Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Осторожно, спойлеры: редакция Vertigo обсуждает финал «Игры престолов»

Последний визит в Вестерос

«Игра престолов» закончилась, а священные интернет-войны вокруг нее далеки от завершения. Мы, в редакции Vertigo, делаем то, что считаем своим долгом — обсуждаем «Игру престолов» со спойлерами. Да-да, у нас есть рекапы, но все же вопросов осталось много и обсудить есть что.

Тем более, что в отличие от «Мстителей» теперь у нас вся редакция в сборе.

Юра: Что сказать, непосредственно финальная серия мне понравилась. Она завершила большинство сюжетных линий и неплохо закрыла всю арку. Другое дело, что предыдущие эпизоды существенно ударили по авторитету сериала. Лично для меня иллюстрацией глупых решений стала сюжетная арка Бронна, совершенно лишняя от начала и до конца. Эти лишние 2 минуты можно было уделить чему-то другому. Например, просто такая небольшая идея, хоть как-то объяснить всю эту хрень с Королем ночи! Серьезно, хоть пару слов!

Саша: Насчет финальной серии я согласна — сама по себе она действительно получилась трогательной, изобретательно поставленной и даже относительно логичной. Конечно, есть и небольшие странности – например, я все таки никак не могу понять, почему драконы, которых не изображали уж очень смекалистыми, внезапно отлично разбираются в метафорах и понимают, что главный корень зла – борьба за власть. Конечно, мне очень импонирует идея сериала, в котором драконы не сидят на горе из золота, а всячески пытаются бороться с экономическим неравенством, рушат монархию и сжигают дотла символы тиранического режима, но уж эта сцена выглядела слишком надуманной.

И все же, моя главная претензия заключается в том, что серия никак не доводит до конца те сюжетные линии, за которыми мы следили столько лет. Что происходило с Королем ночи? Что означали все те загадочные спирали, которые Белые ходоки оставляли по всему Вестеросу? Что это за зеленоглазый человек, которого должна была убить Арья?

Аня: По-моему этот сериал учит нас не верить в пророчества и басни — кто был Обещанным Принцем (Азор Ахаем) — не ясно. Арья, потому что спасла свой народ, убив Короля Ночи? Или може Джон, потому что спас своих людей, убив Дейенерис? Забудьте про какого-то там Владыку Света, тут важнее решить, кто будет следующим королем и не допустить демократию в своей стране.

Хотя на самом деле финал мог бы быть даже хуже, думаю, что «Долгая ночь» нас уже научила готовиться к разочарованию. Мне, конечно, же визуально эпизод понравился значительно больше — как отлично поставлен свет в сценах с заключенным Тирионом, как визуально серия отсылает к первому сезону в сценах с Джоном в Ночном Дозоре, как снята сцена с Тирионом, нашедшим трупы брата и сестры, ну и Дрогон, плавящий трон — это парень самый умный в «Игре престолов».

Юра: Что касается разочарований, то мне кажется, что сериал попал в заложники собственного же коронного приема. Многим зрителям не слишком интересны сложности разбора подходов «человек посреди событий» и «события сквозь призму человека» — просто «Игра престолов» шокировала неожиданными убийствами. Хотя при этом по сюжету все было логично. Просто раньше подобный подход использовали мало.

Финальный сезон сразу готовил всех к завершению, а значит все ждали шокирующих поворотов сюжета. А если ты знаешь о возможности шокирующего поворота сюжета, то ты его не получишь. Давайте честно, мы все были готовы к смерти любого персонажа. Даже Джона. Поэтому требовать от Бениоффа и Уайса чего-то сверхъестественно удивительного было глупо. Хотя ладно — игнорирование важных сюжетных линий действительно стало шоком. Но не совсем таким, которого ждали.

Аня: Соглашусь насчет заложников собственных приемов. Здесь, как мне кажется, авторы еще и пострадали от того, что оказались на финишной прямой — некоторые персонажи начали действовать в угоду сюжету, жертвуя своим логическим развитием. Такое случается, когда сценаристы работают на плот твисты, а не инвестируют в персонажей и дают им самим двигать нарратив. Перед Бениоффом и Уайсом была задача – выдать грандиозный финал и дать ответы на множество вопросов в пределах шести серий заключительного сезона. Не удивительно, что парочка арок пострадала.

Саша: Вот мне обиднее всего за сюжетную арку Джейме. Буквально за пару недель до старта финального сезона мы с Юрой вовсю расхваливали эволюцию этого персонажа и сошлись на том, что развитие старшего из Ланнистеров можно считать одним из лучших в истории сериалов. А потом внезапно оказалось, что сценаристы решили сделать поворот на 180 градусов, забыть обо всем, что у них получилось построить, и просто превратить его историю в иллюстрацию банальной поговорки «любовь зла – полюбишь и Серсею».

В интернете сейчас часто пишут, что новый сезон больше напоминает фанфик, автор которого слишком уж любит персонажей, чтобы их убивать. И я согласна – у финальных эпизодов много сходства с фанатским творчеством: надрывной драматизм ради драматизма, неестественное развитие героев и слишком уж радужный финал, в котором каждый получает по заслугам. Я не говорю, что нужно было всех в конце убить, просто финальные серии выглядят так, будто сценаристам важнее придумать протагонистам милое будущее, чем отвечать на старые вопросы.

Юра: Но все же убить всех — тоже не выход. Повторю свою мысль: в «Игре престолов» смерти всегда были логичны. Вестеросская резня подручными средствами — это весело и шокирующе, но сюжет такой кровавой бани не оценил бы. По крайней мере, мне так кажется.

Вообще, часть сценарных решений, которые касаются пророчеств, тянут не только на оплошность, но и на тонкий троллинг всех, кто балуется астрологией и хиромантией.

Саша: Раз я уже вспомнила споры и недовольство в интернете, то вот философский вопрос – как вы относитесь к фанатским петициям, требующим переснять финальный сезон?

Аня: Честно, не совсем понимаю, как к такому относиться, но такая инициатива меня только больше огорчает. Не думаю, что это вообще хорошая идея, удовлетворить всех зрителей не получится (если вы не Breaking Bad). Поэтому сомневаюсь, что те 20 тысяч подписавших являются репрезентативной аудиторией, к которой следует прислушаться. В конце концов, финальный сезон я бы не назвала катастрофой, постановка эпизодов все еще на высоте, судьба Дейенерис и Джона меня устраивает. Вот только темпы и средства сторителлинга, которые выбрали авторы, могли быть лучше.

Саша: Вот тут я согласна – несмотря на то, что я не в восторге от финального сезона, меня еще больше пугает то, что фанаты некоторых франшиз занимаются откровенным буллингом, пытаясь давить на шоураннеров и сценаристов. Чего только стоят все эти странные истории о том, как фанаты «Звездных войн» массово ополчаются на бедного Райана Джонсона.

Юра: Уже не 20 тысяч, а миллион. Но мне тоже это кажется странным требованием — люди проделали комплексную работу и что-то подсказывает, что многие оказались довольны финальным сезоном. Требовать сделать «не так» довольно нелогично.

Давайте заканчивать и по такому поводу вопрос: какой ваш любимый эпизод «Игры Престолов»? Потому что у меня, несмотря на все, фаворитом остался «Суровый дом», где вместе сошлись и политические интриги, и зрелищная битва.

Аня: В последнем сезоне это пожалуй второй эпизод — «Рыцарь Семи Королевств», в котором герои готовятся к бою с мертвецами. Там были неожиданные пейринги, лучшие диалоги, невероятная теплота, Арья и Джендри, Бриенну посвятили в рыцари, Подрик спел! Ну а в вопросе масштабной постановки «Колокола» и «Железный трон» меня даже порадовали. Но! В моей памяти лучшим эпизодом «Игры престолов» навсегда останется «Битва бастардов». Здесь Мигель Сапочник продемонстрировал свой потенциал режиссера батальных сцен уровня полнометражного кино. Всадники, которые мчаться на Джона, длинные планы субъективной камеры, которая идет за протагонистом прямо в эпицентре боя, панорамная съемка Джона сверху, когда тот оказывается в заточении толпы. К тому же с нарративной точки зрения этот эпизод прекрасно продемонстрировал нам Сансу. После него разве что «Черноводная» за невероятный махач в Королевской Гавани и «Рейны из Кастамере» за… ну вы поняли… Красную свадьбу.

Саша: Я нежно люблю третий сезон, поэтому мой однозначный фаворит — «Рейны из Кастамере»! Смерть Неда уже подготовила нас к тому, что «Игра престолов» — совершенно безжальное шоу, но Красная Свадьба шокировала даже самых циничных зрителей.