Сенцов: Больше, чем режиссёр
Украинский режиссёр Олег Сенцов три года находится в заключении в РФ, ложно обвиненный в планировании теракта в тогда уже оккупированном Крыму. Три месяца назад Олег Сенцов объявил бессрочную голодовку в поддержку 64 других украинских политзаключенных, находящихся в российских тюрьмах.
Само собой, Олег Сенцов не только кинорежиссёр.
Я не боюсь угроз и намеков. И этот срок в 20 лет мне не страшен, потому что я знаю, что эпоха правления кровавого карлика в вашей стране закончится раньше
Сенцов-писатель, автор двух книг «Купите книгу – она смешная» и «Рассказы».
Прозаические произведения Олега Сенцова позволяют более глубоко узнать автора, ведь писал он о том, что знал, видел, прожил. В этих лаконичных автобиографических рассказах («Собака», «Больничка», «Бабушка» и др.), напоминающих порой вырванные дневниковые страницы, есть и пылающая искренность, и огромный жизненный опыт, которым автор щедро делится со всеми своими читателями, и непритаенная интимность. В конце концов, при их прочтении возникает ощущение будто бы автор, позволяя себе такую откровенность, отдает частички своей души читателям, при этом по-прежнему оставаясь цельным.
Сенцов-драматург, чья пьеса «Номера», написанная им еще в 2009 году, стала по-настоящему пророческой в контексте последующих событий.
В виде сценических читок она была поставлена на шестой Неделе актуальной пьесы в Киеве в ЦСМ «Дах» Влада Троицкого, в московском Театре.doc и Сахаровском центре. После произошедшей аннексии Крыма и войны на Донбассе, текст пьесы, прозвучавший со сценических площадок Киева и Москвы, приобрел жуткий металлический (от пролитой крови и свинца, от порохового смрада и гула Градов) привкус сбывшегося кошмара. Этот кошмар не спешит завершиться, а лишь усугубляется, усугубляется, усугубляется, вытравливая кислотой из общественного сознания homo soveticus здравый смысл. Да и всякий смысл, впрочем, тоже.
«Номера», по жанровому определению самого автора, – это «гротеск в 4 актах и еще одном маленьком». Вместо имён у всех без исключения героев пьесы лишь номера: от 1 до 11 , – и закрепленные социально-политические функции – образы двух судей. Время действия – ближайшее будущее, место действия – тоталитарное государство такого будущего. В этом государстве система сумела окончательно подавить своих граждан, стерев до костей их индивидуальность, лишив в сущности их самого главного – быть собой, а не быть биороботом, запрограммированным на совершение монотоннных, нелогичных, еще сильнее ломающих личность приказов.
Само собой, в пьесе забрезжит надежда, появится Освободитель, который начнет борьбу против этой системы власти и подчинения, и она, эта система, целенаправленно выстроенная на механизмах дегуманизации, падет. Но любой антиутопии в финале увы приходится становиться утопией. Пьеса, едва ли задуманная как аллегория на современную Россию, именно такой в конце концов стала, на фоне абсолютно беспощадных судебных процессов над Кириллом Серебренниковым, Алексеем Малобродским, Ниной Масляевой и другими, на фоне арестов за репост и нашей невозможности пока что полностью уйти из матрицы российского влияния.
Впрочем, в реальности же уповать на мессию не кажется таким уж правильным, тем более в условиях агрессивной пропаганды и чуть более утонченной (но при этом не менее отвратительной) постправды, легитимизирующей всякую ложь. Сам же Олег Сенцов после своего освобождения планирует взяться за экранизацию своей пьесы. «Не каждую книгу можно экранизировать, как и не каждую пьесу. Но эту вещь, которую я написал уже давно, я вижу очень четко — стоит только закрыть глаза. Даже в месте, где я нахожусь, не зная собственного будущего, я точно верю в будущее этой постановки» – написал он в своем письме из колонии продюсеру Анне Паламарчук, объявившей в рамках нынешнего Одесского международного кинофестиваля о начале работы над фильмом.
Не каждую книгу можно экранизировать, как и не каждую пьесу. Но эту вещь, которую я написал уже давно, я вижу очень четко — стоит только закрыть глаза. Даже в месте, где я нахожусь, не зная собственного будущего, я точно верю в будущее этой постановки.
Сенцов-гражданский активист, который во время оккупации Крымского полуострова не боялся оставаться проукраинским.
За свою активную жизненную и политическую позицию Олег попал под жернова современной российской репрессивной машины, выбравшей для показательной расправы именно Сенцова, как наиболее заметного и яркого. «Олег активно помогал украинским военным, журналистам разных изданий и стран, семьям, которые были вынуждены покинуть полуостров, инициативе Крым.SOS. Олег, как человек сильный и действующий, к тому же медийная персона, попал в поле зрения ФСБ, сотрудники которого и похитили Олега 10 мая из его дома, на глазах у его детей, и обвинили в терроризме, за что сейчас и судят», – комментировала процесс над ним в Ростове-на-Дону Анастасия Чёрная, подруга режиссёра.
Сенцов-Человек, который на самом деле не боится смерти, выбрав для себя самый экстремальный метод политического протеста – голод.
«Я, Сенцов Олег, гражданин Украины, незаконно осужденный российским судом и находящийся в колонии города Лабытнанги, объявляю бессрочную голодовку с 14 мая 2018 года. Единственным условием ее прекращения является освобождение всех украинских политзаключенных, находящихся на территории РФ. Разом і до кінця. Слава Україні!».
В самом начале протестной голодовки Беро Бейер, директор Международного кинофестиваля в Роттердаме, заявил, что «политически мотивированная несправедливость не должна препятствовать независимому кинопроизводству». В идеальном мире такое заявление имело бы сколько-нибудь заметный эффект, но мы, к сожалению, живем здесь и сейчас. Мир наш апокалиптически «прекрасен», и ни одно из заявлений, коммюнике или коллективных писем со стороны деятелей российской или украинской культуры, а также мировой кинообщественности не имеет никакого существенного значения для российских властей. Точнее, для того единственного человека, который одним росчерком пера может амнистировать Олега Сенцова. Для него, однако, дело «крымских террористов» все еще выгодно как средство манипуляции общественными настроениями, в первую очередь, в самой России. Впрочем, акцент на Беро Бейере неслучаен, ведь именно Роттердамский кинофестиваль открыл европейскому киноистеблишменту дебютанта в украинском кинематографе Олега Сенцова, который привез на этот фестиваль свой фильм «Гамер».
Я, Сенцов Олег, гражданин Украины, незаконно осужденный российским судом и находящийся в колонии города Лабытнанги, объявляю бессрочную голодовку с 14 мая 2018 года.
Киношником никогда стать не мечтал. Но с детства люблю кино. Причем хорошее. Чем старше становился, тем сильнее развивал свой художественно-кинематографический вкус, причем, как всегда, самообразованием.
Трейлер фильма «Гамер»
Сенцов-режиссер, дебютный фильм которого максимально избегал штампов как постсоветского, так и нового украинского кино.
«Гамер» был снят им на собственные деньги (в размере 20000$) и рассказывал про то, что самому режиссеру было близко долгое время – киберспорт, ведь в Симферополе Олег Сенцов владел компьютерным клубом. Сам Сенцов в рассказе «Автобиография» рублеными, лаконичными фразами так себя характеризует: «Работал администратором в компьютерных клубах, затем менеджером в них же. Увлекся кибер-спортом. Четыре года профессионально играл в сетевые компьютерные игры. Выступал на чемпионатах, чемпион Украины. Поездил. Создал свою кибер-команду, сайт, собрал вокруг себя единомышленников, являюсь лидером кибер-движения Крыма».
Впрочем, для главного героя фильма – геймера Леши – компьютерные игры являются самым эффективным средством ухода от окружающей его депрессивной действительности и вообще ото всех, кто его окружает. И лишь после достижения давней мечты – поездки на международный геймерский турнир в Лос-Анджелес – Леша решается вернуться к подлинному миру, отказавшись от дальнейшего своего виртуального бытия.
Примечательно, что в этой картине, главные роли в которой были исполнены непрофессиональными актерами, а сам режиссёр не имел значительного постановочного опыта, не чувствуется никакой скованности ни в повествовании, ни в режиссуре, ни в игре актёров. В той же «Автобиографии» Олег Сенцов пишет о своем увлечении кинематографом: «Киношником никогда стать не мечтал. Но с детства люблю кино. Причем хорошее. Чем старше становился, тем сильнее развивал свой художественно-кинематографический вкус, причем, как всегда, самообразованием».
К режиссуре Сенцов окончательно пришел, убедившись что «бумага не так выразительна, как кинопленка». Поэтому столь интересен его режиссерский дебют с точки зрения реализации переполнявших Олега Сенцова мыслей языком кино. С одной стороны «Гамер» сохранил тот же образный лаконизм, присущий его литературному творчеству, с другой – стилистически фильм немало зарифмован с кинорефлексиями Нового немецкого кино и американского инди.
Дезинформации, манипуляции и спекуляции вокруг Олега Сенцова с момента его ареста и вплоть до нынешнего времени не просто много, а чудовищное количество. Существование в условиях тотального информационного загрязнения позволяет порой с такой легкостью вестись на заведомо непроверенные новости, даже если источник их – с хорошей репутацией. Потому хочется призвать напрямую поддерживать связь с Олегом Сенцовым (пока есть время) через услугу «ФСИН-письмо».
ИНДЕКС: 629400
КУДА: Ямало-Ненецкий авт. округ, г. Лабытнанги, ул. Северная, 33, ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО
КОМУ: Олегу Геннадьевичу Сенцову, 1976 г.р.
В своем последнем слове Олег Сенцов заявил: «Я не боюсь угроз и намеков. И этот срок в 20 лет мне не страшен, потому что я знаю, что эпоха правления кровавого карлика в вашей стране закончится раньше. Я тоже не буду ни о чем вас просить. Тут всем все понятно. Суд оккупантов не может быть справедливым по определению. Ничего личного, ваша честь. Понтий Пилат, когда посидел на Луне, когда его простили, он ушел по лунной дорожке с Га Ноцри и сказал ему, что знаешь, главный грех на земле — это трусость. Это написал великий писатель Михаил Булгаков, и я с ним согласен».
Артур Сумароков
Театральный актер, кинокритик