«Ты еда или секс?»
После неонуарного «Драйва» и трипа в азиатскую атмосферу в фильме «Только Бог простит» Николас Виндниг Рефн полез в дебри мира моды. Гротескный, местами даже карикатурный взгляд на модельный бизнес, где каждая роль – утрирована до стереотипа. Стервозные модели, творец-модельер, визажист, увлеченная культом красоты (и неважно, живой человек или мертвый). Та сфера, где красота не просто важна, это единственное, что имеет значение. Помните об этом, когда будете смотреть кино.
Перед просмотром фильма важно понимать еще одну вещь – Рефн в первую очередь визионер. Все, что происходит в Неоновом Демоне, создано ради эстетики, а потом уже ради смысла (которого, безусловно, много, но об этом позже). Каждая мелочь работает ради идеальной картинки, будто сошедшей с обложки журнала. И неважно, что мы наблюдаем на экране – тела, залитые кровью (и гораздо более мерзкие вещи), разговор в туалете или курящего Киану Ривз. Эстетика и стиль сквозят отовсюду. Еще чуть-чуть и я готов назвать Рефна визуальным гением.
С Рефном-визионером вроде бы все понятно, что же тогда с Рефном-драматургом? Здесь, конечно, все несколько сложнее. Во-первых, эпатаж и шок всегда были фишкой датчанина. Демон в этом плане не исключение. Хотя, если вы посмотрели предыдущую работу Рефна «Только Бог простит», то вряд ли «Неоновый Демон» сможет вас шокировать (но попытки будут хорошие). Во-вторых, претенциозность точно такой же помощник Рефна, как и жестокость. Когда можно промолчать, Рефн предпочитает громко прокричать. Пожалуй, это главный минус фильма.
110 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
28 июля 2016 / ПРЕМЬЕРА
фэшн-хоррор / ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Николас Виндинг Рефн
СЦЕНАРИЙ:
Николас Виндинг Рефн
Мэри Лоус
Полли Стэнэм
В РОЛЯХ:
Эль Фаннинг
Карл Глусман
Джена Мэлоун
Белла Хиткот
Эбби Ли
Десмонд Хэррингтон
Кристина Хендрикс
Киану Ривз
ПРОКАТЧИК:
АРТХАУС ТРАФИК
В-третьих, символизм и метафоры являются главным оружием Рефна-сценариста. Не ждите «Драйва», Рефн отказался от Голливуда окончательно (хотя очень хотелось бы посмотреть например, на его версию Бонда). Поиграйте в ассоциации, что вам приходит на ум к слову «красота»? Внешний вид, глаз, взгляд, зеркало, эстетика, привлекательность, украшение, тело и так далее. Самое смешное в том, что Рефн принимает почти каждую ассоциацию как буквальный призыв к действию к созданию образа или метафоры. Глаз так вообще является главным лейтмотивом (я бы даже сказал, десертом) фильма. И это не минус, это усложнение, к которому не каждый готов.
Тут стоит сказать, что такого массового ухода зрителя я не видел очень давно (пожалуй, на «Высотке» было нечто подобное). И честно, у меня такая реакция вызывает недоумение. Ребята, ну кино же не рассчитано на реализм, ну кино – это такое же искусство. Вроде бы привыкли уже к мультяшной кровище в фильмах Тарантино, а к эстетичной мерзости Рефна все никак. Эх.
Все герои фильма – лишенные человеческих чувств существа, сволочи от начала и до конца (ладно, не все сволочи, но души нет ни у кого). Тут только один персонаж обладает какой-никакой моралью, да и тот просто пропадает где-то в середине. Он неважен, он лишний в этом мире. Картинка, радующая взгляд – вот что главное. Душа, интеллект? Всем плевать. Мы можем как угодно врать себе – важно то, что внутри человека. Но без хорошей внешности мы никогда не обратили бы на него внимания. Иронично то, что даже хорошему парню нечего ответить на такое заявление. Рефн доводит идею о привлекательности до абсурда. И спорить с этим бесполезно.
Ты можешь ничего не уметь, не обладать феноменальными способностями, умственными или физическими, важно иметь «нужную» внешность и все будет в порядке. Главная героиня, Джесси (Эль Фаннинг), как раз из таких. Милая девочка, «простушка» из небольшого городка приехала осуществлять свою мечту в Лос-Анджелес. Сразу же все идет по накатанной, будто она была создана для этого бизнеса.
Но если честно, после двух просмотров у меня нет никаких сомнений – она и есть главное зло, сатана, дьявол или, собственно, демон (помните сцену в «Людях в черном», когда тестировали героя Уилла Смитта? Там, где он выстрелил в лоб маленькой девочке? Тут ровно та же история). Первозданная красота в чистом виде, которая под прикрытием невинности строит далеко идущие планы. Всего одна фраза – «Я не хочу быть как они, это они хотят быть мной» характеризует персонажа целиком и полностью. Не бывает идеальных людей, мы это знаем, Рефн это знает. А героиня Эль Фаннинг (наконец-то она выросла!) – идеальна во всем. Без спойлеров дальше никак, просто понаблюдайте за Джесси, особенно в критичные моменты.
Особенный привет передают Кристина Хэндрикс и Киану Ривз. У них небольшие роли, но зато какие! Первая до сих пор не закончила сниматься в «Безумцах», а второго мы так редко (почти никогда) видим в роли засранца, что каждое появление на экране на вес золота.
Отдельного упоминания достоин композитор Рефна – Клифф Мартинес. Человек, спасший очень спорное кино «Только Бог простит» («Драйв» лучше!) и на этот раз выдает если не шедевральный, то очень близкий к этому саундтрек. Без него и близко не было бы той самой выхолощенной, чистой эстетики в кадре. Чтобы Рефн не делал дальше, главное – не расставаться с Мартинесом.
Главный вопрос – стоит или не стоит идти в кино на «Неонового Демона»? Безусловно да, как минимум потому, что это чудовищно красивый фильм. Неподготовленного зрителя может спугнуть жестокие (для кого-то скорее мерзкие) сцены, огромное количество метафор и символизма. Вопрос восприятия. Главное на забывать, что это не лучший вариант для легковесного похода в кино под попкорн (хотя редакция прекрасно справляется с попкорном и на таких фильмах).
В тему:
Ratings in depth
- #НаЛюбителя