Любовь в Черной лагуне

Беседуя с журналистами о своем новом фильме, Гильермо дель Торо постоянно рассказывает, как в детстве мечтал о жабрах и соревновался с друзьями в «кто дольше всех продержится под водой». Пожалуй, теперь можно объявить его победителем — в «Форме воды» Гильермо ныряет глубже всех и дышит на полную грудь. И дело здесь даже не в том, что вода во многом определяет аудиовизуальную сторону фильма. Перед нами не магический реализм, каким привыкли называть современные фантасмагории. «Форма воды» — это глубоководная сказка, на дно которой режиссеру удалось затянуть немного жуткой действительности.

Балтимор 60-х. Немая уборщица Элайза (Салли Хокинс) живет в маленькой живописной квартире над кинотеатром. Ее быт — это повторяющийся ряд занятий: сварить на обед яйца, начистить туфли кремом, заглянуть на кофе к соседу-иллюстратору Жилю (Ричард Дженкинс) и отправиться на ночную смену в правительственном исследовательском центре. Однажды военные привозят в лабораторию цистерну с пойманным где-то в Южной Америке человеком-амфибией (Даг Джонс), которого местные жители считали самым настоящим божеством. Возглавивший исследование военный Ричард Стриклэнд (Майкл Шеннон) мучает существо электрошокером, а Элайза тем временем находит с амфибией общий язык.

Фантазии мексиканца Гильермо дель Торо, подобно воде, способны заполнять любую форму — будь то жуткие хорроры («Кронос»), живописная готика («Багровый пик»), прямолинейный sci-fi («Тихоокеанский рубеж») или адаптация комикса («Хеллбой»). Но сравнение с «Лабиринтом Фавна» среди поклонников режиссера не случайно. Впервые за долгие годы Гильермо возвращается к форме сказки.

Тут правила мироздания перевернуты вверх дном, миф и реальность переплетены, метафоричность превыше реализма, а мораль неизбежна.

В сказке дель Торо даже не как рыба в воде, а как Посейдон. Зачем работать по законам жанра, если законы можно переписать. «Форма воды» нивелирует всю наивность своего стиля несколькими меткими сценарными и визуальными решениями. Самый очевидный даже вынесен на постер — любовная линия между чудищем и девушкой. Не ждите, что амфибия скинет свою шкуру рептилии и превратится в прекрасного принца. Элайза ни разу не ужаснется при виде монстра, а бравый красавец не спасет принцессу из рук водяного, подстрелив его гарпуном. Режиссер вдохновляется «Созданием из Черной лагуны» и «Красавицей и чудовищем» только для того, чтобы переосмыслить их в постмодернистском ключе.

The Shape of Water / Оригинальное название

123 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
18 января 2017 / ПРЕМЬЕРА

сказка, мелодрама / ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Гильермо дель Торо

СЦЕНАРИЙ:
Гильермо дель Торо
Ванесса Тейлор

В РОЛЯХ:
Салли Хокинс
Майкл Шеннон
Ричард Дженкинс
Октавия Спенсер
Майкл Стулбарг
Даг Джонс
Дэвид Хьюлетт
Ник Сирси
Стюарт Арнотт
Найджел Беннетт

ПРОКАТЧИК:
UFD

Режиссер не видит необходимости в очеловечивании амфибии для того, чтобы Элайза его захотела. Дель Торо настолько любит своих монстров, что готов превращать окружающих людей в им подобных.

В этом смысле невероятно смелым становится эротизм фильма, который, казалось бы, должен приземлить сказку, но получается совсем наоборот. Режиссер не видит необходимости в очеловечивании амфибии для того, чтобы Элайза его захотела. Дель Торо настолько любит своих монстров, что готов превращать окружающих людей в им подобных. Главная героиня при этом совершенно типичная девушка, отлично понимающая свои сексуальные потребности. Каждый день она засекает таймер для варки яиц чтобы помастурбировать пока готовится завтрак. Показав эту сцену в самом начале фильма, постановщик заряжает яйца такой неподдельной сексуальной энергией, что игнорировать подобный символизм теперь уже не получится. Особенно когда вареными яйцами Элайза начнет подкармливать своего Ихтиандра в лаборатории.

«Форма воды» — чистый эскапизм, на что режиссер намекает не единожды. Вот сосед Элайзы кричит: «Переключи, не хочу смотреть эту дрянь», увидев по телевизору разгон темнокожих в сводке новостей. Убаюкать его (читай режиссера) может разве что старый добрый мюзикл, в котором оркестр играет в ритм сердца главного героя. Что-то подобное происходит с Элайзой. Безголосая девушка — самая настоящая героиня немого кино. Она двигается в такт саундтрека Александра Деспла, отбивает чечетку по дороге на работу и мечтает о собственной песне, которую могла бы спеть любимому.

Как настоящий архитектор своих кинематографических миров, дель Торо черпает вдохновение из лент 30-х, от пеплумов вроде «Истории Руфь», до комедий и мюзиклов в духе «Марди Гра». Гротескные декорации и плавно плывущая камера Дана Лаустсена подкреплены одним из самых заметных и важных достоинством фильма — цветовой палитрой.

Визуальный язык «Формы воды» настолько очевиден и продуман, что картина, пожалуй, не лишилась бы смысла, если бы все герои в ней были немыми, подобно главным действующим лицам — Элайзе и амфибии.

1960-е ведь сами по себе — эпоха восхитительного промышленного дизайна. Дель Торо насыщает сцены с Салли Хокинс глубоководными зелеными и синими оттенками. Аккуратно и методично добавляет красный в предметы интерьера и гардероба Элайзы по мере осознания героиней своей влюбленности. В противовес ей персонаж Майкла Шеннона — красноречивый садист, человек будущего по версии 1960-х, так что его быт состоит из золотистых оттенков. Стриклэнд любит цитировать Святое Писание и мыслить себя прообразом Бога, вот только совершенно подсознательно выбирает кадиллак морского оттенка (понятно, кто здесь божество).

К сожалению, оставаясь визуальным перфекционистом, дель Торо так же как и раньше сентиментален в своих сценариях. Его истории — прямолинейные притчи о борьбе добра со злом. В «Форме воды» режиссер вступается за отверженных своей эпохи, поднимает вопросы сексисзма, гомофобии, расизма и домашнего насилия. Тем не менее избыток банальности и очевидность некоторых сюжетных ходов иногда не скрыть даже под толстым слоем мутной воды. По правде, Гильермо не самый изящный сочинитель. Режиссер всегда делает ставку на визуальное пиршество и символизм. «Форма воды» может утомить своим штилем и прозрачностью сюжета. Вот только подождите пока на поверхности не покажется фирменный монстр, загадочно моргающий глазами.

Ratings in depth

  • #ОбязателенКПросмотру
4.5 5

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: