Одесский кинофестиваль 2017: подводим итоги
10 дней киномарафона: от утренних сеансов конкурсных лент, до длинных очередей на фестивальные хиты, от дневных мастер-классов, до вечерних ретроспективных показов классики. Мы много смотрели, мало спали, и только два раза видели море, то есть меньше, чем Эйдана Тернера. Одесский кинофестиваль закончился и мы делимся мыслями о победителях.
Национальный и документальный конкурс
В этом году национальная программа заткнула за пояс международный конкурс, причем полнометражный даже больше чем короткометражный, чего раньше не было. Наши заставили о себе говорить даже в документальной секции. И это не тот случай, когда вне зависимости от результата – «пишаймося». За восемь лет существования фестиваля чуть ли не впервые была представлена программа, которая наглядно демонстрирует очевидный рост украинской киноиндустрии.
Украинцы экспериментируют с форматом («Уровень черного» Валентина Васяновича, «Технический перерыв» Филиппа Сотниченко), заходят на территорию качественной комедии («Припутни» Аркадия Непатылюка, «Выпуск ’97» Павла Острикова ), поднимают уровень анимационного жанра («Причинная» Андрея Щербака, «Элювиум – Регенеративное существо» Стаса Сантимова) и, наконец, предлагают хорошую экранную актерскую игру без театральщины («Стремглав» Марины Степанской, «Сирень» Кати Горностай).
Лучшим украинским фильмом в этом году признали «Dixie Land» Романа Бондарчука — очередное доказательство того, что документальный сегмент в украинском кино все еще самый сильный. В центре сюжета солнечные будни детского музыкального коллектива из Херсон, участникам которого совсем скоро предстоить столкнуться со взрослой жизнью, где может в итоге не найтись место для музыки. Режиссера фильма Романа Бондарчука мы помним по блестящей документалке «Украинские шерифы», которую даже выдвигали на «Оскар» от Украины. В «Dixie Land» он вновь с присущими ему трепетом и иронией строит повествование так, что многим авторам художественного кино стоило бы поучиться.
Лучшей короткометражной работой назвали «Выпуск ’97» Павла Острикова — кино с очень ярким жанровым акцентом, без полутонов и визуальных экспериментов, зато с хорошим персонажами. Это провинциальная love-story тв-техника и воспитательницы детского сада с неожиданным финалом. «Выпуск ’97» мог бы с легкость победить и в зрительском голосовании — это очень доступное и веселое кино. От того немного грустно, что Одесский кинофестиваль оставил без наград экспериментальный «Технический перерыв» Филиппа Сотниченко — история кассирши из супермаркета, снята одним дублем трясущейся камерой. Это пугающий гиперреализм, причем как в манере съемки, так и в сюжете.
Специальный диплом в национальном конкурсе (и награду FIPRESCI) дали очень трогательной женской истории «Сирень» Катерины Горностай — фильму о встрече пятерых подруг. За веселыми посиделками с вином становится понятно, что девушки готовы говорить обо всем на свете, но только не о самом важном, чем поделиться страшно. Из-за «свободного» сценария, где реплики не было прописаны, девушки разыгрывают «Сирень» на свой лад, вкладывают в историю много живого языка и таким образом стирают грань между игровым и документальным.
Еще один специальный диплом у «Припутни» Аркадия Непиталюка. Это комедия на суржике, в которой режиссер, как отметила кинокритик Даша Бадьор, берется за «десакрализацию украинского села». Действие фильма разворачивается неподалеку от поселка Припутни Черниговской области. В центре сюжета таксист-провинциал Юра, которого бросила интеллигентная учительница Кристина. В целом это неплохая попытка зайти на территорию качественной комедии, несмотря на то, что фильму нехватает целостности, а тема высмеивания рагулизма ближе к концу начинает утомлять.
Еще один приз FIPRESCI у Валентина Васяновича за ленту «Уровень черного». Здесь точно можно отметить смелое решение режиссера снять фильм полностью на общих планах и без диалогов. Главный герой — 50-летний свадебный фотограф, который переживает кризис. Васянович использует документальную технику и снимает вполне понятную историю в пределах художественного кино. Зрителям будет трудно пробить панцирь повествовательного стиля «Уровня черного», и это, пожалуй, единственный его недостаток.
Победа в категории «Лучшая актерская игра» в национальной секции вызвала много противоречивых мыслей. Награду взяла Нина Антонова за картину «Главная роль». Однако фильм Сергея Буковского снят в документальном жанре и повествует именно о Нине Антоновой — матери режиссера и актрисе кино с многолетним стажем. Те, кто видел картину, согласяться, что «Главная роль» — это постоянная борьба документального и постановочного. Это настоящая история которую Антонова, тем не менее, отыгрывает, будучи не в состоянии абстрагироваться от включенной камеры. Это фильм о профессиональной деформации и, вместе с тем, очень деликатное кино сына о своей маме.
И пока сам фильм исследует тонкую жанровому грань, жюри документального конкурса дали картине главный приз, что, в таком случае, немного нивелирует актерскую награду. Мы то лично надеялись, что актерским призом отметят «Стремглав» Марины Степанской. Исполнители Андрей Селецкий и Дарья Плахтий дают надежду на новое поколение актеров, способных естественно говорить на украинском и не обращаться к гротескной театральной методике игры перед камерой.
Международный конкурс
В это время в международной секции все сложилось как следует — Золотого Дюка, как и полагается, отдали самому зрительскому кино — драмеди «Король бельгийцев» Петерса Бросенса и Джессики Вудворт. Фильм снят в стиле мокьюментари. Это история о короле Бельгии, Николасе ІІІ, который пытается вернутся в свою страну из Стамбула, после новости о том, что южная половина Бельгии объявила о своей независимости. Его поездку снимает британский документалист Дункан Ллойд.
Мокьюментари здорово освежил Одесский кинофестиваль, хотя бы за это фильм достоин внимания. «Король бельгийцев» неплохо иллюстрирует идею, развенчивающую образ монархов-небожителей путем взаимодействия с людьми некоролевских кровей. И если пародия на документалистику — жанр созданный для комедийного эффекта, то здесь он, к сожалению, не всегда работал. К примеру, голос рассказчик в фильме был лишним, а оператор иногда обращался к приемам художественного кино. Хотя, в целом, это совсем не глупая комедия.
Лучшим фильмом по мнению жюри стала картина испанки Карлы Симон «Лето 1993». Это достаточно откровенная история о трудностях взросления в приемной семье. Главная героиня, шестилетняя Фрида, после смерти матери вынуждена жить с дядей, его супругой и своей младшей кузиной в Каталонской провинции. На фоне всей международной программы, где центральным для многих картин был кризис самоидентификации среди сильных мужских и женских персонажей, история маленькой Фриды как будто бросает им вызов. «Лето 1993» рассказывает о первых пробах формирования личности как таковой и насколько важным может быть на данном этапе влияние семьи.
Сразу две награды, за «Лучшую режиссерскую работу» и«Лучшую актерскую работу» взяла семейная драма «Моя счастливая семья» Наны Эквтимишвили и Симона Гросса. Те, кто посетил Одесский кинофестиваль в 2013-м помнят, что их предыдущий фильм «Долгие светлые дни», также получил актерскую награду. В центре сюжета 52-летняя учительница, которая решает уйти из большой семьи, несмотря на давление патриархального общества. Картина филигранно и с большой долей иронии занимается деконструкцией понятия традиционной семьи по средствам заигрывания со стереотипами грузинского менталитета, постсоветских реалий и роли мужчины, как главы семьи. Единственный недостаток фильма — невыразительный финал. И все же — это лучшая лента конкурсной программы в этом году.
Как мы и предполагали еще в начале фестиваля, китайская абсурдистская комедия «Свободно и легко» Гена Цзюня взяла только специальный приз от жюри в виде фестивального диплома. Это кино о мошеннике, который собирается обвести вокруг пальца жителей небольшого городка на севере Китая. Однако люди здесь привыкли жить по своим законам, кажется, попутно забыв о рациональном мышлении. Это абсурдистский фарс с острой критикой общества и множеством физических комедийных гэгов в духе немого кино. Впрочем, слишком экзотический юмор и открытый финал во многом помешал фильму получить достаточно зрительской любви.
Итог
Одесский кинофестиваль 2017, по нашему скромному мнению, был одним из лучших за последние годы. Международная секция, традиционно, сильная. В 2016-м организаторы поставили себе новую планку в вопросе отбора фильмов-участников, которую удалось удержать в 2017-м. Украинская программа, а также профессиональная секция (Питчинг и Work in Progress) вообще очень радуют и показывает результат работы всей индустрии. В этом вопросе к фестивальной тусовке подтягиваются дистрибьюторы — «Стремглав» Марины Степанской, «Припутни» Аркадия Непатилюка, «Уровень черного» Валентина Васяновича, «Кроткая» Сергея Лозницы выйдут в украинский прокат уже этой осенью.
Заметна динамика и в отборе фестивальных хитов, которые ОМКФ регулярно привозит в Украину. Уже никого не удивит тот факт, что в Одессе показали главных призеров Канн, Венеции и Берлина. Не знаем каковы шансы попасть в прокат у «Роковой страсти» Софии Копполы, зато уже точно известно, что «Квадрат Рубена Эстлунда, «Тело и душа» Ильдик Эньеди, «Хорошее время» братьев Сэфди, «Двуликий любовник» Франсуа Озона, «По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки и «На пределе» Фатиха Акима точно покажут на большом экране по всей Украине. Не проспутите.
Следующий Одесский кинофестиваль пройдет с 13 по 21 июля, готовимся.