Что общего у «Форсажа» и бразильских сериалов

Кадр из фильма «Форсаж»

В 2017 году в прокат вышла восьмая часть «Форсажа». Событие совершенно не рядовое — мало какая франшиза может выпустить такое количество картин и по-прежнему рассчитывать на миллиардные сборы (хотя «Трансформеры» уже готовятся покорять те же вершины). После дискуссии в редакции мы внезапно поняли, что история «семьи» Доминика Торетто скорее похожа на бразильскую мыльную драму, чем на кинофраншизу. Так что теперь попытаемся доказать эту мысль.

Для начала выведем несколько основных характеристик «мыла». Это очень длинный сериал с затянутым повествованием, действие которого происходят в схожих (чаще одних и тех же) локациях. Весь сюжет строится на постоянных конфликтах внутри основного каста — обычно это семья с высоким достатком. Из-за ограниченного количества героев, сторителлинг базируется на внезапных сюжетных поворотах и клиффхэнгерах, будь-то предательство, тайны прошлого, смерть или потеря памяти, внутриклановые интриги, борьба за семейный бизнес и т.д.

Из описанного выше обозначения мы выделили 4 основных критерия: хронометраж, локации, постоянные основные персонажи и классические сюжетные ходы. Давайте смотреть, подходят ли они «Форсажу».

Хронометраж

Итак, первая часть «Форсажа» появилась на свет еще в далеком 2001 году. Учитывая, что Вин Дизель пообещал закончить франшизу после 10-й части, то продолжительность истории об уличных гонщиках вероятнее всего доберется до 20 лет. До таких цифр большинство сериалов не добирались! «Рабыня Изаура» — год в эфире (не ожидали, да?), «Район Мелроуз» — 7 лет, «Санта-Барбара» — 9 лет, «Даллас» — 13 лет! Тут разве что наводить в пример классику американского или британского телевидения — у первых «Главный госпиталь» идет с 1963 года, у вторых — «Улица коронации» (абсолютный рекордсмен, с 1960-го года).

Кадр из фильма «Форсаж 6»

Мы понимаем, что в отличие от «Форсажей», сериалы выходят 5 раз в неделю. Но событий в них за два года происходит приблизительно столько же, сколько и в одном фильме гоночной франшизы. Тем более, «Форсаж» очень ровно держит планку и темп — тут нет длинных перерывов (как у «Звездных Войн») или откровенно провальных частей (как большинство продолжений «Чужого»), он постоянно задействует один и тот же актерский состав (в отличие от бондианы или вселенной Marvel), и не базируется на литературных источниках (как серия экранизаций книг о Гарри Поттере).

Локации

Несмотря на то, что Вин Дизель с компанией уже почти 10 лет катаются по миру, большинство сцен в фильмах все равно повторяются. Да, иногда они появляются в Лос-Анджелесе, на курортах Бразилии, в арабских высотках или на лондонских улицах. Но давайте смотреть правде в глаза — 30% всех сцен происходят в салоне автомобиля, еще 30% — в гаражах разной степени захламленности и еще 10% — «где-то на дороге». Если еще и учесть, что на крупных планах локаций не видно, то имеем отличный показатель «схожести».

Что иронично, так как в «мыле» локации не меняются ради удешевления съемок, тогда как вечные перелеты «семьи» Вина Дизеля явно обходятся недешево. А результат такой же!

Кадр из фильма «Форсаж 5»

Список мест, где побывала «семья» Доминика Торетто: Лос-Анджелес, Майами, Токио, Рио-де-Жанейро, Канары, Испания (неизвестно точное место, база НАТО все-таки), Лондон, Азербайджан, Абу-Даби, Гавана, Нью-Йорк, Россия (где-то на севере).

Напомним, что мыльные оперы обычно рассказывают о богатых семьях, а вся франшиза «Форсажа» строится на очень элитных автомобилях, крутой электронике и дорогих интерьерах. Именно эти атрибуты определяют главных героев в upper class. Да и как назвать компанию Торетто бедной, если они в пятой части украли 100 миллионов долларов.

Основные герои

То, как «Форсаж» собирает и формирует команду основных актеров — настоящий эталон для любой франшизы. Серия постоянно избавляется от надоевших (или слишком требовательных) актеров, оставляя ядро каста неизменным. Что тут говорить, если для Вина Дизеля это уже 7-й фильм (да, я посчитал «Токийский дрифт». И да, для Пола Уокера он тоже мог быть седьмым). Мишель Родригес, Лудакрис и Тайриз Гибсон появлялись уже в 5-ти фильмах франшизы. Дуэйну Джонсону предстоит побывать в образе Гоббса в четвертый раз. В общей сложности у «Форсажа» 23 персонажа, которые появились больше чем в одном фильме!

При чем пополняется основной состав фильма с помощью еще одной классической схемы мыльной оперы — «превращение злодея в друга». Именно таким образом поступили в восьмой части с Джейсоном Стэйтемом (кажется, что он задержится), и что-то подсказывает нам, что Шарлиз Терон вполне может ждать предложения еще по двум фильмам (если актриса захочет, конечно).

Сюжетные перипетии

Классические драматические сюжетные ходы подобных сериалов уже давно стали нарицательными и их не задумываясь назовет любой, кто прожил на этом свете лет 15. Это амнезия, тайный брат, который внезапно появляется, предательство близкого друга, неожиданное исчезновение, ложная смерть и, конечно же, тайны прошлого, которые преследуют главного героя. Сюда же можно добавить и обязательное наличие семейных уз, без которых любое «мыло» не совсем легитимно.

И это хорошо, ведь Доминик Торетто всегда акцентируется на том, что его команда — это его семья. Так что базовый сюжет бразильского сериала уже есть — все конфликты так или иначе происходят (или происходили) внутри семьи. Причем некоторые узы тут совсем не дружеские — герой Дизеля женат на Мишель Родригес, а его сестра — жена персонажа Пола Уокера.

А теперь по-порядку:

Предательство — вот вам история героя Пола Уокера в первой и четвёртой части. Или Доминик Торетто в новом фильме.

Случай с героиней Мишель Родригес — это и амнезия, и ложная смерть, и предательство, и вообще мечта любого «мыльного» сценариста.

С возвращениями вообще просто — Вин Дизель, Пол Уокер, Тайриз Гибсон, Лудакрис и Мишель Родригес уже выпадали на несколько частей. Кстати, призраки прошлого сюда тоже можно приписать — в четвертой части «предатель» Брайан (Пол Уокер) опять встречается с семьей Торетто и пытается упорядочить свою жизнь.

Тайный брат — Джейсон Стэйтем оказался родственником Люка Эванса (не забыли? Он был злодеем шестой части). Еще бы Дуэйн Джонсон и Вин Дизель оказались братьями — было бы совсем здорово.

Торжественно награждаем «Форсаж» званием «мыльной» кинофраншизы. Наши поздравления.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: