Эпизод восьмой: «Приди к Иисусу»

В финальном эпизоде шоураннеры все же вспомнили о сюжете и добавили интриги на второй сезон.
Открывающая сцена серии возвращает на экран Ананси. Африканский трикстер появился во втором эпизоде и все это время игнорировал свое человеческое обличие, оставаясь в амплуа паука. Теперь же он шьет костюмы для Среды и Тени и рассказывает очередную историю.
Ее главной героиней оказывается Билкис — мы наконец-то узнаем историю ее жизни. Древняя королева, которая питалась страстью и признанием, вынуждена была переехать в США после прихода к власти мусульманских фундаменталистов. Ананси подает рассказ с мощным феминистическим подтекстом, противопоставляя женской силе мужскую зависть и коварство. Билкис не справляется с жизнью в этом «man’s world» и заканчивает на улице, где ее и находит Техномальчик, предлагая сделку. Он помогает возродить имя богини с помощью аналога Тиндера и, как мы помним из первой серии, затея удается.
Момент, когда богиня смотрит по телевизору, как разрушают ее храм, имеет двойной подтекст. Во-первых, это очередное противопоставление жестоких мужчин сильным женщинам. Во-вторых, это аллюзия на проблемы современного мира, где ИГИЛ уничтожает историческое наследие востока. В-третьих, учитывая, что телевизор стоит в дайнере и на происходящее никто не обращает внимания, шоураннер показывает безразличие современных людей к прошлому.
Среда и Тень, приодевшись у Ананси, отправляются к древнегерманской богине Остаре (Весне), которая в нынешнее время превратилась в Пасху. В книге Гейман только вспомнил о ситуации с «присваиванием праздников», здесь же о ней рассказывают детальнее. Дело в том, что распространяясь по миру, христианство ассимилировалось с языческими верованиями, так как новые верующие привносили в него собственные ритуалы. В результате древний день поклонения солнцу стал Рождеством, а праздник весны превратился в Пасху, о чем Остара прозрачно намекает, говоря, что Иисус случайно воскрес в ее день.
Кстати, об Иисусе. В сериале, как и в первоисточнике, он используется для комичного эффекта и подшучивания над огромным количеством ветвей христианской веры. Чего стоит только медитация на бассейне и фраза Остары о «всех воскресших и невоскресших Иисусах». В остальном серия сильно отходит от канона. Гейман существенно увеличил роль Весны и вне всяких сомнений, она появится в следующем сезоне.
Остара — древнегерманское божество, предположительно связанное с приходом весны и пробуждением природы.
Параллельно с основными событиями, в серию вклиниваются Лора и Суини, которые ищут воскрешения для мертвой жены. Как оказывается, вернуть девушку к жизни не получится (Вулкан, выходит, тоже не вернется) и она довольно быстро узнает, что ее убийство, как и сорванное ограбление казино, запланировал Среда. Интересно, а измена — это тоже он? В любом случае, Лора явно настроена испортить планы работодателю своего мужа.
Пасха и Билкис — примеры того, как одно верование подменяется другим. Только масштабы разные. Они обе заключили сделку с Новыми богами, но если у восточной богини это был акт отчаяния, то помощь Медиа во втором случае — пример «обратной игры». Остара с помощью телевидения отвоевала у Иисуса часть поклонения, превратив ритуалы в масс-маркет, чем существенно увеличила свою силу. И все равно не получала то, что у нее отобрали когда-то давно — настоящую веру в ее истинное обличие.
В результате хитрости и вранья от Одина (слова Среды о погибели Вулкана могут стать завязкой к очередному конфликту), Весна переходит на его сторону, восставая против Новых Богов. В отличие от книги, где война была скорее дипломатической работой с финалом на поле боя, здесь она приобретает более материальный оттенок. Остара (наслушавшись Среду) забирает у людей весь урожай, чем заставляет мистера Мира согласиться на полномасштабное противостояние. Которое мы увидим в следующем сезоне.
Первый сезон «Американских богов» оставил противоречивые ощущения — несмотря на удачные попытки создателей экранизировать первоисточник, сериал очень часто уходил в визуализацию, совершенно забывая о том, что нужно рассказывать историю. Отсутствие развития сюжета отпугнуло зрителей, которые не читали книгу, тогда как фанаты оригинального произведения могут быть довольны — Фуллер и Гейман создали отличный тандем, который бережно работает с тем, что уже есть и аккуратно добавляет нового. Осталось только сюжет ускорить.
Ключевые моменты:
— Бизон. Он опять появился во сне Тени. За спиной у животного можно увидеть мировое дерево Иггдрасиль. Такой себе тизер будущих событий.
— Суини. Похоже, лепрекон окончательно стал на сторону Лоры. С другой стороны, он обещал Среде сражение. Поэтому конфликт неизбежен.
— Билкис. Техномальчик отправил богиню в Кентукки, к месту войны богов, но пока не ясно зачем. Боги знают о ее умениях поедать все собственной вагиной, а значит роль богини сложнее, чем кажется. Тем более, что Фуллер явно дал понять, что Билкис — персонаж с феминистическим уклоном.
— Кролик. Вероятно, Весна пыталась остановить приезд Суини и Лоры но недооценила упертость последней.
— Один. Мистер Среда наконец-то назвал свое имя Тени, но в отличии от книги, где это было неожиданно, в сериале остается только поражаться глупости главного героя, который за столько времени так и не понял, с кем работает.