Тяжело быть людьми

Одна из особенностей нашего восприятия катастроф – неизбежная потеря чувствительности. Когда жуткие события впервые попадают на телеэкраны и страницы газет, многие зрители не только возмущаются в социальных сетях, но и действительно пытаются помочь пострадавшим. Однако удивляться страшным фотографиям со временем становится сложнее, а в сводке новостей уже виднеется трагедия «посвежее». Поэтому документалистам бывает так сложно опять привлечь внимание общественности уже к нашумевшей проблеме.
В частности, о боях за город Алеппо слышали все – бесконечная череда кровавых репортажей приходит от сирийских новостных агенций регулярно уже на протяжении двух лет. В одном только 2016 году на Сандэнсе было представлено три документальных ленты о жителях сирийского города. Стриминг-гигант Netflix тоже не остался в стороне и продемонстрировал свой фильм о «Белых касках», правда, короткометражный, и получил за него «Оскар». Казалось бы, теперь уже тема полностью исчерпана, а все, что можно сказать, уже сказали. Но режиссеру Ферасу Файяду удалось невозможное – снять фильм об Алеппо, который не затеряется среди остальных. Старания окупились, и «Последние люди в Алеппо» получили гран-при на «Сандэнсе» в документальной секции и номинацию на «Оскар».
В центре сюжета – «Белые каски», волонтеры гуманитарной организации «Сирийская гражданская оборона».
Их ежедневная миссия – вытягивать из-под руин постоянно бомбардируемого города уцелевших, помогать раненым и отыскивать остатки погибших. Файяд не превращает жизнь своих протагонистов в героический эпос: мы видим, как по-обыденному смущаются спасатели, разговаривая с благодарными детьми, как смешно пытаются выращивать рыбу в полуразбитом уличном фонтане и ссорятся, играя в футбол.
Периодические проблески мирной жизни вовсе не означают, что смотреть ленту легко. Перед глазами зрителя мелькают разбитые головы, искалеченные трупы и оторванные конечности. Но самое удручающее – неизбежная цикличность всего происходящего. Как только герои отвлекаются и заводят дружеский разговор, раздается очередная сирена, а в небе опять начинают кружить истребители. Ситуация еще и усложняется тем, что Файяд не выстраивает свой материал в искусственную сюжетную линию, а повествование сырое и документальное в самом прямом понимании этого слова.
Last men in Aleppo / Оригинальное название
104 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
22 апреля 2018 / ПРЕМЬЕРА
документалистика / ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Ферас Файяд
ПРОКАТЧИК:
Docu/Хіт
Порой кажется, будто мы и вовсе смотрим неотредактированный стрим с места действий. С точки зрения документалистики это, пожалуй, не всегда играет на руку режиссеру, чей фильм в некоторых сценах слишком походит на очередной телевизионный репортаж.
Однако Ферас Файад изо всех сил держится за то, что делает его картину уникальной и резонирует со зрителем – своих героев. Постепенно мы узнаем больше о жизни до войны, а характеры двух волонтеров, за которыми следует команда фильма, раскрываются: беззаботный на вид Халед в душе постоянно переживает о своих детях, а загадочный и молчаливый Ахмед рискует жизнью, чтобы защитить младшего брата. Режиссер всячески подчеркивает, что перед зрителем не спецназовцы или военные герои, а обычные люди, которых постигла такая непростая судьба, и которые с достоинством ее принимают.
Несмотря на отсутствие пафосных речей, лента получается одой мужественности и гуманизма. Снимая ежедневную работу спасателей, режиссер отказывается придавать ей излишнюю сентиментальность и наглядно показывает, что в таких условиях нет ни триумфов, ни поводов для радости. Даже вытаскивая выживших из развалин, героям приходится врать, убеждая пострадавших, что их родственники целы, и что есть смысл надеяться. Тот факт, что съемка иногда происходит прямо под обстрелами, а сам оператор пытается спрятаться от пуль, нивелирует факт постановки и художественности, зато дает эффект жуткого погружения.
Ленту можно смело назвать мощным пацифистским манифестом и доказательством того, как люди пытаются найти поводы для радости даже в таких нечеловеческих условиях.
В «Последних людях в Алеппо» хватает впечатляющих сцен, но одна из самых трогательных – попытка жителей города на пару часов забыть о страшной реальности вокруг, свозив детей на игровую площадку. Врядли вы начнете лучше понимать тонкости геополитики, ведь режиссер не пытается проанализировать причины самого конфликта. В отличие от тысяч материалов и репортажей на эту тему, картина Файяда со скорбью и тревогой погружает нас в дрожащий под обстрелами город и блестяще передает чувства людей, которые живут и погибают в нем.
«Последние люди в Алеппо» — тяжёлый для просмотра, но крайне важный фильм, после которого вас ещё долго будут терзать вопросы о человечности каждого из нас. Но разве не ради этого мы ходим на документальное кино?
Информация о прокате:
Киев, 22 апреля, Кинотеатр «Украина»
Львов, 10 – 16 мая, Кинотеатр «Коперник»
Харьков, 18 – 23 мая, Fabrika.space
Одесса, июнь, «Зеленый театр»
Ratings in depth
- #ОбязателенКПросмотру
Review overview
Summary
Ratings in depth
- #ОбязателенКПросмотру