Сатир-солдат под маской

Милитаристский пафос в литературе, как известно, очень быстро себя исчерпал. Куда действеннее и пластичней оказался психологизм наперевес с сатирой в духе Воннегута и Гашека. В 2013 году их примеру последовал Пьер Леметр, выпустивший роман «До свидания там, наверху» о солдатах Первой мировой войны. Признание пришло в виде Гонкуровской литературной премии, после чего детище Леметра, теперь уже в формате экранизации, ждало новый успех — 12 номинаций и пять побед на ключевой французской кинопремии «Сезар». Каким оказалось киновоплощение «До свидания там, наверху»? Чем экранизация Альбера Дюпонтеля обогатила историю и чего преднамеренно лишила?

Конец 1910-х. Выжить в окопах Первой мировой удается немногочисленным счастливчикам. Такими оказываются молодой художник Эдуар Перикар (Науэль Перес Бискаярт) и бывший бухгалтер Альбер Маллар (сам режиссер Альбер Дюпонтель). Цена за жизнь, однако, оказывается ужасной — спасая Маллара, Эдуар получает ранение челюсти и навсегда обезображенное лицо. Не желая возвращаться в имение отца-чиновника в таком виде, Эдуар решает умереть, но только на бумаге, подменив свои документы на паспорт погибшего солдата. В этом ему помогает Альбер, после чего два друга постепенно возвращаются к мирной жизни. Прошлое, впрочем, не спешит их отпускать. Скоро на горизонте появится бывший командир, лейтенант Прадель, не жалеющий ни живых, ни мертвых на пути к своей цели.

Картина лишь на первый взгляд кажется антимилитаристской комедией положений. На деле «До свидания там, наверху» — это исследование послевоенной реабилитации и горькая сатира о том, как заработать на войне.

В этом смысле ретроромантизм фильма сосредоточен скорее в визуальной составляющей — ярких декорациях Парижа, очаровательной стилизации под эпоху джаза. А вот сам месседж и сквозная идея пугающе нашли отклик в современности. Главные герои — солдаты, чье благородство притупилось как только пришло понимание, что родной Париж не жалует вернувшихся с фронта. Вместо объятий и поддержки после тяжелых боев за родину, здесь их ждет отчужденность и лицемерие. Именно поэтому Альбер Маллар ворует морфий у калек-ветеранов, а Эдуар наживается на памяти о погибших, продавая эскизы несуществующих монументов солдатам.

Дюпонтель хорошо работает с многожанровостью этой истории. Броская картинка ревущих 20-х заслоняет болезненность батальных сцен, открывающих фильм. Яркая композиция и шарм Парижа контрастируют со злободневностью и нищетой, в которой вынуждены жить ветераны. Может даже показаться, что «До свидания там, наверху» слегка путается в определениях — хочет быть авантюрной комедией о мошенниках, драмой об отцах и детях, успев при этом основательно разоблачить коррупционные и финансовые схемы, стоящие за десятками тысяч военных жертв. И пока режиссер неплохо работает с общим сюжетом, страдают от этого сами персонажи.

AU REVOIR LÀ-HAUT / Оригинальное название

101 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
3 мая 2018 / ПРЕМЬЕРА

супергеройский эшн / ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Альбер Дюпонтель

СЦЕНАРИЙ:
Уэс Андерсон
Куничи Номура
Джейсон Шварцман

В РОЛЯХ:
Альбер Дюпонтель
Науель Перес Бискаярт
Лоран Лафитт
Нильс Ареструп
Мелани Тьерри

ПРОКАТЧИК:
Артхаус Трафік

Несмотря на уверенный хронометраж, полноценное раскрытие получил только герой самого Дюпонтеля — бедный бухгалтер Альбер Маллар.

Он трагичен в своей попытке сохранить честь и доброту, выживая в обществе, где на похоронные ритуалы и памятники тратятся огромные суммы, в то время как уцелевшие не получают ни гроша. Романтическая линия для него выступает вполне логичным инструментом показать, как герой стремится оставить войну в прошлом. Тем не менее в отличие от других сюжетных ходов, этот появляется лишь ближе к финалу и несется слишком стремительно, лишь бы успеть к финалу.

Сюжетная линия Эдуара Перикара только в начале фильма неплохо раскрыта, после травмы, как ни странно Эдуар берет себе амплуа лицедея в пестрых масках, отвечающего за комедийную нагрузку в этом кино. Режиссер только иногда вспоминает о личной трагедии протагониста, отыгравшись за это в финале. Тем не менее невозможно отрицать гениальность сцены, в которой молодой художник превращает богемную вечеринку в шуточную казнь костюмированных Жоффра, Фоша, Петена и Кайзера, закидывая их тортами. Лучшей иллюстрации расслоения французского общества с аллюзией на Марию Антуанетту не придумаешь.

Антагонист фильма — лейтенант Прадель — к сожалению, самый слабый элемент этой истории.

Такой чистокровный злодей уже, кажется, стал дурным тоном в кино. Для пущей инфернальности у героя, как полагается, есть пышные усы и злобная ухмылка, а мотивация лежит лишь в плоскости денег. Такое упрощение совсем несвойственно фильму, сделавшему ставку на глубокое исследование послевоенных душевных травм общества.

«До свидания там, наверху» обращает к юмору, как главному инструменту рефлексий искалеченного оружейными залпами поколения, а визуальное воплощение романа становится для Дюпонтеля целью поважнее, чем психологизм романа. Возможно, другого выбора у режиссера и не было. Чувство опустошения в мире, где коллективная память о войне стала бизнесом, картинкой не передать.

Ratings in depth

  • #ОдногоРазаХватит
3.5 5

Review overview

Summary

Ratings in depth

  • #ОдногоРазаХватит
3.5 5

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: