Последний раз в последний класс
История, как известно, цыклична. 13 лет назад рассказ о Людях-Икс завершился фильмом о Темном Фениксе («Люди Икс: Финальная битва») и сделал это, честно говоря, паршиво. В 2019 году перед нами вновь конец уже наново запущенной франшизы и вновь тригером становится классический сюжет об очень злой Джин Грей. Ирония состоит еще и в том, что за постановку и сценарий отвечал Саймон Кинберг — сценарист той самой «Последней битвы». Продюсеры как-будто поставили себе цель запороть проект — давайте позовем проверенного человека, из-за которого мы когда-то, не имея других вариантов, перезапускали «Людей Икс» заново.
Действие происходит в 90-х. Профессор Ксавьер (Джеймс МакЭвой) добился, чтобы общество считалось с мутантами. Теперь Люди Икс — герои, помогающие спецслужбам на особо опасных миссиях. Одним из таких случаев становится авария на космическом шаттле. Команда мутантов отправляется в космос, чтобы спасти экипаж, но во время операции таинственный сгусток энергии проникает внутрь Джин Грей (Софи Тернер), пробуждая в девушке сверхсилу, способную уничтожать целые миры. Управлять ею с каждой минутой становится все сложнее, тем более что в сознании Джин пробуждаются некие травмы детства. В то же время на Землю тайком спускается отряд инопланетян во главе с таинственным лидером (Джессика Честейн). Они жаждут заполучить энергию, которую поглотила Грей.
Почему вообще финал «Людей Икс» так важен? Все таки у нас есть киновселенная Marvel, там уже больше десяти лет аудиторию сопровождают любимые герои, с которыми прощаться действительно тяжело. Но на деле вселенная мутантов во многом «старшая сестра» киновселенной Marvel. Ведь «Люди Икс» — тоже Marvel (а после покупки Disney теперь потенциально уже даже в пределах MCU). Первый фильм о команде сверхлюдей вышел еще в 2000-м, за восемь лет до первого «Железного человека». Получается, что одна вселенная взрастила другую, обеспечила ее условиями для развития и на примере собственных ошибок научила, как делать не надо. Едва ли теперь MCU нужно чему-либо учиться у конкурентов, однако «Темный Феникс» как будто продолжает давать тот самый урок по ошибкам.
За неимением собственного режиссерского почерка, Кинерг безжалостно копирует Снайдера, а музыка Ханса Циммера такой пафосной картинке только способствует.
ОРИГИНАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ
DARK PHOENIX
ХРОНОМЕТРАЖ
113 МИН
ПРЕМЬЕРА
6 ИЮНЯ 2019
ЖАНР
СУПЕРГЕРОИКА
СЦЕНАРИЙ
Саймон Кинберг
В РОЛЯХ
Джеймс Макэвой
Майкл Фассбендер
Дженнифер Лоуренс
Николас Холт
Тай Шеридан
Софи Тёрнер
Александра Шипп
Коди Смит-МакФи
Эван Питерс
Джессика Честейн
ПРОКАТЧИК
UKRAINIAN FILM DISTRIBUTION
Если уже весь мир «разжевал» историю перехода Джин Грей на темную сторону, то, возможно, над подачей старой как мир комиксо-сказки стоило потрудиться усердней.
Опять таки, постановщик ленты Саймон Кинберг — вовсе не режиссер, не верьте титрам. Кинберг всегда был и есть сценаристом, причем работавшим над вселенной Людей Икс еще во времена, когда на Хью Джекмане было в четыре раза меньше мускулатуры. После того, как проект покинул Брайан Сингер, проект отдали проверенному человеку, но о его художественном видении франшизы спросить забыли. За неимением собственного режиссерского почерка Кинерг безжалостно копирует Снайдера, а музыка Ханса Циммера такой пафосной картинке только способствует.
В том то и проблема — классический сюжет о Темном Фениксе задрапировали в концентрированную драму. Вроде бы и по канону, но в современный тон блокбастеров совершенно не вписывается. Как результат, сюжет кино кренится и почти тонет в обилии моральных дилемм, которые тут переживает каждый. Ради такой атмосферы даже самого бодрого мутанта незаметно вышвырнули из повествования, хотя Эван Питерс всегда был украшением «Людей Икс».
Проследить за эволюцией персонажей и сменой их мотивации вообще очень сложно — сюжет двигают исключительно при помощи диалогов и не самых умных. Проще говоря, здесь нет внешних факторов, движущих нарратив, персонажи просто меняют свои приоритеты, проговаривают их идут творить какую-нибудь очередную глупость. Мало того, что Кинерг разыгрывает старый как мир сюжет столкновения мутантов между собой, так он еще и вводит третью сторону антагонистов в лице Джессики Честейн. Этот сегмент так и останется не раскрытым в сценарии, зато актриса будет драться с врагами на каблуках — похвально.
Ведь основной недостаток «Темного Феникса» — его предсказуемость. Если уже весь мир «разжевал» историю перехода Джин Грей на темную сторону, то, возможно, над подачей старой как мир комиксо-сказки стоило потрудиться усердней. Например, уделить немного экранного времени развитию протагонистки. Потому что в конечном результате Софи Тернер просто страдает от неврозов и мигреней на протяжении всей ленты. Ставки не поднимаем, сюжетную линию не прописываем, пусть герои просто сидят и страдают. А вместе с ними и зритель.
Справедливости ради, переживший масштабные пересъемки «Темный Феникс» все таки смотрится достаточно ровно. В нет нет хаотичного монтажа и постоянных прыжков в темпе. Возможно из-за того, что резать на монтажном столе было особо нечего — опять таки, сценарий этого фильма феноменально бедный на любые сюжетные твисты. Неосведомленный зритель вряд ли бы когда-нибудь догадался, что эта лента вообще ставит точку во франшизе.
На фоне такой провальной подачи, экшн-сцены чуть ли не единственное, что в «Темном Фениксе» выполнено более-менее достойно. Вот только проблема в том, что сцен этих в ленте критически мало. Битвы реалистичны и жестоки ровно настолько, насколько позволяет рейтинг PG-13, а о каком-либо размахе речь вообще не идет. Благо, игрушками надо делиться, так что теперь наследие «Людей Икс» переходит в руки Кевина Файги. А этот парень, как известно, лучший в песочнице Marvel.