Тлеющий огонь перемен

«Дикая жизнь» — не очевидно личный фильм, в том смысле что его сюжет не пересказывает историю самого автора, а скорее принимает форму близкую режиссеру, повторяет его ход мысли и манеру поведения. Это кино во многом и есть Пол Дано — лаконичное и скромное, в то же время чрезвычайно глубокое, эмоциональное и вовсе не простодушное, как может показаться на первый взгляд. Талантливый 34-летний актер уже не первый год копошиться за задворках великих картин, исполняя роли второго плана и за редким исключением первого. Поработав с ведущими авторами, такими как Ричард Линклейтер, Пол Томас Андерсон, Энг Ли, Спайк Джонз, Стив Маккуин, Дени Вильнев, Паоло Соррентино и Пон Джун-хо, идея взяться за режиссуру кажется более чем логичной. Рассказывать свою историю Дано берется с невероятным трепетом и уважением, при чем как к экранизаируемому материалу, так и к зрителю. В результате очень тяжело не проникнуться симпатией к фильму, который в сущности не показывает ничего хорошего — только медленный распад семьи, бытовую драму нелюбви и эгоизма.

США, середина 20-го века, Вторая мировая позади, зато впереди освоение космоса. Реформы Кеннеди дают экономический рост, Мартин Лютер Кинг получает поддержку президента в борьбе с расовой сегрегацией, военные действия во Вьетнаме еще не надломили общество, но первые шаги в сторону контркультурного движения уже ощущаются даже в таких провинциальных штатах как Монтана. Одним словом — 60-е.

Анализируя бытовую драму одной семьи из 60-х, вовсе не хочется в который раз обращаться к и без того затасканному тезису краха американской мечты.

Семья Бринсонов недавно перебралась в новый городок. Отец семейства Джерри (Джейк Джилленхол) трудится в гольф-клубе для богачей, мама-домохозяйка Джанет (Кэри Маллиган) обустраивает быт, хотя явно мечтает о занятии поинтересней (преподавании плавания, например). Сын Джо (Эд Оксенбульд) ходит в школу и без особого желания играет в американский футбол. Когда Джерри теряет работу и уезжает добровольцем тушить лесные пожары, давно затаившиеся обиды этой на первый взгляд идеальной семьи выходят наружу. Джанетт попытается устроить жизнь без мужа, а Джо будет за этим неодобрительно наблюдать.

Анализируя бытовую драму одной семьи из 60-х, вовсе не хочется в который раз обращаться к и без того затасканному тезису краха американской мечты. Однако перед нами экранизация пулитцеровского лауреата Ричарда Форда — мастера деконструкции чинной рутины американской глубинки. Социальное неблагополучие здесь неминуемо найдет отражение во взаимоотношениях. Хорошо хоть сам Дано понимает претенциозность материала, так что его адаптированный сценарий (на пару с подругой Зои Казан) максимально сосредоточен на конфликте внутреннем, а не внешнем.

Wildlife/ Оригинальное название

104 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
18 октября 2018 / ПРЕМЬЕРА

драма ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Пол Дано

СЦЕНАРИЙ:
Пол Дано
Зои Казан

В РОЛЯХ:
Джейк Джилленхол
Кэри Маллиган
Эд Оксенбульд
Зои Маргарет Коллетти

ПРОКАТЧИК:
Arthouse Traffic

Лучше всего на идею работает операторская постановка Диего Гарсии и монтаж. Они часто игнорируют старую как мир эйзенштейновская схему «действие-реакция» ради акцента только на реакции.

По задумке автора, зритель наблюдает семейный крах с позиции подростка Джо, так что чувствуется он куда болезненней: в глазах ребенка родители внезапно оказываются беспомощны и уязвимы перед бытовыми проблемами и неумолимым временем. В этом смысле лучше всего на идею работает операторская постановка Диего Гарсии и монтаж. Они часто игнорируют старую как мир эйзенштейновская схему «действие-реакция» ради акцента только на реакции. Пола Дано больше интересуют малейшие изменения выражения лица юного протагониста, который наблюдает за окружающей его действительностью, чем яркие 60-е и череда пагубных родительских решений.

Беря во внимание, что партии отца и матери отданы прекрасным Джилленхолу и Маллиган, проще всего было бы взять крупным планом угрюмый взгляд Джейка или беспомощное выражение лица Кэри. Да вся «Дикая жизнь» могла бы стать их бенефисом. Однако молодой австралиец Эд Оксенбульд берет все внимание камеры на себя. Его Джо — вежливый внешне, но беспокойный внутри, что проявляется лишь в редких эпизодах нарастающего отчаяния. Он осмысляет и впитывает в себя каждый крик, каждый удар по столу и каждую захлопнутую дверь. Неспроста подросток выберет профессию наблюдателя — фотографа небольшой студии, где изо дня в день нужно ловить чужие счастливые моменты, а потом возвращаться в дом, где и семейных фотокарточек вовсе нет. В итоге свет, камера, фон и момент, застывший во времени, помогут Джо в некотором смысле сотворить магию и с четой Бринсонов. Вот она — целительная метафора силы фотографии (а отсюда и всего кинематографа) от Дано.

В целом «Дикая жизнь» Пола Дано не озвучивает ничего нового в жанре семейной драмы, чинно занимая место на полочке, где-то под ставшими классикой «Крамер против Крамера» или «Красоты по-американски».

Наравне с фотографией, мощнейшим образным девайсом становится лесной пожар, символизирующий брачную агонию. Сцена бушующего огня в «Дикой жизни» появляется только один раз, зато служит отличной метафорой необратимого разрушения, через которое проходит любовь Джерри и Джаннет. За исключением красного пламени, во всем остальном визуальный стиль оператора Диего Гарсии — это лаконичные и чистые композиций в приглушенных тонах, дополненные меланхоличным саундтреком Дэвида Лэнга (он написал прекрасный музыкальный ряд для «Молодости» Соррентино). Актерская игра тоже во многом построена не на эмоциональных надрывах, а скорее на неозвученном чувстве обиды и гнева. У Джилленхола экранного времени поменьше, зато Маллиган выдает одну из лучших ролей в карьере. Ее метания и показательная ложь растерянной матери — прямая дорога к «оскаровской» номинации.

В целом «Дикая жизнь» Пола Дано не озвучивает ничего нового в жанре семейной драмы, чинно занимая место на полочке, где-то под ставшими классикой «Крамер против Крамера» или «Красоты по-американски». Между тем, будучи режиссерским дебютом, ее выделяет уверенный тон постановщика, отличная стилизация, а также сдержанная манера повествования. Дано глубоко и психологически точно погружается в души и умы своих протагонистов, срезонировать с которыми оказывается проще, чем кажется. Потому что жизнь эта близка всем и каждому, лишь в названии фильма дикая, а на самом деле более чем обычная, то есть — настоящая.

Ratings in depth

  • #ДаноМолодец
4 5

Review overview

Summary

Ratings in depth

  • #ДаноМолодец
4 5

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: