Рыцарь галактик
Новая картина Терренса Малика – на самом деле его самый ранний фильм, ведь «Путешествие времени» режиссер начал снимать еще в начале 70-х. Лишенная даже формального сюжета, картина в некотором смысле закольцевала всю фильмографию Малика. Последовательно, с каждым новым фильмом он избавляется от искусственного повествования и «разъяснительной функции» кино, ослабевает нарратив до не всеми терпимой философской пейзажистики. В «Путешествии времени» даже самые отъявленные фанаты режиссера почувствуют горький концентрат его стиля. Пришло ли время вводить термин «поздний Малик»? Вполне.
«Путешествии времени» – фильм-поэма о зарождении жизни на Земле, от протопланетного диска, из которого образовалась Солнечная система, до первых динозавров, от одноклеточных цианобактерий где-то в водах мирового океана, до неандертальцев, изобретающих первобытный боди-арт, от тектонических сдвигов земной коры, до небоскребов Дубая и лагерей беженцев.
С потенциалом документальной ленты в стиле National Geographic, Малик интересуется историей мира исключительно в философском смысле. Закадровый голос, как еще одна отличительная черта фильмографии Малика, выполняет здесь все ту же функцию автономного сюжетного дезориентира. Интимный полушепот Кейт Бланшетт (а в украинском дубляже Саши Кольцовой) не привязан к картинке: пока на экране зарождается жизнь, он взывает к ответу Мать – молчаливую и безучастную природу.
В последнее время Малика критикуют за поэтическое, возвышенное и в высшей степени необязательное кино. В «Путешествии времени» режиссер замахнулся на тайну мироздания – обвинить режиссера в профанации как-то не получается. И все же, есть в этой поэме немного игры в демиурга, визионерской с точки зрения картинки и вычурной в своей словесной подаче. «Что я для тебя?», «Что есть этот мир?», «Безупречна ли твоя доброта?», «Или я не твое дитя?» – вопрошает нарратор. В этом моменте ловишь себя на противоречивой мысли о крепком религиозном посыле фильма.
VOYAGE OF TIME: LIFE’S JOURNEY / Оригинальное название
90 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
13 апреля 2017 / ПРЕМЬЕРА
документальное кино / ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Терренс Малик
СЦЕНАРИЙ:
Терренс Малик
В РОЛЯХ:
Кейт Бланшетт
Джамал Кавил
Мэйша Диатта
Ягази Эмези
Дэрил Джеймс Харрис II
Себастьян Джексон
Абрахам Косгей
ПРОКАТЧИК:
АРТХАУС ТРАФИК
У «Путешествии времени» очень условная хронология, растянутая на века и тысячелетия, где только иногда в виде мизансцен появляются кадры современных городов, снятые в треш-стилистике чуть-ли не на телефон. Любитель широкоугольной оптики и бликов Маллик слишком явно пренебрегает скомканными урбанистическими пейзажами. То, что режиссер готов сотни часов воспевать природу, жертвуя голливудскими звездами, мы ведь поняли еще шесть фильмов тому.
Натурный материал режиссер снимал, путешествуя в отдаленные уголки планеты вместе с опытным исследователем разных культур, документалистом Полом Аткинсом. А вот визуальные эффекты Малик доверил Дэну Глассу и его команде специалистов, с которыми работал над «Древом жизни». К слову, привкус «Древа жизни» в картине такой отчетливый, что «Путешествие времени» смотрится как невошедший материал – все те же формальные приемы, все тот же патетичный посыл, только динозавров больше.
Но в «Древе жизни» в центре повествования стоял человек, вокруг которого наращивалась идея зарождения жизни и гибели целой галактики, глобальные процессы там причудливо сосуществовали с деталями человеческого быта. К тому же любой фильм Терренса Малика узнаваем по операторскому импрессионизму Любецки, чья камера искусно ловила бессловесные прикосновения, жесты и взгляды главных героев. В «Путешествии времени» Малик не пытается рассказать человеческую историю, и, как результат, камере Пола Аткинса не хватает человеческого фактора. Кто бы мог подумать, что людские типажи, которыми пренебрегает Малик, так важны для его фильмографии.
В основе новой картины режиссера остается лишь большое размышление о мироздании, которое Малика волнует с первого снятого в его жизни кадра. Чтобы дойти до абсолюта и увидеть картину создания мира целиком, потребовалось более сорока лет, и кажется, попутно Терренс Малик ужасно устал от кино, как от формального искусства. Бессюжетность его фильмов – избытки профессии, когда режиссер видит искусственность в самом факте существования сценария. В таком случае, если даже Малик устал, то и нам позволено зевнуть.
Ratings in depth
- #ПозднийМалик