Культ кино: рецензия на «Дрянных девчонок»
С моменты выхода «Дрянных девчонок» прошло 15 лет, а мы все еще живем в мире команды «Баунти» (если вы смотрели фильм в оригинале, то речь, конечно, идет о The Plastics). Картина повлекла за собой неудачный сиквел, две видеоигры, бродвейский мюзикл и сотни тестов на Buzzfeed, а лучшие ее сцены цитировали даже СММ-щики Белого Дома. И даже сейчас ее влияние ничуть не уменьшилось – социальные сети вроде Pinterest и Tumblr все так же забиты футболками, гордо провозглашенными, что единственный цвет, который стоит по средам – розовый. В чем же секрет успеха саркастичной ленты сценаристки Тины Фей?
Казалось бы, перед нами – стандартная подростковая комедия, показывающая жестокие интриги самоуверенных школьников. Тут и стандартно скромный бюджет, и невезучий постановщик в режиссерском кресле, и малоизвестные актеры в центральных ролях, и сценарий, который, по сути, является адаптацией не очень уж популярной книги об отношениях. Вряд ли такое можно назвать рецептом успеха. Но «Дрянные девчонки» – тот редкий случай, когда из обыденных составляющих получается нечто действительно необычное. Снятый за каких-то $17 миллионов фильм собрал внушительную кассу и до сих пор остается культовым фильмом – настолько влиятельным, что миллионы людей по всему миру празднуют третье октября. Да, тот самый день, когда Кэйди (Линдси Лохан) спросила Аарона (Джонатан Беннетт), какое на дворе число.
Сюжет «Дрянных девчонок» предельно простой – милая и умная Кэйди, дочь свободолюбивых зоологов, возвращается с родителями из Африки. Из-за того, что девушку всю жизнь обучали дома, поначалу ей нелегко адаптироваться к школьной жизни, но у нее быстро появляются помощники – саркастическая бунтарка Дженис (Лиззи Каплан) и ее лучший друг-гей, Дэмьен (Дэниэл Францесе). Когда Кэйди привлекает внимание самых популярных девочек в школе, Дженис и Дэмьен уговаривают новую подругу втесаться в доверие к нарциссическим красавицам и разрушить их компанию изнутри. Вот видите – перед нами классическая комедийная история о человеке, попавшему не в свою тарелку, эдакий духовный наследник «Джорджа из джунглей» или «Поменяться местами».
Если вы ни разу не смотрели «Дрянных девчонок», можете считать это знаком свыше – фильм за пятнадцать лет после своего выхода стал настолько культовым, что смотреть его уже официально не стыдно.
ОРИГИНАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ
MEAN GIRLS
ХРОНОМЕТРАЖ
182 МИН
ПРЕМЬЕРА
30 АПРЕЛЯ 2004
ЖАНР
ПОДРОСТКОВАЯ КОМЕДИЯ
РЕЖИССЕР
Марк Уотерс
СЦЕНАРИЙ
ТИНА ФЕЙ
В РОЛЯХ
Линдси Лохан
Рэйчел Макадамс
Аманда Сейфрид
Лэйси Чеберт
Лиззи Каплан
В отличие от большинства подростковых фильмов, где есть четкая грань между добром и злом, в «Дрянных девчонках» нет места для черно-белой морали.
И все же, благодаря наблюдательности комедиантки Тины Фэй (SNL), шаблонная притча превращается в абсурдную (а порой – ну очень реалистичную) экскурсию по самым темным уголкам старшей школы. Помните все эти подростковые драмы 1990-х, в которых мудрые родители не подозревают о тайных секретах своих отпрысков, а подростки строят козни похлеще сорокалетних миллионеров? Главная проблема таких фильмов – то, что они кажутся чертовски неискренними, будто сквозь экран видишь всесильную руку взрослого и алчного сценариста, который умышленно демонизирует своих героев, чтобы шокировать зрителя. Тут же все гораздо ближе к жизни. Да, популярные девочки красивы и всегда готовы прочитать одноклассникам лекцию о том, что является модным, а что – показателем дурного вкуса, но на них самих дешевая косметика и смешная, броская одежда из пригородного торгового центра. Учителя прикидываются опытными мудрецами и отчитывают протагонистов за юношеский максимализм, но при этом они не могут разобраться со своей личной жизнью и страдают от финансовых проблем. Даже аутсайдеры Дженис и Дэмьен, постоянно подчеркивающие свое безразличие к школьной иерархии, помешаны на том, чтобы наконец-то свергнуть демоническую Реджину (Рэйчел Макадамс).
В отличие от большинства подростковых фильмов, где есть четкая грань между добром и злом, в «Дрянных девчонках» нет места для черно-белой морали. Даже центральная антагонистка картины, школьная королева Реджина, не показывается однозначной злодейкой. Благодаря удачным диалогам и харизме самой МакАдамс, мы получаем упрямую, легкомысленную и слегка испорченную девушку, но явно не то отродье Сатаны, которое можно встретить в среднестатистической американской комедии (привет, Хэзер из «Рокового влечения»!). Возможно, причина такой решительной неготовности осуждать кого-либо кроется как раз в юном возрасте главных героев – наблюдая за хамским поведением подростка, логичнее винить его родителей или бушующие гормоны, чем сразу заявлять об аморальности молодежи. Вишенкой на торте оказывается финал ленты. Если вы почему-то еще не успели ее посмотреть, то не буду спойлерить, но скажу одно – окончание истории отлично подчеркивает мысль о том, что вся подростковая злоба возникает не из-за того, что тинейджеры по своей природе склонны к жестокости, а просто из-за общественного давления. И это – задолго до того, как критики заговорили о таком явлении, как найскор.
К слову, второй козырь картины – игра тогда все еще неопытного, но блестяще подобранного актерского состава. Роль подчеркнуто наивной Карен стала настоящим прорывом для 18-летней Аманды Сейфрид, а образ стервозной Реджины – первой крупной работой Макадамс в кино. Эми Полер тут играет уморительно смешную «крутую маму», а сама Тина Фэй – добросердечную, но расстерянную учительницу старших классов. Забавно получилось с кастингом Линдси Лохан – актриса изначально хотела сыграть взбалмошную и неконтролируемую школьную королеву, но студия решила, что девушка слишком милая и больше подойдет на роль протагонистки. Возможно, это бросается в глаза уже сегодня, когда мы знаем, что произошло с карьерой бедной Линдси, но в глазах ее Кэйди явно присутствует искра бунтарства – да и заигрывание героини с «темной стороной» выглядит очень естественно. Так или иначе, такой подбор актерского состава отлично показывает, что подростковый возраст – период хаоса и неопределенности. Отличница может в раз превратиться в скандалистку, а суровая гроза старшеклассников – перерасти все свои деструктивные порывы и стать прилежной спортсменкой.
Даже если вы не страдаете от излишнего снобизма, редко бывает повод засесть за просмотр подросткового кино – кажется, будто проблемы, которые поднимают режиссеры, нас уже мало касаются, а сюжеты не могут ничем удивить. Если вы ни разу не смотрели «Дрянных девчонок», можете считать это знаком свыше – фильм за пятнадцать лет после своего выхода стал настолько культовым, что смотреть его уже официально не стыдно.