Обратно в Хогвартс: как я пересмотрела всего «Гарри Поттера» и что из этого вышло

Противоречивые отзывы критиков о сиквеле «Фантастических зверей» — повод вернуться обратно в поттериану, проверенную годами и многочисленными просмотрами. В детстве наблюдать за приключениями Гарри Поттера стало ежегодной традицией — не было ничего стабильней, чем очередная премьера фильма о мальчике, который выжил. Но те годы уже давно позади, вторая часть «Смертельных реликвий» вышла в 2011 году, и на руках у нас теперь целая франшиза фильмов о мире волшебников.

Возможно, эти знания мне пригодятся для понимания истории Ньюта Скамандера, а может быть это эскапизм чистой воды, но я пересмотрела все восемь фильмов о Гарри Поттере в уже достаточно сознательном возрасте и рассказываю, каково это.

Гарри Поттер и философский камень

К первой картине у меня трепетные чувства, «Философский камень» был у нас с сестрой на кассете. Ждать лицензированную версию после выхода в прокате мучительно долго, так что родители купили пиратку с плохим войсовером вместо профессионального дубляжа. Слава Альбусу Дамблдору, потому что реплики на английском таким образом я слышала отлично. Чтобы понять уровень моего фанатизма в 11 лет, скажу, что эту кассету мы смотрела всего лишь на протяжении двух недель ежедневно. Серьезно. Все диалоги в этом кино я до сих пор помню наизусть.

Перед нами интродакшн чистой воды — много заявочных планов, ознакомительных сцен, практически нет экшна, зато куча «wow, it’s magic» зарисовок. Крис Коламбус снял образцовое детское рождественское кино, а Джон Уильямс написал чересчур сладкий саундтрек, которым злоупотребляет в этом кино в каждой панорамной сцене. Меня как-будто тыкали в плечо, повторяя «Смотри-смотри, вот косой переулок, а вот платформа 9 ¾, а вот банкетный зал Хогвартса, а вот поле для квиддича, красиво, правда? НУ ПРАВДА ЖЕ?!»

Дэниэла Рэдклиффа, Руперта Грина и Эмму Уотсон, конечно, жалко. Ребята угодили под заклятье детей-актеров, когда первые и худшие творческие потуги навсегда запечатлены на экране. К счастью, дальше они получше освоят образы. Кроме шестого фильма, там будет магическая версия «Мятежного пути», но об этом позже.

«Философский камень — это 70% отличной работы художника-постановщика, 20% удивленного лица Гарри и 10% очень бедного CGI (как я могла забыть, что сцена с троллем так плоха?). Не подумайте ничего дурного, первый фильм по-своему атмосферный и очаровательный. Только сюжет с философским камнем по сути развернулся из-за глупости Хагрида.

Одно в «Философском камне» осталось неизменным. Помню, в 11 лет я жутко запала на капитана гриффиндорской команды по квиддичу Оливера Вуда. Прошло 17 лет, а Вуд все еще горяч.

Гарри Поттер и тайная комната

Идем дальше — второй фильм вновь поставил Крис Коламбус. Здесь больше уверенности в истории, меньше необходимых для понимания вселенной вводных сцен и больше динамики в кадре. Это все еще сказка, Волдеморт все еще слаб, так что паразитирует на других людях как Веном. Зато есть прекрасная сцена с Гремучей ивой и представлен Добби — рок-звезда мэмов. Сейчас персонаж домового эльфа резонирует со мной значительно больше чем в детстве. В 12 лет я не хотела биться головой о прикроватную тумбочку или ночную лампу в приступе самобичевания. А сейчас вот смотрю на коммунальные счета и хочу.

Помню, напыщенный преподаватель Защиты от Темных искусств Гильдерой Локхарт откровенно бесил — то есть персонаж свою функцию исполнял. Но, слушайте, Кеннет Брана ведь потрясающий в этой роли. Такой себе шекспировский герой для детских утренников.

Здесь же зрителю впервые представляют концепцию чистокровности магов — Джоан Роулинг добавила немного злободневного контекста, чего в «Философском камне» в общем-то не было.

К слову, в первом фильме Гарри даже никаких заклинаний не применял. В «Тайной комнате» у него небывалый прогресс — сперва дуэль с Малфоем, а потом и вовсе первое убийство, how sweet. Противостояние с василиском — это такая концентрированная реализация классического мифа о доблестном герое, чудище и деве в беде. При том что Роулинг относительно неплохо проработала вселенную, эпизод с фениксом Фоуксом (aka Бог из машины) и мечом Годрика Гриффиндора — какой-то слишком ленивый прием.

Молодой Том Реддл со своей густой челкой натолкнул на мысль — все говорят об отсутствии носа у Волдеморта, а как насчет куда делись его неплохо уложенные каштановые волосы?

Наконец, финал фильма просто заточен под аудиторию помладше, мы то с вами, взрослые, не оценим. Всех жертв василиска вылечили зельем из корня мандрагоры, а Хагрида вернули в Хогвартс. Но это пустяки, потому что под занавес Дамблдор отменяет финальные экзамены! Вот это действительно повезло ребятам.

Гарри Поттер и узник Азкабана

А вот и первое мрачное лого Warner Bros. Здесь я, конечно, сопротивляться не могу — налицо явная работа над вселенной и выход за пределы детского приключенческого жанра. Альфонсо Куарону достался лучший период — протагонисты уже не совсем дети, но пубертат еще не затмил здравый смысл. Динамика между Гарри, Роном и Гермионой явно стала лучше. Для начала, эти трое, кажется, впервые заметили свой гендер, а в магазины волшебников наконец завезли джинсы.

Если честно, то с точки зрения сценария «Узник Азкабана» тоже весьма хорош. То есть дело здесь не только в режиссерском подходе Куарона. В отличии от первых двух лент, тут повествование распадается на две временные линии, одна вторую дополняет и наслаивается — усложненный сторителлинг.

Так, стоп, это что Иэн Браун из The Stone Roses сидит в Дырявом котле? Он читает A Brief History of Time Стивен Хокинга? В мире магов знают о Хокинге? Стивен Хокинг маг?!

Кстати, маховик времени, конечно, очень недооценен. Этот девайс закончил бы франшизу на третьем фильме. Покрутите его всего-то каких-то двести тысяч раз, вернитесь назад во времени и убейте маленького Тома Реддла в приюте — job’s done.

К третьему фильму, думаю, пришло время озвучить очевидное наблюдение: Хогвартс — так себе учреждение с точки зрения безопасности. Не уверена, что отправила бы туда своих детей. Гиппогриф покалечил тебе руку? Сам виноват! А как насчет не преподавать 13-летним «Уход за магическими существами»? И кто вообще придумал, что охранять Хогвартс дементорам — это ок? Да, они высасывают душу, но от них легко защититься патронусом. А, этого у вас еще не было в программе? Давайте быстро покажу. Я еще молчу о лестницах, которые сами по себе передвигаются и совах, скидывающих почту ученикам, как бомбы, прямо в банкетном зале над обеденным столом. Кто писал технику безопасности для этого места?

Гарри Поттер и кубок огня

Добро пожаловать в четвертый фильм, aka «Голодные игры» в мире магов. Оказывается, не один Хогвартс подвергает своих учеников опасности на ежедневной основе. Вот французская школа «Шармбатон» и учебное учреждение из далекого Севера «Дурмстранг» тоже поощряют всяческие квесты с травматическим исходом. Но локальных испытаний для подростков, очевидно, мало, так что давайте организуем турнир, где дети будут сражаться с огнедышащими драконами, нырять под воду без аквалангов, спасать своих друзей в анабиозе и бродить по темному бесконечному лабиринту. Ах да, и назовем его Турнир Трех Волшебников, но когда кубок выплюнет четвертое имя 14-летнего — запустим и его в игру. В конце концов, паренек выстоял против Волдеморта младенцем, пускай отрабатывает звание избранного.

Этой франшизе не хватало здравого сарказма среди медовых голосов наставников Хогвартса. Я очень рада появлению Аластора Грюма в исполнении Брендана Глисона. Теперь вместе с Гари Олдманом в поттериане будет два профессиональных крикуна. Этот, правда, орет преимущественно на учеников. Но слушайте, тут и так Снейп всех лупит книжками по затылках, так что разница небольшая.

А вот и светящийся в лучах своего геройства Седрик Дигори. Куда смотрела шляпа, когда определяла его в Хаффлпаф? Смерть Диггори, к слову — первая действительно травматичная сцена во всей франшизе. Всех так накрыло, что хочется похлопать по плечу и сказать «Ну-ну, ребята, не расстраивайтесь, дальше ведь будет еще хуже».

В этом кино, кстати, отрезали кучу сюжетных линий из книги, а вот о волосах Гарри и Рона почему-то забыли. Эти ребята весь фильм ходят как Beatles времен альбома Abbey Road.

Наконец, я не очень знакома с культурной средой мира магов, но влияние Дамблдора теперь в моих глазах неоспоримо. Директор смог забукать на школьную дискотеку группу, в которой солирует Джарвис Кокер из Pulp, а на гитаре играет Джонни Гринвуд из Radiohead. Коачелла, подвинься.

Гарри Поттер и Орден Феникса

Это кино я нарекаю мастер-классом «Как плохо адаптировать самую длинную книгу Роулинг в самый короткий поттеровский фильм». Во франшизу пришел Дэвид Йейтс, которого до сих пор не получается выгнать («Фантастических зверей» экранизирует тоже он). На самом деле «Орден Феникса» — это окончательный выход из детского сегмента, ведь надвигается война с приспешниками Волдеморта. Гражданские права ущемляются, общественным мнением пытаются управлять на государственном уровне, количество политических узников растет — звучит чересчур реально как для мира волшебников, вам не кажется?

Лайфхак для всех режиссеров: если вам когда-нибудь понадобится сюжетно связать сразу несколько временных линий и персонажных арок, оформите их в виде снов протагониста, функционирующих как экспозиция. Все они, конечно, окажутся пророческими, ведь это Гарри Поттер.

Между тем здесь представлен величайший злодей в истории кино — Долорес Амбридж. Даже темная кладовка Снейпа не выглядит так устрашающе, как ее ванильный кабинет, украшенный блюдцами с котами.

Сцена, в которой Фред и Джордж срывают экзамен — глоток свежего воздуха. Включите, пожалуйста, Pink Floyd под этот погром из фейерверков. We don’t need no education, как говорится.

Это пятый фильм франшизы в моем марафоне, так что разум, наверное, слегка затуманен, а вовлеченность в сюжет зашкаливает, но потеря Сириуса Блэка — это наш с вами коллективный провтык. Как можно было так повестись на подставное видение Волдеморта о его пытках? Смерть Блэка случилась так внезапно, что потребовалось добавить парочку сцен плача в slow-motion, чтобы осознать трагедию. По-моему, так продолжительно страдали разве что за Гендальфом в финале «Братства кольца». По поводу мести Гарри у меня вообще полярные чувства. С одной стороны — беги за Беллатрисой, как же она посмела?! С другой — Хелена Бонем Картер так крута, не убивайте Хелену.

Гарри Поттер и принц-полукровка

Да-да, это тот самый фильм, в котором погибает Дамблдор. Мы только что потеряли Сириуса, а теперь вот.. опять… Скучаю за временами, когда единственной неприятностью в мире «Гарри Поттера» были конфеты Bertie Botts со вкусом соплей. Однако теперь все серьезно, Пожиратели Смерти похитили Оливандера, Драко Малфой пытается совершить покушение на директора Хогвартса, да и горокраксы Волдеморта уже можно начинать искать. Так что нет, простите, но времени на прочую ерунду не будет.

Или будет? А может отвлечемся? Поиграем в квиддич, сходим на маслопиво, разыграем ромком? Потому что из этого состоит 70% фильма. Лаванда Браун поцеловала Рона, Гермиона приревновала, Гермиона пригласила на вечеринку Кормака МакЛаггена, Рон приревновал. Вы тоже забыли кто такой МакЛагген? А этот парень крипово облизывал мороженное на ужине у профессора Слизнорта, поглядывая на Гермиону — это все, что вам о нем следует знать. Где-то среди них скромно затесался и Гарри со своими проснувшимися чувствами к Джинни. Но Поттер хотя бы дорос до того, чтобы обыгрывать всю эту серьезную мишуру фразой «But I am the chosen one» в попытке заполучить пару на вечеринку.

Франшиза всегда хромала, когда речь заходила о романтике. Даже у Филча со своей кошкой больше химии, чем у любой парочки в поттериане. А тут герои еще и в жестком пубертате. А значит, держите странные разговоры парней по душам о том, какая мягкая кожа у их возлюбленных.

Во всем этом бардаке мне действительно жалко Малфоя. Вот у кого реальные проблемы — с любовной лихорадкой Рона и Гарри не сравнить. Парень стал Пожирателем Смерти и теперь обязан по приказу Волдеморта убить Дамблдора. У ребенка такой стресс, что практически каждая сцена с ним — это какой-то экзистенциальный кризис в холодном, мокром школьном туалете. Почему он до сих пор учиться в Хогвартсе, раз стал приспешником Темного Лорда? Куда смотрит руководство школы?

Гарри Поттер и смертельные реликвии. Часть 1

Это кино начинается очень волнительно. Есть потрясающий эпизод с множеством Поттеров, в которых превращаются члены Ордена Феникса. Приключения тройки протагонистов в Министерстве магии с оборотным зельем получилось даже комедийным. А потом ребята отправились на кемпинг и действие остановилось…

Окей, возможно, такой подход был выбран чтобы проиллюстрировать всю безнадежность ситуации в мире магов, когда волшебники замерли в ожидании неизбежного. А может быть дело в том, что финальную книгу разделили на две ленты и первой досталась разве что душераздирающая сцена с Добби (к ней я еще вернусь), а второй, собственно, грандиозная кульминация. В какой-то момент приунывшие Гарри и Гермиона танцуют под Ника Кейва в палатке — ребята тоже чувствуют, что это кино надо расшевелить.

К слову, к седьмому фильму, думаю, уже пора сказать, что Рон — немного засранец. Он обиделся на Гарри еще в «Кубке огня», постоянно подкалывал Гермиону, пригласил ее на танцы чуть ли не из жалости в последний момент, нагло использовал Лаванду в «Принце-полукровке», вот бросил друзей в беде. Рон Уизли — так себе друг. Я не знаю, почему Гермиона его выбрала.

50 баллов Гриффиндору за прекрасную анимацию сказки о дарах смерти. Это если бы Тим Бартон решил поиграть в театр теней — великолепно снято. Еще 50 баллов хочется закинуть за операторскую постановку, а особенно сцену смерти Добби на пляже. Две последних ленты франшизы, в частности, снимал франко-португалец Эдуарду Серра — постоянный оператор Клода Шаброля, на минуточку. Мы пережили смерть Дигори, Сириуса и Дамблдора, но слезы потекли в сцене последних секунд жизни раненного домового эльфа на руках у Гарри, серьезно. Длинные планы, ручная камера, никакого пафосного размаха или падения в slow-motion (не прощу тебя, Йейтс, за ужасно срежиссированную гибель Альбуса). Твоя смерть будет отомщена, малыш Добби.

Гарри Поттер и смертельные реликвии. Часть 2

Мы на финише. Волдеморт без интереса поглаживает Наджини, Снейп-директор депрессивно наблюдает за Хогвартсом, Гарри печально сидит у могилы Добби. Все устали. Съемочная команда этого фильма в том числе. Наверное, именно из-за усталости к концу Фреду Уизли, Нимфадоре Тонкс и Римусу Люпина даже не сняли сцены смерти. Ребята умерли, вот их тела лежат драматично, монтажная склейка, идем дальше.

Финальная часть предсказуемо упакована экшном. По моим подсчетам, в двухчасовой ленте приблизительно час отведен батальным сценам и погоням. И здесь, надо сказать, авторы франшизы, постарались, чтобы дуэли выглядели устрашающе. Потому что, давайте не чистоту, волшебники, которые размахивают друг пред другом деревянным палочками, — это немного глупо.

Мое почтение Молли Уизли. Мало того, что волшебница победила саму Беллатрису Лестрейндж (это тебе за Сириуса и Добби), так еще и выдала легендарное «Not my daughter, you bitch», защищая Джинни. Теперь в поттериане есть своя Сара Коннор.

А вот и фансервис подоспел в виде долгожданного поцелуя Рона и Гермионы. Потому что целоваться — это буквально первое, что хочется сделать после того, как уничтожил кусочек чьей-то души при помощи зуба василиска. Смертельная опасность — отличный афродизиак, так что во второй части «Смертельных реликвий» ромком тоже идет пэком — Гарри любит Джинни, а Невилл — Луну.

К моменту смерти Снейпа моя эмпатия, кажется, закончилась. Его арка настолько сложная, многоуровневая и бесконечная, как этот марафон. Он настоящий герой. Но главный драматический ход этого фильма — осознание Гарри, что он обязан умереть. Осталось немного — разыграть мэм «Surprise, bitch», восстать из мертвых и в последний раз жахнуть экспеллиармусом. Пару секунд, и Волдеморт уже рассыпается в прах, как будто миру магов тоже досталось от щелчка перчатки Таноса.

На конец у меня совсем сентиментальное наблюдение — в ключевые моменты столкновения с Волдемортом Гарри дважды спасла материнская любовь. Лили уберегла его от Темного Лорда еще младенцем, а сейчас — Нарцисса, не выдавшая, что Гарри жив, лишь бы уберечь сына Драко. Так что всем любовь, друзья. А я буду возвращаться в реальный мир к глупым маглам.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: