Обзор сериала «Ведьмак» от Netflix: первые четыре серии

Вот и настал этот долгожданный момент – 20 декабря на Netflix появился первый сезон «Ведьмака»! И правда, в случае с экранизациями Сапковского, «долгожданный» – не преувеличение, ведь многие из нас рассчитывали увидеть сериал еще осенью. Лично я боролась с противоречивыми ожиданиями еще с тех пор, как огласили каст адаптации. С одной стороны, Генри Кавилл не совсем вписывался в мое представление о суровом Геральте, с другой – актер оказался фанатом франшизы, так что хотелось надеяться на лучшее. 

Что же получилось в итоге? Смог ли Netflix создать «новую “Игру престолов”» (если вы тоже устали от этого словосочетания и сейчас закатываете глаза – понимаю)? Удалось ли стримингу найти баланс между ожиданиями фанатов книг Сапковского и поклонниками игр от CD Projekt Red? А главное – есть ли смысл смотреть сериал, если вы вообще не разбираетесь в тонкостях этого мира и не знаете, чем ведьмаки отличаются от ведьм, а стриги – от утопцев? Сейчас все выясним.

Где-то посреди туманных и мрачных болот беловолосый мутант сражается с уродливым чудовищем, похожим на огромного паука. Как вы могли догадаться, блондин с внушительными мышцами – Геральт из Ривии (Генри Кавилл), а странный монстр – кикимора, одно из многих мерзких существ, обитающих на Континенте. Нам с ходу показывают тонкости работы ведьмаков – местных охотников за чудовищами. А заодно – демонстрируют специфическое отношение местных жителей к воинам-мутанам. С точки зрения простых жителей Континента, ведьмаки может и бывают полезными, но чем они вообще отличаются от тех самых монстров, которых убивают? Не успев зайти в ближайшую таверну, Геральт сталкивается с предубеждением местных трудяг, и только очень своевременное появление девушки по имени Ренфри (Эмма Эпплтон) позволяет ему избежать драки. Ну, хотя бы в этот раз. Если вы знакомы с лором Сапковского, то тоже наверняка грустно вздохнули, как только услышали о том, что действие этого эпизода происходит в Блавикене.

Пытаясь продать шкуру недавно убитой кикиморы, Геральт знакомится с магом Стрегобором (Ларс Миккельсен) – самоуверенным типом, который хочет «заказать» ведьмаку Ренфри. По его словам, девушка – одна из нескольких проклятых женщин, которые родились во время солнечного затмения. По словам Стрегобора, Ренфри необходимо как можно скорее убить, иначе на Континент вернется кровожадная богиня Лилит, а затем наступит апокалипсис. Естественно, Геральт настроен скептически – жизненную философию нашего протагониста можно описать словами «судьбы не существует, миром правит хаос, не стоит выбирать меньшее из двух зол».

Тем временем в Цинтре затишье перед бурей. Пожалуй, пока моя главная претензия к сериалу – то, что нас с ходу бросают в гущу событий и одновременно знакомят с пол дюжиной героев. Фанатов игр и книг этим вряд ли удивишь, но если вы только сейчас начинаете знакомиться с миром «Ведьмака» – держитесь, дальше будет понятнее. Но сейчас нужно знать вот что – Цинтрой правит гордая и самоуверенная королева Калантэ (Джоди Мэй), у которой есть внучка Цири (Фрея Аллен) и муж-весельчак Эйст (Бьерн Хлинур Харальдссон). Посреди роскошного бала оказывается, что на королевство нападают силы Нильфгаарда – могущественной страны, которая целеустремленно завоевывает своих соседей. После короткой попытки защитить свои земли, смертельно раненные Калантэ накладывает на себя руки, приказав внучке бежать из горящего города и поскорее найти Геральта из Ривии. Защищать принцессу (у которой, к слову, тоже есть скрытые магические таланты!) должен маг Мышовур, но они с Цири вынуждены разделиться, и вскоре девушка оказывается одна.

Геральт искренне пытается спасти Ренфри, убедив ее сбежать из городка и не пытаться отомстить Стрегобору, но все тщетно. В итоге мы узнаем, как протагониста прозвали «Мясником из Блавикена» – он убивает девушку посреди центральной площади, чем вызывает ужас и отвращение у тех самых горожан, которых защищал. Ну что ж, как минимум сцена драки была действительно впечатляющей! Геральт орудует мечом примерно так же лихо, как Джон Вик огнестрельным оружием и карандашами.

Если у вас уже кружится голова от количества действующих лиц, политических сил, терминов и чудовищ, то вот хорошая новость – для того, чтобы понимать историю, нужно запомнить трех главных героев. Двух из них – Геральта и Цири – мы уже видели в первом эпизоде. А сейчас пришло время познакомиться с третьим центральным персонажем, колдуньей Йеннифэр (Аня Чалотра). Знаю, многие фанаты игр возмутились тем, что на роль пассии Геральта взяли актрису, которая якобы не похожа на «настоящую» Йен. Но второй эпизод развеивает любые сомнения. Сериал отлично исследует мрачную предысторию героини (в книгах на ее прошлое лишь намекали), а Чалотра умудряется показать разносторонность и внутреннюю трагедию этого противоречивого персонажа.

В небольшом городке Венгерберг живет юная горбунья по имени Йеннифэр, которая регулярно страдает не только от насмешек соседей, но и терпит побои и унижения со стороны своего отца. Однажды, когда над девушкой издевается парочка местных забияк, она случайно телепортируется в Башню Чайки – древнее здание на далеком острове. С этого события и начинается длинный путь Йен: она попадает в магическую школу (от такого Хогвартса я бы отказалась, если честно), становится ученицей высокомерной и строгой Тиссаи де Врие, пытается покончить с собой, чуть не убивает однокурсницу, терпит еще больше издевок и вообще всячески страдает. Возможно, она и не самая талантливая юная чародейка в школе, но боли, ненависти и амбиций у Йен хватает с лихвой, поэтому в итоге она становится одной из немногих выпускниц Аретузы. Менее напористые девочки буквально становятся живыми батарейками, которые питают школу своей энергией. Я же говорила, что это не та волшебная школа, куда хочется попасть!

Но давайте временно вернемся к Геральту. В жизни нашего любимого саркастического наемника тоже случилось кое-что важное, пусть он пока и не понимает масштабов произошедшего – ведьмак познакомился с бардом Лютиком (Джои Бэйти)! Если вам экстренно не хватало комедийной разрядки в сериале, то вот он – главный источник шуток и надоедливых баллад. Пытаясь выяснить, кто же ворует у местных селян зерно, Геральт и Лютик попадают в плен к Филавандрелю – бывшему королю эльфов, который теперь управляет партизанским загоном. К счастью, протагонист оказывается не только хорошим охотником, но и талантливым оратором, и убеждает эльфов их отпустить. Трогательная история, но у меня один вопрос – почему бес выглядит так, будто его забрали из дешевенького эпизода «Доктора Кто»? Это особенно бросается в глаза на фоне остальных монстров в сериале, гримм которых выглядит очень качественно.

Вообще, один из лейтмотивов этого эпизода (ладно, и всего сериала) – человеческая жестокость и ее последствия. Филавандрель рассказывает о том, как люди хладнокровно вырезали эльфийское население, а Цири сталкивается с цинтрийской беженкой, которая всячески унижает своего прислужника-гнома. Сюжетная линия Йеннифэр тоже намекает на человеческие зверства – Истредд рассказывает ей о последствиях Сопряжения Сфер. Оказывается, люди не всегда населяли Континент, а попали на него вследствии магической катастрофы, которая размыла границы между параллельными мирами. Попав в эту вселенную, человечество научилось у эльфов магии, а затем истребило большую часть коренного населения Континента. Под конец серии у Цири появляется шанс хоть немного исправить ошибки прошлого – она знакомится с молодыми эльфом (Уилсон Раджу-Пуджалте).

Четверть сериала просмотрена, полет нормальный! Пока «Ведьмак» выглядит вполне солидно и оправдывает большую часть моих ожиданий: музыка ненавязчиво напоминает лучшие темы из «Дикой охоты» (третьей игры в серии CD Projekt Red), Генри Кавилл хорошо звучит, отлично выглядит и еще лучше дерется на мечах, а визуальная сторона сериала получилась атмосферной и тщательно продуманной. Йеннифэр – вообще моя любовь и один из лучших женских сериальных персонажей в этом году. Она резкая, порой откровенно неприятная, гордая и эгоистичная, но при этом вызывает неподдельное уважение и сочувствие.

Третий эпизод начинается со смерти ведьмака – бедолага идет охотиться на волкодлака, ранившего ребенка, и не возвращается с задания. К счастью, это был не наш Геральт, а какой-то его коллега по ремеслу. Герой Генри Кавилла собирается исправить репутацию ведьмаков (заказчики уверены, что предыдущий охотник просто слинял с их деньгами) и соглашается убить волкодлака за гораздо меньшую цену, но тут его срочно вызывают на разговор с королем Фольтестом. Колдунья Трисс (Анна Шейфер) объясняет Геральту, что чудовище нужно поймать живым – оказывается, это вовсе не волкодлак, а стрига. Еще и непростая – монстром стала нерожденная дочь покойной сестры короля. Аду (которая погибла от загадочного проклятия) похоронили беременной, и ребенок жил в ее утробе, питаясь телом матери и превращаясь в кровожадное и жуткое существо. Да, монстры «Ведьмака» могут показаться довольно специфическими, но не забывайте – почти все идеи Сапковского базируются на реально существовавших европейских поверьях. И так, откуда же взялось страшное проклятие, породившее стригу? Выясняется, что Ада забеременела от своего брата, короля Фольтеста, а влюбленный в нее командир местной армии так разгневался, узнав об этом, что проклял ее ребенка.

Пока Геральт собирается на охоту за стригой, Йеннифэр наслаждается романом с колдуном Истреддом и грезит мечтами о выпуске из Аретузы. Девушка хочет поскорее вернуться в родное королевство Аэдирн могущественной волшебницей и показать всем своим обидчикам, кем она стала. К тому же, перед выпуском из школы всех чародеек «совершенствуют» – любые физические изъяны исправляют с помощью магии. К сожалению, коварный Стрегобор все портит – он узнает, что отец Йен был эльфийского происхождения, и убеждает совет магов в том, что такую колдунью не будут терпеть в ксенофобном Аэдирне. Героине предлагают отправиться в Нильфгаард, но Йен отказывается тратить свое время на мелкое южное королевство. Как вы наверняка начали догадываться, сюжетные линии трех центральных героев не развиваются одновременно. История Йен началась на несколько десятилетий раньше, чем история Геральта и Цири – в то время, когда героиня Ани Чалорты готовиться выпускаться из Аретузы, Цинтра еще стоит, а Нильфгаард не считается серьезной угрозой. Согласна, сценаристы могли бы лучше разъяснить этот момент, но, справедливости ради, в книгах Сапковского тоже сложно понять хронологию событий.

Йен настолько расстроена, что пропускает инициацию в колдуньи и чуть было не теряет шанс улучшить свою внешность. Но эта девушка не была бы великой Йеннифэр из Венгерберга, если бы не добилась своего – она приказывает местному магическому хирургу (пластическому магу?) немедленно трансформировать ее тело, несмотря на то, что у него уже не осталось усыпляющего отвара и ей придется терпеть этот жуткий процесс без анестезии. А процесс действительно чудовищный – девушке не только выравнивают хребет и меняют форму лица, но и буквально вырезают матку. Вот она – плата за красоту и влиятельность. Затем следует классический момент из любой школьной драмы – «новая» Йен гордо появляется на выпускном, а все ее однокурсники восторженно охают. Банально, но меня эта сцена даже растрогала – уж если кто-то и заслужил такой момент, то это героиня Ани Чалотры. Как говориться, slay, queen! К слову, на празднике оказывается правитель Аэдирн, которого так впечатляет внешность и шарм Йен, что он немедленно соглашается назначить ее придворным магом.

Сцена болезненного превращения Йеннифэр удачно смонтирована со зрелищным сражением Геральта – ведьмак пытается усмирить стригу и дожить до рассвета. Под конец кажется, будто даже невероятно выносливый протагонист не сможет пересилить чудовище, но герой Кавилла вовремя запрыгивает в каменный гроб и еле спасается от монстра.

Цири и Дара попали в плен к дриадам – древним и могущественным существам, которые скрываются от людей в зачарованном лесу. Чтобы доказать, что они не представляют опасности, героям приходится пить из магического ручья, который не только исцеляет раны, но и убивает тех, кто собирается навредить дриадам.

Геральт тоже хотел бы спокойно пить и уже удобно уселся в ванной с кухлем пива в руке, но Лютик просит его о помощи. Барду нужно явиться на пиршество королевы Калантэ, а там наверняка будет множество аристократов, чьих жен, дочек или матерей он когда-то соблазнил. Так что Геральт вынужден нарядиться в шелковую рубашку и играть роль молчаливого телохранителя. Еще один важный момент касательно хронологии сериала – сюжетная линия ведьмака и Лютика тоже началась задолго до падения Цинтры. Когда Геральт попадает на пир, у Калантэ еще нет внучки, а с Эйстом она только многозначительно переглядывается и флиртует. Зато Паветта, дочь цинтрийской королевы, жива и должна вот-вот обзавестись женихом. Ради этого, собственно, и устроили этот банкет, хотя Паветта подозрительно не рада перспективе замужества. Калантэ тоже не в восторге от патриархальных традиций Континента, но давно смирилась с тем, что брак – это то, что нужно просто пережить. Забавно, что они с Геральтом оказываются чем-то вроде родственных душ – оба считают, что убивать монстров гораздо проще, чем сидеть на скучных торжественных мероприятиях. Но очень скоро отношения ведьмака и Калантэ портятся – на пиршестве появляется загадочный рыцарь, а Геральт отказывается подчиниться королеве и убить чужака.

Лорд Йож (Барт Эдвардс) заявляет, что Калантэ должна отдать ему Паветту в жены – по его словам, он когда-то спас мужа королевы, а в качестве награды попросил того отдать ему «то, что у него уже есть, но он пока об этом не знает”. Право неожиданности – ключевое понятие в мире «Ведьмака», поэтому об этом стоит поговорить детальнее. На территории Северных королевств существует давний обычай – если вы чем-то помогаете человеку, то можете потребовать от него «то, чего он не ожидает». Чаще всего этой неожиданной вещью оказывается какая-то мелочь – щенок, который родился, пока должник путешествовал, часть урожая, или пара цыплят. Но иногда этой наградой оказывается ребенок – и тогда дело становится чуть серьезней. Муж Калантэ пообещал Йожу неожиданность, а затем вернулся домой и увидел беременную жену, так что рыцарь теперь вправе требовать руку Паветты. Правда, он не собирался пользоваться этим правом, но они с девушкой случайно познакомились и полюбили друг друга.

Естественно, королева Калантэ в ужасе от происшедшего – от нее требуют отдать дочь неизвестному проклятому рыцарю, у которого буквально лицо ежа! Она пытается помешать браку всевозможными способами, но Паветта случайно пускает в ход свои врожденные магические способности и чуть не убивает половину гостей. Так что Калантэ остается лишь одно – смириться с таким поворотом событий и быстро отгулять двойную свадьбу. Дочь выходит замуж за лорда Йожа, а мать – за саркастического, но благородного Эйста. Все счастливы, благодарный Йож просит защищавшего его Геральта назвать желаемую награду, ведьмак отмахивается и собирается уже уйти, но рыцарь настаивает. Наш протагонист кривится и озвучивает первую идею, которая приходит ему в голову – использует право неожиданности. И тут происходит лучшая комическая сцена в сериале (пока что) – бедную Паветту начинает тошнить, и все вдруг осознают, что девушка беременна. Вот это неожиданность!

На фоне всего этого мы чуть больше узнаем о придворной службе Йеннифэр. Юная колдунья прослужила в Аэдирне несколько десятков лет, но за это время лишь разочаровалась в своем выборе. И неудивительно – ей приходится сталкиваться с королями, которые отправляют за женами наемных убийц (видимо, королева слишком долго не могла родить наследника) и правительниц, которые жертвуют собственными детьми, лишь бы сохранить голову.

Многострадальная Цири открывает Даре правду о своем происхождении, и сразу же сталкивается с жуткой информацией – эльф утверждает, что Калантэ убила всех его родственников и друзей. А еще на девушку почему-то не действует волшебная вода дриад, и те отправляют ее к «источнику» – огромному магическому дереву, которое стоит посреди пустыни. Возможно, сценаристы «Ведьмака» не спешат раскрывать карты, но они точно умеют заинтриговать.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: