Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

В самом аду нет фурии страшнее

Стив Маккуин нашел идеальный баланс между популярным кино и социальной притчей

Фильмы-ограбления – образцово-развлекательный жанр, созданный, чтобы заставить зрителя крепко держаться за подлокотники в кинотеатре, смеяться над шутками крутых протагонистов и втайне сожалеть, что он не Роберт Редфорд или не Джордж Клуни. В своих «Вдовах» Стив Маккуин впервые обратился к жанровому кино. Как минимум – так можно было предположить, посмотрев напряженные и стильные трейлеры. На практике же картина о решительных женах преступников оказывается многоярусным и сложным фильмом, для которого само ограбление служит лишь поводом поговорить об остросоциальной проблематике. Рассказываем, почему «Вдовы» могут справедливо считаться одним из лучших фильмов 2018 года.

Уже первые кадры ленты показывают, каким будет ее темп – в одну секунду в постели лениво целуются Ванесса (Вайола Дэвис) и Гарри (Лиам Нисон), а затем банду раненных и растерянных грабителей (естественно, Нисон – их главарь) преследует полиция Чикаго. Весь фильм Маккуина состоит из контрастных сцен – вкрадчивых разговоров, медитативных длинных кадров, напряженных конфронтаций и эффектного насилия. Кажется, даже под социальной критикой скрывается еще один уровень истории, философско-моральный – режиссер нам лишний раз напоминает о том, насколько переменчива жизнь и как легко счастливая обеспеченная семья распадается под весом обид и злобы.

В основу истории лег одноименный сериал 1983 года, но их сюжеты бессмысленно сравнивать – прямолинейная драма о предательстве и женской эмансипации превратилась в куда более сложную критику социального строя.

Нас знакомят с еще тремя женами преступников: тихой Элис (Элизабет Дебики), которую бьет муж, многодетной Линдой (Мишель Родригес), которая мечтает открыть собственный бизнес и Амандой (Кэрри Кун), у которой четыре месяца назад родился сын. Тот факт, что жизнь свела такое количество доведенных до отчаяния героинь, может показаться не слишком реалистичном, но сценарий Гиллиан Флинн (авторка «Острых предметов» и «Исчезнувшей») подает все гармонично и убедительно. Конечно, в основу истории лег одноименный сериал 1983 года, но их сюжеты бессмысленно сравнивать – прямолинейная драма о предательстве и женской эмансипации превратилась в куда более сложную критику социального строя.

Пройдет еще минута, и все эти женщины окажутся вдовами, вынужденными выходить из тени авторитетных мужьев и выживать самостоятельно. На словах это звучит проще (у протагонисткок «Хороших девочек» и «Дурмана» ведь все получилост), чем на деле – могущественные коррумпированные политики города (Колин Фаррел и Брайан Тайри Генри) имели с покойными незаконченные дела, которые героиням придется разгребать без сторонней помощи. Но даже опасная преступная жизнь лучше единственной альтернативы, которую видят протагонистки. Навязчивая прагматичная мать Элис убеждает дочь, что единственный выход из ситуации – работа эскортницей, над Линдой маячит свекруха, угрожающая забрать ее детей, а к Ванессе регулярно заглядывает агрессивный силач, требующий два миллиона долларов, которые ее покойный муж ему задолжал.

Widows/ Оригинальное название

149 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
15 ноября 2018 / ПРЕМЬЕРА

фильм-ограбление, драма ЖАНР

«РЕЖИССЕР»:
Стив Маккуин

СЦЕНАРИЙ:
Гиллиан Флинн
Стив Маккуин
Линда Ла Планте

В РОЛЯХ:
Элизабет Дебики
Дэниэл Калуя
Лиам Нисон
Мишель Родригес
Колин Фаррелл
Роберт Дювалл
Виола Дэвис
Гаррет Диллахант
Андре Холланд
Мануэль Рульфо

ПРОКАТЧИК:
UFD

Маккуин это прекрасно понимает и фокусируется не столько на классических штампах подобных картин (сборе команды, хитромудром планировании дела и ложных сюжетных ходах), сколько на жизни самого Чикаго.

Нужно отдать должное актерам – если бы исполнители центральных (да и второстепенных) ролей были чуть менее харизматичными и убедительными, все эти доведенные до отчаяния персонажи, сложные злодеи и колоритные криминальные элементы наверняка бы превратили историю в гротескную мелодраму. Но это тот редкий случай, когда актерскую игру всего каста почти невозможно критиковать: Дэвис умудряется сходу вызывать симпатию без заискивания перед зрителем, Дебики вдыхает в архетипный образ неодонцененной красавицы многогранность, Фаррелл и остальные антагонисты выглядят живыми людьми, неоднозначными фигурантами сложной игры.

Фильмы-ограбления никогда не были политическим жанром, и это странно – любые финансовые махинации так или иначе связаны с экономическим неравенством, а на преступления людей чаще всего толкают именно социальные обстоятельства. Маккуин это прекрасно понимает и фокусируется не столько на классических штампах подобных картин (сборе команды, хитромудром планировании дела и ложных сюжетных ходах), сколько на жизни самого Чикаго. Одна из лучших сцен в картине – разговор Джека Маллигана (Колин Фаррелл) со своей ассистенткой. Персонажи едут по городу но оператор «Вдов» (Шон Боббитт) снимает не саму интеракцию внутри машины, а вид за окном: крохотные дома бедного района, небольшие магазины и хипстерские кофейни – последствия неизбежной джентрификации, о которой неустанно говорят американские политические активисты.

Западные критики заявляют, что эта лента неизбежно очарует самых разношерстных зрителей и понравится любителям зрелищных боевиков.

Вообще, лишь об одной операторской работе тут можно написать целый трактат – Боббитт отбрасывает все знакомые нам приемы из фильмов-ограблений и рассказывает историю с помощью потрясающих новаторских кадров. Порой он снимает знакомые предметы и лица под такими необычными углами, что несколько секунд даже сложно понять, что именно мы видим в кадре. В другой истории такой подход мог бы оказаться лишним, но тут он отлично подчеркивает, что героини попали в новый, сложный и непонятный мир, полный предательств и обмана.

Конечно, «Вдовы» сложно назвать развлекательным фильмом. Западные критики заявляют, что эта лента неизбежно очарует самых разношерстных зрителей и понравится любителям зрелищных боевиков. Вот только мне сложно в это поверить – когда я смотрела картину, многие соседи по залу явно скучали и жаловались на медленный темп повествования. Но если вас не отпугивает мысль о том, что в некоторые моменты придется не просто восторгаться смекалкой героев и очаровано смотреть на взрывы, то обязательно дайте «Вдовам» шанс.

Ratings in depth

  • #НеЗряЖдали
8.6 10

Review overview

Summary

Ratings in depth

  • #НеЗряЖдали
8.6 10