Зеркало треснуло
В 2000 году многообещающий режиссер М. Найт Шьямалан придумал занимательную и, по тем временам, революционную концепцию – он решил снять мрачный и реалистичный фильм о супергероях. Вечное противостояние добра и зла осталось на месте, но антураж «Неуязвимого» радикально отличался от привычных для зрителя кэмповых историй о героях в трико. Малобюджетный триллер собрал внушительную кассу и понравился критикам (также Тарантино), а сам Шьямалан настолько влюбился в собственную идею, что решил ее вновь использовать спустя почти 20 лет. Вот только может ли такой трюк удивить зрителя, знакомого с трилогией Нолана, «Хранителями» Снайдера и другими кинокомиксами, вышедшими в 2000-х?
Помимо блестящей актерской игры Джеймса МакЭвоя, напряженный, но нелогичный «Сплит» запомнился удачной финальной сценой, в которой режиссер порадовал давних фанатов внезапным откровением – Дэвид Данн (Брюс Уиллис) и Кевин Уэнделл Крам обитают в единой вселенной. Должна признать, этот сюжетный поворот был одним из лучших в карьере Шьямалана со времен «Шестого чувства» – постановщик до последнего не раскрывал карты и не намекал на то, что пути Данна и Крама могут пересечься. «Стекло» же, напротив, с самого начала позиционировалось как история эпичного сражения трех чрезвычайно одаренных персонажей – Зверя из «Сплита», Дэвида Данна и Элайджи Прайса (Сэмюел Л. Джексон) из «Неуязвимого». В самой затее нет ничего плохого, но реализация явно страдает от самозацикленности постановщика – Шьямалан почему-то уверен, что все не только смотрели его предыдущие картины, но и помнят их наизусть.
И так, со времен событий «Сплита» прошло несколько месяцев. Кевин Уэнделл Крам (юноша, страдающий от множественного личностного расстройства) все еще на свободе, и его телом управляет Орда – группа личностей, которые поклоняются кровожадному и могущественному Зверю (да-да, еще одному альтер-эго Крама). После того, как Крам похитил четырех школьниц, чтобы принести их в жертву Зверю, на его след вышел Дэвид Данн. Герой Брюса Уиллиса наконец-то вжился в роль супергероя и даже прославился – пользователи интернета заинтересованно рассматривают видео плохого качества, в которых он расправляется с хулиганами. К сожалению, конфронтацию Зверя и Данна резко обрывают подозрительно хорошо вооруженные сотрудники местной психиатрической клиники, которые обезвреживают мужчин и забирают их на лечение. Процессом руководит загадочная психотерапевт (Сара Полсон), которая пытается убедить Данна и Крама в том, что их невероятные силы – всего лишь результат самовнушения. Конечно же, в той же клинике давно томится давний враг Дэвида – физически хрупкий, но коварный Элайджа Прайс (Сэмюел Л. Джексон). Что же произойдет, когда три сверхчеловека встретятся лицом к лицу?
Glass/ Оригинальное название
128 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
17 января 2018 / ПРЕМЬЕРА
триллер ЖАНР
РЕЖИССЕР:
М. Найт Шьямалан
СЦЕНАРИЙ:
М. Найт Шьямалан
В РОЛЯХ:
Джеймс Макэвой
Брюс Уиллис
Сэмюэл Л. Джексон
Сара Полсон
ПРОКАТЧИК:
b&h film distribution
Увы, почти на протяжении всего фильма не происходит ничего интересного. Герои долго обсуждают сущность комиксов и супергероев, многозначительно смотрят вдаль (особенно Сэмюел Л. Джексон – его персонаж в кататоническом состоянии) и спорят с героиней Сары Полсон. Порой Шьямалан отвлекается на длинные отсылки к предыдущим лентам из трилогии, но они настолько неочевидные, что запутают даже зрителей, знакомых с фильмографией режиссера. На горизонте зачем-то появляется Кэйси (Аня Тейлор-Джой), одна из первых жертв Зверя, которая по необъяснимым причинам получает роль главного эксперта по Кевину Краму.
Если бы картина была более динамичной и увлекательной, нелогичность сценария еще можно было бы простить, но медленный темп ленты позволяет нам вдуматься в сюжет, а при детальном осмотре, «Стекло» показывает слишком много трещин. Диалоги звучат натянуто и неестественно, а монологи о комиксах – так, будто Шьямалан в жизни не читал ни одной истории о супергероях. Думаете, я зря цепляюсь к неплохому фильму? Хорошо, вот парочка примеров. «Свет – это круто», – заявляет один персонаж со всем пафосом классического шекспировского героя, пока на фоне играет драматичная музыка. «Это – не лимитированная серия, – многозначительно сравнивает другой персонаж свою жизнь с комиксом, — это история происхождения». Учитывая, что режиссер в начале своей карьеры продал собственный сценарий за два миллиона долларов, слышать такие реплики более чем странно.
Даже драки поставлены без энтузиазма – почти все экшн-сцены короткие, сняты с перманентным голландским углом и постоянно прерываются ради очередного разговора о вечном. Больнее всего осознавать, что в этих странных монологах нет ни капли самоиронии – судя по всему, Шьямалан искренне верит в то, что никто не додумался показать супергероев мрачными, травмированными и человечными. Главное достоинство картины – игра Джеймса МакЭвоя, который по щелчку превращается то в наивного девятилетнего поклонника Дрейка, то в рычащего, неконтролируемого монстра, то в строгую даму. Вот только мы уже видели все это в «Сплите», так что радости тут мало – настолько талантливый актер достоин более изобретательного сценария.
«Стекло» мог бы быть ярким, необычным супергеройским фильмом, который бы выгодно выделялся на фоне «Мстителей» – тут есть и забавная идея, и харизматичные персонажи, и многообещающая центральная локация. Вместо этого мы получили длинную и запутанную лекцию о том, что герои могут быть среди нас, и что людей легко убедить в любой глупости. Стоит ли ради такого идти в кинотеатр? Разве что вы очень, очень сильно любите Джеймса МакЭвоя.
Ratings in depth
- #НеСтоилоСнимать
Review overview
Summary
Ratings in depth
- #НеСтоилоСнимать