Культ кино: рецензия на фильм «Тонкий человек»

Нуары принято считать антиподом эскапистского кино – жанр возник в послевоенные годы на фоне накалившейся экономической ситуации, безработицы и разгула преступности. Если классические нуары когда-то и отвлекали американских зрителей от серых будней, то лишь ради того, чтобы сказать «эй, приятель, а ведь может быть еще хуже». Но в каждом правиле есть исключения – и один из самых смешных фильмов 1930-х как раз является детективной историей, снятой по мотивам романа легендарного Дэшила Хэммета. Да, того самого писателя, который создал Сэма Спейда и написал, среди прочего, «Мальтийского сокола».

Как произошло такое недоразумение? Почти случайно – студия MGM купила права на новое произведение Хэммета, комедийный детектив «Тонкий человек», но никто не надеялся получить серьезный хит. Проект отдали режиссеру В. С. Ван Дайку, который славился умением снимать картины быстро и дешево – не зря его прозвали «Вуди-один дубль». Всего каких-то 12 дней съемок, и «Тонкий человек» был готов. К удивлению продюсеров, лента понравилась американским зрителям. Настолько, что стала одним из главных коммерческих успехов 1934 года и получила 4 номинации на «Оскар».

Строго говоря, «Тонкий человек» – история о харизматичном детективе Нике Чарльзе (Уильям Пауэлл), который расследует дело об исчезновении ученого. На самом же деле, загадочное преступление нужно лишь для того, чтобы у нас был повод понаблюдать за общением Ника и его очаровательной жены Норы (Мирна Лоу). Ник и Нора молоды, остроумны и бесконечно влюблены друг в друга, а в их браке нет и капли скучного реализма – нет детей, финансовых проблем, неинтересной работы, ревности или других бытовых забот. А главное – их историю сняли за пару месяцев до того, как в Голливуде начал принудительно действовать кодекс Хейса, запрещающий показывать секс, насилие или злоупотребление спиртным.

ОРИГИНАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ
THE THIN MAN
ХРОНОМЕТРАЖ
182 МИН
ПРЕМЬЕРА
25 МАЯ 1934
ЖАНР
КОМЕДИЙНЫЙ ДЕТЕКТИВНЫЙ НУАР
РЕЖИССЕР
В.С. ВАН ДАЙК
СЦЕНАРИЙ
Альберт Хэкетт
Фрэнсис Гудрич
В РОЛЯХ
Уильям Пауэлл
Мирна Лоу

Радужный брак протагонистов и сейчас кажется чем-то нестандартным для Голливуда, а в 1934 году он и вовсе был невиданным.

Главный козырь «Тонкого человека» – шарм Уильяма Пауэлла и Мирны Лоу, который подчеркивался специфичной, почти импульсивной постановкой.

Благодаря роскошному приданому Норы, Ник отказался от работы в полиции и теперь волен браться только за те дела, которые действительно интригуют. Точнее – интригуют его супругу, потому что именно любопытная и неусидчивая героиня Мирны Лоу служит главным катализатором их совместных приключений. Когда же любопытных загадок нет, парочка вынуждена развлекаться другими способами – путешествовать по Америке, закатывать буйные вечеринки (на них зовут как богатых подруг Норы, так и эксцентричных знакомых Ника со старой работы) и пить коктейли. Когда репортер спрашивает детектива, как обстоят дела с расследованием, герой Пауэлла лаконично отвечает: «Оно мешает мне сосредоточиться на пьянстве».

Радужный брак протагонистов и сейчас кажется чем-то нестандартным для Голливуда, а в 1934 году он и вовсе был невиданным. Студийные боссы даже сомневались в том, понравится ли фильм зрителям, ведь обычно истории заканчивались свадьбой, а не начинались уже после нее. Считалось, что семейная жизнь – слишком скучная и прозаичная тема для комедии. Кроме того, сухой закон закончился буквально за год до релиза. В кинотеатрах царили социальные драмы о вреде плохих привычек, а тут протагонисты не страдают от собственных слабостей, в даже наслаждаются ими! Более того – Ник спокойно живет на деньги жены и не пытается соответствовать канонам тогдашней маскулинности, а Нора посмеивается в ответ на шутки о том, что у них был брак по расчету.

Возможно, одна из причин, по которым отношения героев кажутся настолько живыми – тот факт, что сценаристы Альберт Хэкетт и Фрэнсис Гудрич были супружеской парой и описывали перепалки протагонистов, отталкиваясь от собственной жизни. Когда режиссер попросил их адаптировать роман Хэммета для картины, Хэкетт и Гудрич изначально впали в замешательство – они до этого ни разу не работали над детективом. Но Ван Дайк их быстро успокоил, заверив, что ему вообще плевать на загадки и преступления, и что главное – общение Ника и Норы. Оказалось, что этого достаточно, чтобы получить номинацию на «Оскар» за лучший сценарий.

Но главный козырь «Тонкого человека» – шарм Уильяма Пауэлла и Мирны Лоу, который подчеркивался специфичной, почти импульсивной постановкой. В. С. Ван Дайк снимал сцены в один дубль не только ради экономии – постановщик верил в то, что игра становится более неестественной по мере того, как исполнители устают и выжимают из себя эмоции. Режиссер порой даже просил своих актеров репетировать сцены на съемочной площадке, и тайком снимал их взаимодействия. Не удивлюсь, если многие звезды на него долго обижались, но результат получился блестящим – герои выглядят непринужденными и, простите за пошлость, живыми. Даже в те моменты, когда их поведение кажется совсем уж эксцентричным – например, когда Нора ходит по квартире в нокровой шубе, а Ник валяется на диване, расстреливая надувные шары из воздушного ружья.

Образ игривой парочки, расследующей замысловатые преступления, до сих пор не дает Голливуду покоя. Сначала «Тонкий человек» обзавелся пятью сиквелами (осторожно, только первые две ленты достойны внимания), затем Ника и Нору начали бесстыдно пародировать и в других комедийных детективах (например, в «Ужине с убийством»). Недавний фильм Адама Сэндлера тоже претендует на звание духовного наследника «Тонкого человека» (не знаем, как можно быть настолько самоуверенными), а пару лет тому даже сообщали, будто Джонни Депп планирует ребут франшизы о Нике и Норе. Как бы там ни было, мало кто может сравниться с дуэтом Мирны Лоу и Уильяма Пауэлла. Их Чарльзы – бесстрашные, остроумные напарники, которые даже убийство превращают в игру и повод выпить еще один мартини. Лучшего эскапизма, чем их приключения, и не найдешь.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: