Барсучья любовь
Йоргос Лантимос, будучи самым узнаваемым режиссером «новой греческой волны», прочно обосновался на территории англоязычного кино. После радикального «Клыка» в его «Лобстере» рискнули сыграть Колин Фаррелл и Рэйчел Вайс, после чего в «Убийство священного оленя» и «Фаворитку» пришли посмелевшие представители голливудского кино — Николь Кидман и Эмма Стоун. Кажется, еще немного, и греку удастся затащить в свой колизей Мэрил Стрип. Ведь теперь, с выходом «Фаворитки», проявилась удивительная черта режиссера — адаптироваться в чужой среде, то есть в сценарии, сохраняя свой незаурядный авторский стиль. К такому постановщику уже не страшно, а даже очень любопытно прийти. Это, к слову, касается, не только исполнителя, но и зрителя.
Сюжет «Фаворитки» рассказывает об интригах при дворе британской королевы Анны (Оливия Коулман) в начале XVIII века. Властная фаворитка правительницы — герцогиня Мальборо (Рэйчел Вайс) неплохо обосновалась и ведет от лица государства войну с Францией. Но вот на пути герцогини появляется внезапная конкурентка — сообразительная и очаровательная Эбигейл (Эмма Стоун), которая, пожалуй, слишком быстро учится играть по придворным правилам. От простой служанки до баронессы Машэм и протеже королевы путь неблизкий, но весьма увлекательный и подлый.
Первое, что бросается в глаза — сбавленный градус абсурда, характерный для постановщика. Дело в том, что чуть ли не впервые Лантимос берется за чужой скрипт. Свои картины автор прописывал со сценаристом Эфтимисом Филиппоу, а результат, закономерно, выставлял постановщика чуть ли не демиургом в своем собственном мире абстрактных притч с условными и гротескными персонажами. Теперь в работу был взять материал Деборы Дэвис и Тони МакНамары. Съемки в чужой стране для Лантимоса — едва ли испытание, а вот погружение в другую историческую эпоху — настоящий вызов.
Между тем, уверенность постановщика в материале легко передается зрителю. Лантимос снял эффектное и очень эмоциональное кино именно для широкой аудитории. Здесь практически нет привычных для грека мифологических аллюзий или философских рассуждений. Зато сохранилась излюбленная склонность режиссера превращать жесткую действительность в театр абсурда — искусственность придворной атмосферы, нелепые церемониалы, громоздкие парики, пышные кринолины, накрахмаленные воротники, и все под минималистичный саундтрек из музыки Баха, Генделя и Вивальди. Так что когда в одной из сцен героиню Эммы Стоун игрово толкают в ров, кажется, будто актриса свалилась в оркестровую яму, за пределы театральных подмосток.
В этом режиссеру помогает невероятно талантливая художница по костюмам Сэнди Пауэлл. Платья и фраки из «Фаворитки» органично существуют как в условиях исторического кино, так и в атмосфере буффонадной пьесы. Работу оскаровской лауреатки («Орландо», «Влюбленный Шекспир», «Золушка») обязательно ждет если не очередная статуэтка, то точно номинация.
The Favourite/ Оригинальное название
120 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
историческая трагикомедия ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Йоргос Лантимос
СЦЕНАРИЙ:
Дебора Дэвис
Тони Макнамара
В РОЛЯХ:
Эмма Стоун
Рэйчел Вайс
Оливия Колман
Николас Холт
ПРОКАТЧИК:
Arthouse Traffic
Фанатам Лантимоса не стоит волноваться о том, что режиссер «ушел в массы». Это все еще абсолютно авторское кино, в котором сложно не заметить отсылки к тому же «Лобстеру» (сознательные или нет) в виде бегов ракообразных, как придворной забавы, или фраз о выколотых ножом глазах. Фирменным остается даже обращение с камерой, хотя в операторах у Лантимоса в это раз не постоянный коллега Тимиос Бакатакис, а ирландец Робби Райан, работавший с Андреей Арнольд («Американская милашка») и Кеном Лоучем («Я, Дэниэл Блейк»). Греческий режиссер по прежнему любит возвышаться над своими персонажами и по-кубриковски осваивать пространство с перспективой в одну точку. К слову, от Стэнли Кубрика в новом фильме Лантимоса есть прием со свечами, как единственным источником света в кадре. Подобным образом своего «Барри Линдона» когда-то снимал и американец. Впрочем, самыми зрелищными остаются панорамные кадры, растягивающие пространство, делающие его выпуклым и объемными. Пожалуй, в историческим кино таких экспериментов с оптикой еще не было.
Чтобы окончательно не сойти с ума в этом бурлеске, автор периодически приглушает свет и пускает нас поближе в королевские покои. А там — знакомое каждому одиночество, отчаяние и желание простой бескорыстной близости. Сыгранная Оливией Коулман Анна Стюарт — сложнейший образ монарха, каких на большом экране не было давно. Эта королева почти что городская сумасшедшая — капризная, авторитарная, страдающая ожирением и подагрой, между тем невероятно ранимая и даже нежная. Оскаровская статуэтка для Коулман будет вполне закономерной. С актерами Лантимосу вообще очень повезло: в манере Рэйчел Вайс есть необходимая статика и сарказм, присущие фильмографии грека, а вот Эмма Стоун заново раскрыла таланты, взяв на себя роль условного антагониста.
Важно знать, что при всей своей показной театральности, «Фаворитка» весьма достоверно воспроизводит подлинные события при дворе королевы Анны. Сложно поверить, но где-то так в XVIII веке и воздвигались карьеры придворных, решались вопросы военных стратегий и налоговой политики. Кулуарных подробностей мы никогда не узнаем, зато режиссер оригинально заполняет этот пробел колкими диалогами, где уважаемые дамы не стесняются в выражениях и сексуальных утехах.
В действительности же «Фаворитка»— фильм вовсе не о политических интригах или борьбе за внимание королевы. Это история о любви трех женщин, любви, которая не должна быть жертвенной, но должна быть честной. Эта любовь будет с вами в худшие и лучшие дни. И не важно, похожи ли вы сегодня на ангела в царской короне или на барсука.
Ratings in depth
- #ОбязателенКПросмотру
Review overview
Summary
Ratings in depth
- #ОбязателенКПросмотру