Бойтесь антиквариата

Есть ли в современном кинематографе настолько продуманная и масштабная хоррор-вселенная как «Заклятие»? Джеймс Ван пока что единственный, кто протянул нити между архетипными страшилками о демонологии и экзорцизме, объединив их общей вселенной и узнаваемыми персонажами. Подобный шанс был у студии Universal в собственной монстро-франшизой, однако те планировали скрестить элементы хоррора с экшном, и то — безуспешно. Подобно вселенной MCU, где для успешного супергеройского кино выработана своя формула успеха, во вселенной «Заклятия» есть целый набор приемов. Их Джеймс Ван как продюсер активно использует в каждой новой части, поставив прочно на ноги почти ежегодный хоррор-аттракцион. Без ошибок и эксплуатации устаревших методов, конечно, не обходится. Впрочем в случае с «Аннабель 3» давайте лучше поговорим о том, как спин-офф о кукле умудрился качественно вырасти лишь к третьему фильму.

Исследователи паранормальных явлений Эд (Патрик Уилсон) и Лоррейн Уоррен (Вера Фармига) помещают в свой домашний музей, полный проклятых артефактов, одержимую куклу Аннабель. Вскоре Уоррены уезжают из города, оставив дочь Джуди (Маккена Грейс) на ночь с няней Мэри Аллен (Мэдисон Айсмен). В гости к старшекласснице приходит ее любопытная подруга, у которой свои интересы насчет необычного ремесла Уорренов. Как и заведено в классических хоррорах, по неосторожности и глупости одного из персонажей, демоническая кукла оказывается на свободе, заодно выпустив все злые силы, которые были заточены в той самой оккультной комнате в подвале.

Режиссер не пытается прыгнуть выше головы, что в вопросе спин-оффа даже радует — перед нами достаточно прямолинейная история, чья мораль состоит в том, что если на двери написано «не заходить», то идти туда определенно не стоит.

ОРИГИНАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ
ANNABELLE COMES HOME
ХРОНОМЕТРАЖ
106 МИН
ПРЕМЬЕРА
27 ИЮНЯ 2019
ЖАНР
УЖАСЫ
РЕЖИССЕР
СУПЕРГЕРОИКА
СЦЕНАРИЙ
Гари Доберман
В РОЛЯХ
Маккенна Грейс
Мэдисон Айсмен
Кэти Сариф
Вера Фармига
Патрик Уилсон
ПРОКАТЧИК
KINOMANIA

«Аннабель 3» не переворачивает каноны жанра, лишь слегка их расшатывает.

Собственно, наличие в фильме ключевых персонажей «Заклятья» дает стойкое чувство, будто перед нами кино, засевшее одновременно в амплуа спин-оффа об Аннабель и прямого продолжения истории Уорренов. Это не очередной фильм-флэшбэк, а почти что фолоу-ап «Заклятия» 2013 года: лента стартует с того момента, когда Эд и Лоррейн забрали одержимую куклу к себе домой. Здесь стоит отметить, что в режиссерском кресле третьей части Гари Доберман — человек, давно и прочно связанный с франшизой, но в качестве сценариста. Вооружившись опытом и знаниями хоррор-вселенной, Доберман складывает сюжет грамотно и по кусочкам, наполнив его явными отсылками к предыдущим фильмам. Вместе с тем здесь есть совсем легкий и скорее атмосферный оммаж классическим хоррорам 70-х: иногда в вопросе звукового дизайна это кино тяготит к «Экзорцисту», а в определенной сцене даже чувствуется вайб «Кэрри».

Между тем, режиссер не пытается прыгнуть выше головы, что в вопросе спин-оффа даже радует — перед нами достаточно прямолинейная история, чья мораль состоит в том, что если на двери написано «не заходить», то идти туда определенно не стоит. В свою очередь Доберман берет эту «одноэтажную» историю и буквально извлекает весь возможный потенциал. Потому что перед нами настоящая ценность для типичного хоррора — огромный дом Уорренов, с многочисленными темными углами, узкими коридорами, и той самой комнатой с проклятыми предметами, чьи возможности нам еще продемонстрируют не раз. Удивительно, что на протяжении всей ленты географически осмыслить особняк так и не получится, он — настоящая загадка, играющая в пользу саспенса «Аннабель 3». Опять таки, большинство спецэффектов сделано в духе «старой школы», с пугающими костюмами и гриммом, игрой света и тени, или грамотной операторской работы. В таком случае CGI иногда смотрится совсем не органично (окей, откровенно плохо), так что лучше бы его здесь вообще не было. Впрочем, для такого смелого шага Гари Доберман еще попросту не достаточно опытный постановщик.

Конечно, такое кино не может обойтись без парада монстров, как будто выстроенных в очередь за собственной минутой славы и возможным спин-оффом. Тут уже зрителям судить, какому артефакту стоило бы подарить собственную историю. Скажу лишь, что до уровня устрашающей куклы или той же монашки, успешно пролоббировавшей себе отдельный фильм, здесь мало кто дотягивает, увы.

Из явных минусов ленты — банальность некоторых сюжетных ходов, приросших к франшизе слишком прочно. Однако клише в виде надвигающегося тумана, внезапных джампскеров или угнетающей тишины уже давно стали атрибутами хоррор-киновселенной, без которых не обходится ни одна картина «Заклятия», смиритесь. Что действительно радует, так это наличие умора. Да, местами он слегка притянут, но довольно часто действительно играет на контрасте с ужасом. Режиссер-дебютант догадался, что современным хоррорам противопоказано мариноваться в собственном жанре и пора выходить за рамки одного стиля (здесь как никогда уместно напомнить, что Гари Доберман причастен к написанию сценария «Оно» Энди Мускетти).

«Аннабель 3» не переворачивает каноны жанра, лишь слегка их расшатывает. Это в большей степени традиционный хоррор, к чьей технической стороне очень тяжело придраться. Западные критики поспешили назвать фильм Добермана лучшим из серии лент про проклятую куклу. Впрочем, поверьте, это вовсе не потому, что перед нами революционное кино. Просто предыдущие два фильма были действительно беспощадно плохи. От увеличения количества злых духов общая сумма не изменилась — перед нами весьма локальный спин-офф «Заклятия» в виде байки на ночь. Довольно жуткой, но всего лишь байки.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: