Без туза в рукаве

Любитель бесконечных разговоров и по совместительству один из самых именитых сценаристов Голливуда Аарон Соркин дебютирует в роли режиссера с фильмом «Игра Молли». Как и ожидалось, перед нами все та же изощренная история-конструктор мастера диалогов, впрочем, не без режиссерских промахов. Впервые взявшись за сильного женского протагониста, Соркин погружается в мир подпольного покера, решает отцовский вопрос и позволяет могучему Идрису Эльбе разразиться шаблонной адвокатской речью.
Молли Блум (Джессика Честейн) могла стать олимпийской лыжницей, но серьезная травма поставила крест на спортивной карьере. Решив отложить обучение в юридическом университете, девушка из Колорадо отправляется в Лос-Анджелес и проходит путь от официантки в баре до руководителя крупнейших подпольных покерных игр. Среди ее клиентов — голливудские звезды первой величины, зажиточные калифорнийские дельцы и даже представители русской мафии.
Фильм основан на реальных событиях, являясь экранизацией книги Molly’s Game: The True Story of the 26-Year-Old Woman Behind the Most Exclusive, High-Stakes Underground Poker Game in the World. В свое время история о нелегальных карточных играх наделала много шума — среди участников были замечены Бен Аффлек, Мэтт Деймон, Леонардо ДиКаприо и Тоби Магуайр. Настоящая Молли Блум долгое время пыталась привлечь внимание Голливуда, пока в итоге историей не впечатлился знаменитый Аарон Соркин. Не последнюю роль сыграла возможность лишний раз покритиковать образ голливудской бульварной тусовки, а также восхищение сильной главной героиней (именно после личной встречи с Блум сценарист решил начать работу над лентой).
«Игра Молли» очень четко подхватывает тренды современного Голливуда. Для такого волевого женского персонажа, сражающегося за свою репутацию, трудно представить время удачней нынешнего. В своей неоднозначности Молли по сути образцовый соркиновский персонаж — она умудрилась пройти стремительный путь от официантки до миллионера, попутно обзаведясь наркотической зависимостью и связями с мафией.
Соркин, до недавнего времени не самый большой спец по женским персонажам, умело минует все намеки на личную жизнь Молли Блум, концентрируясь только на деле «Принцессы покера» в борьбе за свое имя.
Мастер диалогов остается верен себе и судя по всему не признает визуальную динамику. Пока герои минимально перемещаются в кадре, большинство сюжета раскрывается через разговоры. Для любого другого сценариста такой подход мог оказаться провальным, но только не для Соркина. Он виртуозно работает со структурой сценария: с самого начала перед нами как минимум три временных отрезка, плюс сложная конструкция повествования, которая станет понятна лишь к финалу ленты.
Чтобы окончательно не запутать зрителя, постановщик добавляет в картину закадровый голос. Как автор с огромным опытом, Соркин должно быть понимает всю неоднозначность такого приема, однако именно его он определяет главным нарративным двигателем. Даже когда с экрана пропадает Джессика Честейн, ее голос сопровождает зрителя весь фильм. Любой преподаватель сценарного мастерства в данном случае поругал бы постановщика за лень и неумение использовать визуальный сторителлинг. У Соркина на этот счет найдется ответ – заберите у «Игры Молли» голос и картина потеряет свою идентичность. Режиссер объясняет это так: «я хотел создать впечатление лучшего выступления на TED, какое вы когда-либо слышали».
Molly’s Game / Оригинальное название
140 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
1 февраля 2017 / ПРЕМЬЕРА
биография, драма / ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Аарон Соркин
СЦЕНАРИЙ:
Аарон Соркин
Молли Блум
В РОЛЯХ:
Джессика Честейн
Идрис Эльба
Кевин Костнер
Майкл Сера
Джереми Стронг
Крис О’Дауд
Дж.С. МакКензи
Брайан Д’Арси Джеймс
Билл Кэмп
Грэм Грин
ПРОКАТЧИК:
UFD
Отсутствие какого-либо развития персонажей превращает «Игру Молли» в многословное кино, действие которого топчется на одном месте.
Джессика Честейн в роли Молли Блум удерживает на своих плечах сложный соркиновоский сценарий. Если ее персонаж — хозяйка покера, то сама Джессика по праву удерживает статус госпожи этого фильма, успевая сменить десяток откровенных нарядов. Возможно, таким образом режиссер преднамеренно отрицает маскулинность как обязательный атрибут силы. Но результат один: рядом с такой Честейн маститые парни вроде Идриса Эльба и Кевина Костнер закономерно уходят на второй план.
Фильм не раз обращается к приему «увлекательная экономика», используя резкий монтаж и комедийный тон «Игры на понижение». Другое дело, что Соркина не очень интересуют правила ненавистного ему покера — всего одна сцена с простым объяснением карточной комбинации. Рассказчику важнее показать историю официантки, которая побеждает не играя.
Иногда закалка старого Голливуда пробивается в пламенную речь Соркина и постановщик сворачивает в жанр прямолинейной судебной драмы. Когда самоотверженный Идрис Эльба бьет кулаком по столу с криками «Эта женщина невиновна!», становится немного смешно и грустно. Удивительно, что заслуженный сценарист к финалу теряет заданный ритм, а сантиментов появляется слишком много. Настолько много, что переживать за главную героиню становится парадоксально сложно.
Возможно из-за того, что Соркин впервые собственноручно переносит текст на большой экран, в режиссерском кресле он все же чувствует себя слегка не на своем месте.
Дебютанту порой не хватает изобретательности и нескольких по-настоящему оригинальных режиссерских трюков. В «Игре Молли» как на ладони стали видны все достоинства и недостатки соркинского текста. Постановщик увлекается «стрельбой» диалогов и хлестким монтажем, но не печется о развитие сюжета. С его прямолинейной постановкой хорошо работал Финчер в «Социальной сети» или Бойл в «Стиве Джобсе». Самому сценаристу все еще не под силу сделать последовательное изложение событий по-настоящему увлекательным. Отсутствие какого-либо развития персонажей превращает «Игру Молли» в многословное кино, действие которого топчется на одном месте.
Подозреваем, что на «Оскаре» «Игра Молли» пройдет мимо внимания Киноакадемии. По сравнению с другими режиссерами, Соркину отчаянно не хватает парочки выигрышных карт за этим покерным столом.
Ratings in depth
- #ДолжноБытьЛучше