзорцизм». История девочки Риган, в которую вселяется демон, слабо напоминает привычные многим фильмы ужасов — тут нет джампскеров и прочьей мишуры, только атмосфера ужаса и пугающее воплощение одержимого ребенка, которую сыграла 14-летняя актриса. Хотя ладно, один джампскер есть и он считается лучшим в истории кино.

Кому смотреть:  любителям вязкой атмосферы, всем, кого пугают завывания, стон и люди с вывернутыми конечностями. Особенно рекомендуем обратить на фильм внимание зрителям, которых пугает вездесущесть зла. Нужно отметить, что после «Экзорциста» более поздние фильмы ужасов откроются вам совсем в другом свете — практически во всех есть отсылки к ленте Фридкина.

Суспирия (1977)

Режиссер: Дарио Ардженто

Молодая американская балерина Сьюзи отправляется на обучение в престижную танцевальную школу во Фрайбурге. Конечно, после приезда девушки в заведении начинают происходить зловещие вещи – ученики гибнут или исчезают, а о самой школе всплывают загадочные подробности. Дарио Ардженто не зря называют «итальянским Хичкоком» – постановщик умело нагоняет саспенс и держит зрителя в состоянии постоянной тревоги. Впрочем, в «Суспирии» есть того, чего нет даже в фильмах британского мастера триллеров – густой мистической атмосферы, зашкаливающего сюрреализма и саундтрек от прог-рок группы Goblins.

Кому смотреть:  фильм станет отличным знакомством с жанром джалло, так что если вы хотели разобраться с европейскими ужастиками, то вот знак свыше. Еще «Суспирия» наверняка понравится поклонникам высокой моды – картина Ардженто вдохновила не один десяток модельеров.

Хэллоуин (1978)

Режиссер: Джон Карпентер

Вот он – самый яркий пример классических слэшеров 1970-х. Сюжет «Хэллоуина» предельно простой: молчаливый убийца в маске ходит по улицам тихого американского городка, убивая всех на своем пути. И все же, несмотря на скромный бюджет, неопытность постановщика и банальность истории, «Хэллоуин» остается одним из лучших хорроров в истории кино. А его протагонистка Лори Строуд — одной из самых харизматичных «финальных девушек» в истории жанра.

Кому смотреть: если вам нравятся сильные женские персонажи и вы отдаете предпочтение не слишком кровавым ужастикам с пугающей атмосферой, то творение Джона Карпентера – однозначно ваш вариант.

Кошмар на улице Вязов (1984)

Режиссер: Уэс Крейвен

Ну вы знаете — молодой Джонни Депп, свежий и не затасканный по отвратительным сиквелам Роберт Инглунд в роли Фредди, прекрасный слоган «Если Нэнси не проснется с криками, она не проснется вообще», культовость и всеобщая любовь. «Кошмар» является последователем «Хеллоуина» Джона Карпентера, но задает новые стандарты для слэшеров. Именно после него в центр сюжета начали ставить компанию подростков, а все мужские персонажи, которые появлялись в хоррорах после 1984 года, подозрительно похожи на молодого Джека Воробья. К слову, картина одной из первых попыталась стереть границу между снами и явью и это стало одним из главных достояний фильма (как сказали критики). Привет Кристоферу Нолана!

 

Кому смотреть: любителям Джонни Деппа, маньяков в полосатых свитерах и шляпах, а также фанатам сверхкровавых убийств и противоречивых (речь не о качестве) финалов. Добавлю, что самая страшная сцена убийства в фильмах ужасов, по моему мнению, именно в «Кошмаре на улице Вязов».

«Крик» (1996)

Режиссер: Уэс Крейвен

Крейвен так любил ужастики, что умудрился снять метамодернистский хоррор, где собрал все, что любят фанаты жанра. Если посмотреть «Крик» после предыдущих семи фильмов из нашего списка, то он превратится в бесконечную череду отсылок, цитирований и заигрывания со штампами. При этом картина остается самостоятельным и очень ярким представителем жанра.  В некоторых странах она даже была запрещена из-за откровенной демонстрации насилия. Любопытно, что сиквел фильма считается критиками даже лучше, чем оригинальный «Крик», что не делает его менее интересным.

 

Кому смотреть: всем желающим напиться вусмерть под нашу игру на выпивание, тем, кто хочет познакомиться с жанром ужастиков (при этом желательно пересмотреть его после детального изучения) и фанатам Моники Геллер. Вот вам fun fact напоследок — рабочим названием фильма было «Очень страшное кино».

Звонок (1998)

Режиссер: Хидео Наката

В 2000-х Голливуд наконец придумал, как дальше развивать хоррор, а точнее подсмотрел. Двумя годами ранее в Японии вышел “Звонок” Хидео Накаты — культовая лента, давшая начало такому жанру как J-Horror (японский ужас). Этот вид хоррора прежде всего основывался на фольклорных мистических историях востока. В нем не было засилья джамперов и крови, заливающей экран. Постановка кадра была статичной, вместо тревожной музыки — бытовые шумы, вроде скрежете или постукивания. Саунд дизайн, психологизм и отсутствие спецэффектов как-будто отрицало фанфарист голливудского хоррора.

Кому смотреть: фанатам сказок о юрей — японском духе в образе девушки с длинными черными волосами и бледным лицом. К слову, с американской версией “Звонка” от Гора Вербински тоже стоит ознакомиться. Это одна из немногих действительно удачных голливудских адаптацией истории о приведении, которое преследует каждого, кто посмотрел таинственную видеокассету. Жуткое “семь дней” еще долго будет звучать эхом в голове после просмотра.

Ведьма из Блэр (1999)

Реж. Дэниэл Мирик и Эдуардо Санчес

Если задуматься, то последней жанровой находкой в хорроре стало такое направление как «found footage» – стилизация под любительскую съемку с вкраплением документалистики. Среди самых известных картин такого жанра – франшиза «Паранормальная активность». Зато первооткрывателями как раз были молодые режиссеры, создавших одну из самых ярких мистификаций жанра. Рекламная кампания была подана так, будто кино состоит из реально найденных в лесу записей пропавших студентов. Мирик и Санчес заставили зрителей рыскать по сети в поисках дополнительной информации и сводок новостей об этой, якобы, подлинной истории.

Кому смотреть: тем, кто устал от классических приемов в хоррорах. В «Ведьме из Блэр» нет обработки – монтажа (записи подаются одна за другой) или музыкального сопровождения. Это история, рассказанная тремя студентами киноотделения колледжа, которые бесследно исчезли в лесах штата Мэрилэнд. Темой их проекта была местной легенда о ведьме из Блэр. Со съемкой от первого лица, трясущейся камерой и тяжелым дыханием в качестве звукового дизайна, оказалось, что нет ничего страшнее реальности.