Фильм, который чуть не убил Терри Гиллиама
Терри Гиллиам снимает «Дон Кихота»! Не снимает. Снимает! Не снимает. Снимает! Съемки начались! А, нет, не начались. Все же начались! Фильм снят! И его купит Amazon. Его покажут в Каннах. Но не купит Amazon. Не покажут в Каннах. Покажут! Фильм показали в Каннах! Критики недовольны. У Гиллиама отсудили права на «Дон Кихота». У режиссера случился сердечный приступ. Судовые тяжбы продолжаются! Вот так мы поместили 20 лет разработки «Человека, который убил Дон Кихота» в один абзац.
Судьбоносную работу Гиллиама обсуждали столько времени, что речь даже не шла о завышенных ожиданиях — всем лишь хотелось, чтобы постановщик наконец снял картину всей своей жизни. Но когда он это сделал, оказалось, что двадцатилетняя зацикленность на одной ленте очень сильно отразилась на итоговом результате.
Рекламный режиссер Тоби (Адам Драйвер) снимает фильм о Дон Кихоте, но совершенно не заинтересован в работе. Приехав со съемочной группой в Испанию, он проводит дни, отлынивая от обязанностей и развлекаясь с женой продюсера (Ольга Куриленко и Стеллан Скарсгодр). Внезапно, в руки к постановщику попадает его выпускной проект «Человек, который убил Дон Кихота». Охваченный ностальгией, Тоби отправляется в соседнюю деревушку, где когда-то проходили съемки, и попадает в иллюзорный мир старого сапожника (Джонатан Прайс), который считает себя Дон Кихотом.
Это могла быть невероятная вдохновляющая история. Картина, которая почти разрушила карьеру Гиллиама, возвращает его на вершину славы, всюду звучат фанфары, глупые ангелочки порхают над толпой, когда режиссер выходит за «Оскаром». На самом деле события вокруг «Дон Кихота» поразительно похожа на сюрреалистическую ленту, каких Терри снял предостаточно — постановщик в погоне за мечтой оказывается в плену собственных предубеждений, фантазий и приемов, которые безнадежно устарели.
Man Who Killed Don Quixote / Оригинальное название
147 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
27 сентября 2018 / ПРЕМЬЕРА
фильм Терри Гиллиама / ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Терри Гиллиам
СЦЕНАРИЙ:
Терри Гиллиам
В РОЛЯХ:
Адам Драйвер
Джонатан Прайс
Ольга Куриленко
Стеллан Скарсгорд
ПРОКАТЧИК:
Arthouse Traffic
Сними режиссер свой фильм в конце 90-х и мы бы получили гениальное творение в лучших традициях абсурдизма. Первая треть «Дон Кихота» напоминает о временах «Бразилии» и «Короля-рыбака», когда Гиллиам умел рассказывать необычные истории, не ломая логику повествования. Тем временем, начало путешествия Тоби с Дон Кихотом похоже на рассказ Борхеса «Пьер Менар — автор Дон Кихота». События книги словно невзначай воссоздаются в реальном мире, что дает ощущение магического реализма даже несмотря на истерические замечания героя Адама Драйвера.
Наблюдая за дальнейшими событиями, складывается впечатление, что безудержная фантазия Гиллиама слетела с предохранителя и поволокла за собой множество тем и шуток, которые в 2018-м году сложно назвать уместными. Женские персонажи во вселенной «Дон Кихота» превращаются в нимфоманок-мегер и безнравственных истеричек, словно их писал человек, знакомый с девушками только по порно. По-настоящему выстреливают лишь шутки родом из монтипайтоновского абсурда. Но как только Гиллиама заносит в социальную сатиру, мы получаем давно устаревшие стереотипы «все мусульмане — террористы» и «богатые русские олигархи». Кажется, что сценарий не переписывался с начала 2000-х, а единственное, что в нем появилось нового за последние 15 лет — шутка про Трампа.
При этом главные звезды картины, Адам Драйвер и Джонатан Прайс, выдают перформанс, который в любом другом случае обязательно претендовал бы на «Оскар». Инфантильный режиссер, попадающий в невообразимую вакханалию испанских трущоб и сломленный старик, в котором жизнь поддерживает только глупая вера в тот факт, что он Дон Кихот — игра актеров зачастую выступает тем самым спасательным кругом, который не дает картине утонуть в бурлеске и фарсе.
Единственное, что не слишком пострадало от времени — атмосфера магического реализма. Проблема в том, что даже в этом аспекте ощущается консервативность и устарелость приемов режиссера. Гиллиам все так же мастерски превращает окружающий мир в полотно фантазий и кошмаров, но это даже близко нельзя сравнить с той лаконичной и виртуозной работой, которую можно увидеть в самых известных картинах постановщика. Кажется, что снимая низкопробные и проблемные проекты ХХІ века, его талант закостенел и покрылся пылью за ненадобностью. А когда пришло время развернуться во всей красе, ему просто не хватило сил.
При всех проблесках гениальности, «Человек, который убил Дон Кихота» оказывается очень неудачным памятником величию Гиллиама, где бронзовая голова держится на гипсовом бюсте и соломенных ногах. Вряд ли кто ждал такого от главного фильма в карьере культового режиссера, но согласитесь, и вы не ждали испанскую инквизицию в этом абзаце.
Ratings in depth
- #Потрачено
Review overview
Summary
Ratings in depth
- #Потрачено