Беспокойные сердца

О «Холодной войне» хочется сказать одно — такое кино больше не снимают, времена «Касабланки» в прошлом. Действие картины разворачивается с конца 40-х и до начала 60-х. Учитывая тон и стиль фильма, где-то в этот период он и мог бы быть создан. Такой стиль, кстати — совсем не недостаток, скорее очень характерная черта, которая обеспечит фильму прочную фан-базу. Между тем, картина Павликовского лишь прячется за душевность запредельной киноромантики, рассказывая нам историю отчуждения, медленной зимы, проникающей в сердце влюбленных и сердце их страны.
В центре сюжета художественный руководитель и дирижер фольклорного ансамбля Виктор (Томаш Кот) и провинциальная певица Зула (Иоанна Кулиг, невероятно похожая на Джессику Честейн), отсидевшая в тюрьме за нападение на отца. Двое встречаются в послевоенной Варшаве. Виктор со своим коллективом разъезжает по деревням чтобы собрать ансамбль народной песни и пляски и отправить его на гастрольный экспорт прославлять польскую культуру за рубежом, по заданию партии. Он — тихий и сдержанный, она — экспрессивная и громкая. Двое таких непохожих, они переживают бурный роман, который продлится долгие 15 лет. За это время влюбленных несколько раз разлучит судьба, действие перенесется в Париж, Берлин, Белград, а народные песни под течением времени сменятся джазом.
Зула и Виктор, подобно своей родной Польше, находятся на стыке, в пограничном положения между СССР и просвещенным европейским миром.
Творческий путь Павликовского — уникальный случай. Польский режиссер-документалист в свое время эмигрировал из страны, чтобы работать в Великобритании, но мировой успех к нему пришел только по возвращению домой. В Польше он снял «Иду», которая принесла ему «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм» в 2015 году. Эта отчасти биографическая лента выступает рефлексией Павликовского на историю собственной бабушки. Подобно главной героине, автор лишь в 14 лет узнал о том, что она была еврейкой, погибшей в Освенциме.
С «Холодной войной» постановщик вновь возвращается в хранилище памяти собственного рода — лента посвящена родителям Павла (даже герои названы в их честь) и послевоенному поколению. Как результат, режиссер вскрывает чертоги памяти личной, исторической и кинематографической. История токсичной любви Виктора и Зулы неотделима от исторического фона. В определенный момент герои решаются сбежать за границу, пересечь черту между социалистическим лагерем и капиталистическим миром. Зула и Виктор, подобно своей родной Польше, находятся на стыке, в пограничном положения между СССР и просвещенным европейским миром.
Zimna wojna/ Оригинальное название
110 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
8 ноября 2018 / ПРЕМЬЕРА
детектив, драма ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Павел Павликовский
СЦЕНАРИЙ:
Павел Павликовский
В РОЛЯХ:
Джоенна Кулиг
Томаш Кот
Борис Шиц
Агата Кулеша
Седрик Кан
Жанна Балибар
ПРОКАТЧИК:
Arthouse Traffic
Режиссер не видит пафоса в истории любви, прошедшей через десятки лет и территориальных границ.
Если вы смотрели «Иду», то лаконичный черно-белый стиль Павликовского сразу узнаете, здесь даже оператор тот же — Лукаш Зал. «Холодная война» — очень стильное ретро-кино с интимным сюжетом, замкнутым в самом себе. Даже разрешение экрана 4:3 заключает персонажей в определенные границы. Автор снял довольно сдержанную историю, где делает сознательный выбор замолчать многие детали, хотя страстей здесь хватает. Попытки влюбленных воссоединится то и дело усложнены и кажется, будто не только условиями турбулентности времени, а и сердцем, которому не хочется покоя, как в любимой песне Зулы из советской ленты «Веселые ребята».
Режиссер не видит пафоса в истории любви, прошедшей через десятки лет и территориальных границ. Вот КГБ даже несколько комично садит Виктора на поезд из курортной страны обратно к себе домой в Париж, игнорируя его уже не польское гражданство. А ближе к финалу герой окажется заложником режима своей родины и никакая любовь не спасет его от камеры. Послевоенные будни в понимании режиссера неизбежно противятся романтизации, даже если перед нами настоящая любовная драма. Как результат, старые традиции, развитие тем же Анджеем Вайдой, пересекаются с так называемой «польской новой волной», где Павликовский нынче считается ее главным представителем.
Музыкальные жанры здесь, казалось бы, слегка противоречивы — польский фольклор, французский шансон, советский гимн, американский джаз.
В итоге основной эмоциональный вес Павловский переводит в плоскость песни, не превращая при этом «Холодную войну» в мюзикл. Такой эскапизм позволяет критически взглянуть на героев и времена, в которых им довелось жить. Музыкальные жанры здесь, казалось бы, слегка противоречивы — польский фольклор, французский шансон, советский гимн, американский джаз. Между тем, именно благодаря таким скачкам автору удается передать смену эпох и заложить необходимую драматургию в кино о любви как о войне — мучительной, затянувшейся и несовместимой с жизнью.
Ratings in depth
- #ЖиваяКлассика
Review overview
Summary
Ratings in depth
- #ЖиваяКлассика