Барсучья любовь

Йоргос Лантимос, будучи самым узнаваемым режиссером «новой греческой волны», прочно обосновался на территории англоязычного кино. После радикального «Клыка» в его «Лобстере» рискнули сыграть Колин Фаррелл и Рэйчел Вайс, после чего в «Убийство священного оленя» и «Фаворитку» пришли посмелевшие представители голливудского кино — Николь Кидман и Эмма Стоун. Кажется, еще немного, и греку удастся затащить в свой колизей Мэрил Стрип. Ведь теперь, с выходом «Фаворитки», проявилась удивительная черта режиссера — адаптироваться в чужой среде, то есть в сценарии, сохраняя свой незаурядный авторский стиль. К такому постановщику уже не страшно, а даже очень любопытно прийти. Это, к слову, касается, не только исполнителя, но и зрителя.

Сюжет «Фаворитки» рассказывает об интригах при дворе британской королевы Анны (Оливия Коулман) в начале XVIII века. Властная фаворитка правительницы — герцогиня Мальборо (Рэйчел Вайс) неплохо обосновалась и ведет от лица государства войну с Францией. Но вот на пути герцогини появляется внезапная конкурентка — сообразительная и очаровательная Эбигейл (Эмма Стоун), которая, пожалуй, слишком быстро учится играть по придворным правилам. От простой служанки до баронессы Машэм и протеже королевы путь неблизкий, но весьма увлекательный и подлый.

Первое, что бросается в глаза — сбавленный градус абсурда, характерный для постановщика. Дело в том, что чуть ли не впервые Лантимос берется за чужой скрипт. Свои картины автор прописывал со сценаристом Эфтимисом Филиппоу, а результат, закономерно, выставлял постановщика чуть ли не демиургом в своем собственном мире абстрактных притч с условными и гротескными персонажами. Теперь в работу был взять материал Деборы Дэвис и Тони МакНамары. Съемки в чужой стране для Лантимоса — едва ли испытание, а вот погружение в другую историческую эпоху — настоящий вызов.

Фанатам Лантимоса не стоит волноваться о том, что режиссер «ушел в массы».

Между тем, уверенность постановщика в материале легко передается зрителю. Лантимос снял эффектное и очень эмоциональное кино именно для широкой аудитории. Здесь практически нет привычных для грека мифологических аллюзий или философских рассуждений. Зато сохранилась излюбленная склонность режиссера превращать жесткую действительность в театр абсурда — искусственность придворной атмосферы, нелепые церемониалы, громоздкие парики, пышные кринолины, накрахмаленные воротники, и все под минималистичный саундтрек из музыки Баха, Генделя и Вивальди. Так что когда в одной из сцен героиню Эммы Стоун игрово толкают в ров, кажется, будто актриса свалилась в оркестровую яму, за пределы театральных подмосток.

В этом режиссеру помогает невероятно талантливая художница по костюмам Сэнди Пауэлл. Платья и фраки из «Фаворитки» органично существуют как в условиях исторического кино, так и в атмосфере буффонадной пьесы. Работу оскаровской лауреатки («Орландо», «Влюбленный Шекспир», «Золушка») обязательно ждет если не очередная статуэтка, то точно номинация.

The Favourite/ Оригинальное название

120 мин / ХРОНОМЕТРАЖ

историческая трагикомедия ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Йоргос Лантимос

СЦЕНАРИЙ:
Дебора Дэвис
Тони Макнамара

В РОЛЯХ:
Эмма Стоун
Рэйчел Вайс
Оливия Колман
Николас Холт

ПРОКАТЧИК:
Arthouse Traffic

Cамыми зрелищными остаются панорамные кадры, растягивающие пространство, делающие его выпуклым и объемными. Пожалуй, в историческим кино таких экспериментов с оптикой еще не было.

Фанатам Лантимоса не стоит волноваться о том, что режиссер «ушел в массы». Это все еще абсолютно авторское кино, в котором сложно не заметить отсылки к тому же «Лобстеру» (сознательные или нет) в виде бегов ракообразных, как придворной забавы, или фраз о выколотых ножом глазах. Фирменным остается даже обращение с камерой, хотя в операторах у Лантимоса в это раз не постоянный коллега Тимиос Бакатакис, а ирландец Робби Райан, работавший с Андреей Арнольд («Американская милашка») и Кеном Лоучем («Я, Дэниэл Блейк»). Греческий режиссер по прежнему любит возвышаться над своими персонажами и по-кубриковски осваивать пространство с перспективой в одну точку. К слову, от Стэнли Кубрика в новом фильме Лантимоса есть прием со свечами, как единственным источником света в кадре. Подобным образом своего «Барри Линдона» когда-то снимал и американец. Впрочем, самыми зрелищными остаются панорамные кадры, растягивающие пространство, делающие его выпуклым и объемными. Пожалуй, в историческим кино таких экспериментов с оптикой еще не было.

Чтобы окончательно не сойти с ума в этом бурлеске, автор периодически приглушает свет и пускает нас поближе в королевские покои. А там — знакомое каждому одиночество, отчаяние и желание простой бескорыстной близости. Сыгранная Оливией Коулман Анна Стюарт — сложнейший образ монарха, каких на большом экране не было давно. Эта королева почти что городская сумасшедшая — капризная, авторитарная, страдающая ожирением и подагрой, между тем невероятно ранимая и даже нежная. Оскаровская статуэтка для Коулман будет вполне закономерной. С актерами Лантимосу вообще очень повезло: в манере Рэйчел Вайс есть необходимая статика и сарказм, присущие фильмографии грека, а вот Эмма Стоун заново раскрыла таланты, взяв на себя роль условного антагониста.

Греческий режиссер по прежнему любит возвышаться над своими персонажами и по-кубриковски осваивать пространство с перспективой в одну точку.

Важно знать, что при всей своей показной театральности, «Фаворитка» весьма достоверно воспроизводит подлинные события при дворе королевы Анны. Сложно поверить, но где-то так в XVIII веке и воздвигались карьеры придворных, решались вопросы военных стратегий и налоговой политики. Кулуарных подробностей мы никогда не узнаем, зато режиссер оригинально заполняет этот пробел колкими диалогами, где уважаемые дамы не стесняются в выражениях и сексуальных утехах.

В действительности же «Фаворитка»— фильм вовсе не о политических интригах или борьбе за внимание королевы. Это история о любви трех женщин, любви, которая не должна быть жертвенной, но должна быть честной. Эта любовь будет с вами в худшие и лучшие дни. И не важно, похожи ли вы сегодня на ангела в царской короне или на барсука.

Ratings in depth

  • #ОбязателенКПросмотру
5 5

Review overview

Summary

Ratings in depth

  • #ОбязателенКПросмотру
5 5

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: