Эпизод первый: «Кладбище»

Кадр из сериала «Американские боги»

Дебютный рекап на «Американских богов». Из серии в серию будем разбирать подробности сериала, сравнивать его с книгой, считать и каталогизировать богов на экране. Кроме того, будем отмечать ключевые события (чтобы ничего не забыть).

Начинаем.

Если книга начиналась эпиграфом-рассуждением фольклориста Ричарда Дорсона о том, почему языческих богов в Америке никто не видел, то открывающая сцена сериала показывает обратное. Викинги, приплыв на новую землю и встретив сопротивление, начинают призывать бога Одина в этот далекий край. В ход идут всевозможные средства (которыми Фуллер готовит нас к кровавости сериала) — тут и тотем, и жертвование одним глазом (все потому что Один, когда-то принес в жертву глаз великану Мимиру ради того, чтобы испить из источника мудрости), жертвоприношение и кровавая баня, которая уж очень отдает тарантиновщиной. Шоураннер сериала, Брайан Фуллер, опять крайне эстетично подает насилие на экране (в его предыдущем проекте, «Ганнибале», подобный подход был хорошо заметен).

Фактически, начальная сцена (которой в книге не было), показывает основную идею сериала. Многие путешественники привозили в Америку собственных богов, оставляя их на новой земле.

После условного введения нас бросают в тюрьму и знакомят с главным героем — Тенью Муном, здоровенным накачанным парнем, который отсиживает свой срок и мило болтает с женой по телефону. Практически все диалоги, которые можно услышать в первой серии, точно списаны из книги. Особенно важен монолог Тени о его восприятии веры. Материалистичный подход героя подчеркивает специфическую тематику сериала, где метафизические идеи превращаются в абсолютно реальные образы. Создатели здорово проработали этот момент. Параллельно мы знакомимся с разговорчивым сокамерником Тени, но нам его даже не называют (в книге парня звали Космо Дей по прозвищу Ловкий).

Кадр из сериала «Американские боги»

Ну а дальше главный герой становится персонажем злой шутки. Хорошая новость — его выпускают раньше. Плохая — его жена умерла. В последующих сценах бросается в глаза желание создателей показать абсолютно все, что было в оригинале — история о ссоре с работницей аэропорта была рассказана случайным знакомым в тюрьме. Можно было бы ее и пропустить, но тогда бы мы получили менее колоритное знакомство с мистером Средой, который уверенно проворачивает аферу, чтобы попасть в первый класс.

Сцену в самолете существенно расширили. Если в оригинале таинственный дед всего лишь предлагал Тени работу, то тут создатели добавили крайне любопытный диалог о вере и ее влиянии на окружающий мир. Он важен в двух аспектах. Первый — в разговоре с главным героем раскрывается Иэн Макшейн, мгновенно забирая себе лавры центрального персонажа всего шоу. Во-вторых, диалог о самолете и том, что же держит его в воздухе — прямая отсылка к мифологической теории Геймана, на которой строится сериал. Во вселенной «Американских богов» именно вера оживляет мифы, делая их реальными. Тогда почему же вера не может поднимать самолет в воздух?

Кроме того, герой Иэна Макшейна, загадочный мистер Среда, практически мгновенно оставляет нам зацепку для разгадывания его личности. Ведь среда — это его день.

Комментарий восторженного редактора:

Самое сложно в экранизации известного романа — угодить армии отъявленных фанатов и завлечь нового зрителя. «Игра престолов» и «Ходячие мертвецы» показали, как можно сохранить баланс, придерживаясь первоисточника. Авторам «Американских богов» повезло куда больше: Нил Гейман создал невероятно кинематографичное произведение. Брайан Фуллер и Майкл Грин (шоураннер и сценарист сериала) дотошно переносят события книги на экран, меняя лишь нюансы. Например, богиня Билкис ищет своих жертв через Тиндер, Техномальчик использует VR-очки в роли ловушки и вейпит.

Визуально Фуллер увлекается гротеском, красочной картинкой и нарочитой жестокостью. Особого шарма добавляет CGI не самого высокого качества (возможно, так и задумано) — все это лишь подчеркивает сказочность происходящего. Ну и конечно пару строк о главной сцене для обсуждения, та самая, где Билкис пожирает своим влагалищем жертву. По большому счету она не несет в себе никакой смысловой нагрузки, но заявляет о намерениях авторов шоу — смотрите, мы можем сделать еще безумнее, чем «Игра престолов».

Кадр из сериала «Американские боги»

suinni_1

Лепрекон Бешеный Суини — персонаж ирландского фольклора, волшебник. Американские лепреконы, как мы видим, желаний не исполняют, но зато вымахали до двух метров.

 

И пока Тень смотрит сон с бизоном (запомните это, линия с миром снов будет продолжаться), нас отправляют смотреть самую запоминающуюся сцену всего сериала. Честно, сомневаюсь, что какая-то сцена удивит больше, чем антиреклама Тиндера в исполнении восточной богини Билкис. И да, вам не показалось и это не какой-то сон. Мужчину действительно поглотило влагалище.

Пока богиня креативно принимала жертву, Тень успел уехать на автомобиле в сторону Игл Поинта, спеша на похороны жены и попасть по дороге в бар «Крокодил». Название и оформление паба не случайно — аллигаторы всегда были частью ново-орлеанской мифологии, так что Гейман решил добавить местного колорита. Именно тут главный герой встречает первого открытого мифического героя — лепрекона Бешеного Суини.

Внезапное появление Среды в баре, а также небрежная фраза Суини о том, что он лепрекон, аккуратно отделяют мир сериала от реального и переносят в параллельный, где на улице спокойно можно встретить купидона или Кетцалькоатля (один из главных богов мифологии ацтеков). Все это создает хороший бэкграунд для сериала и для последующих историй.

Кадр из сериала «Американские боги»

Похороны Лоры немного переписали (в книге Одри плевала на тело подруги) и добавили сцену с домогательством на кладбище. Что касается измены Лоры, то тут бытует мнение, что Гейман просто решил в очередной раз пойти по пути классической мифологии. Там брак ничего не решал, а половые связи с друзьями и знакомыми были обычным делом. Плюс, добавил драматизма.

Сцена встречи с Техномальчиком (да, персонажа зовут именно так) опять же дублирует книгу почти во всем. Разница в мелочах — в 2001 году (время выхода романа) молодой бог был толстым 20-летним парнем в костюме и с множеством угрей, который курил самокрутки из синтезированной жабьей кожи. Здесь он — современный худой парень с вейпом, в котором торчит живая жаба. И да, кто заметил отсылку на «Заводной апельсин»? Безликие стражи Техномальчика одеваются почти так же, как и Алекс Делардж с ребятами.

Финальная сцена с избиением, повешением и кровавым месивом — это уже фантазия шоураннера. Фуллер опять разливает везде литры крови, а сцена повешения Тени отсылает к суду Линча, ведь толпа людей в белом вешает черного парня. Многообещающее начало сериала.

Билкис — персонаж мусульманских, еврейских и европейских преданий. До книги Геймана никогда не поедала людей влагалищем.

 

Ключевые моменты:

Сон с бизоном. Не забудьте о нем, дальше будет больше. К слову, в книге это был минотавр с головой бизона и телом культуриста, обмазанного маслом.

Золотая монета. То, что она драматично провалилась уже намекало на продолжение, но не забывайте, что ее дал Суини, это еще пригодится.

Афера мистера Среды на стойке. Их будет много, так что воспринимайте их как библию мошенника (но не повторяйте).

Билкис. Хоть в книге она практически не фигурировала, в сериале персонаж получит собственную арку.

Виселицы. Они не просто так трижды появились в серии. Запомните этот знак.

Дерево Иггдрасиль. В одном из снов Тень видит огромное дерево на фоне звезд. Это Иггдрасиль — мировое дерево в скандинавских верованиях. Оно еще появится.

Техномальчик — современный бог, созданный верой людей в технологии и цифровую эру.

 

Превью второй серии:

Количество раскрытых мифологических существ:
03

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: