Понивильская полудюжина
тот текст начался с первичного предположения о том, что должна быть веская причина, по которой мультфильм «My Little Pony» жрет мозги не только детям, но и их родителям.
Спустя полтора месяца мой мозг, порядком подъеденный просмотром означенных пони с дочерью, выдвинул гипотезу о том, где порылась собака. Сейчас я продемонстрирую, как натянуть сову детского мультфильма на глобус этой самой гипотезы. Следите за руками.
Три белых коня
Первое, что приходит в голову во время беглого просмотра – это тройственность мироздания, а также его полярность. Обе концепции не новы, что некоторым образом роднит наш любимый мультфильм с древнейшими предположениями об устройстве вселенной (триады Рай-Чистилище-Ад, Правь-Явь-Навь, Асгард-Митгард-Хельхейм) и об устройстве вещей (дуальность Инь-Ян, Бог-Сатана, Один-Локи, вот это вот все).
В пользу цифры три говорят расы мультяшного мира: грифоны, зебры и пони – и деление внутри расы пони на пегасов, единорогов и земных пони. Тут хочется остановиться ненадолго и восхититься, как легким росчерком пера сценаристы намекнули на триединство заявленного мира: земные пони (просто лошади без крыльев), отвечающие за мир материальных вещей, пегасы (лошади с крыльями), которые отвечают за порядок в небе и установление хорошей погоды (привет, барон Мюнгхаузен!), и единороги (лошади с рогами, нет, не лоси), которые объединяют верхний и нижний миры своей магией.
Полярность нашего мира демонстрируется довольно простым способом: правительницы Кантерлота (замок в мультфильме — прим. редакции) – две волшебные пони, дневная (Селестия), олицетворяющая солнце, и ночная (Луна), олицетворяющая ночное светило. Также обе они топят за гармонию, которая есть высшее благо по мнению создателей сериала – а на другом полюсе мерзко хихикает Дискорд (ах, как мне нравится его говорящее имя!), местное олицетворение Хаоса. Чуть позже к двум принцессам добавляется третья – красотка Каденс, образующая пресвятую троицу то с сестрами, то с Селестией и Твайлайт (похоже, это тоже пони — прим. редакции). В пользу троичной картины мироздания можно добавить еще связку городов Понивиль, Кантерлот и Клайдсдейл.
Кстати, если внимательно смотреть первую серию первого сезона, можно обнаружить, как хтоническая мифология заменялась олимпийской – и к чему это привело.
Но мы отвлекаемся. Я обещала объяснить, почему волшебная шестерка подруг так популярна среди детей и взрослых.
Магия четырех сюжетов
Прежде всего вспомним завязку (или узнаем — прим. редакции). Принцесса Селестия посылает свою лучшую ученицу из Кантерлота в Понивиль учиться самому главному секрету магии (на самом деле – оторваться от книжек и пообщаться уже с живыми пони). Нормально, вроде бы ничего особенного, да? А давайте так: верховное солярное божество посылает свое подобие с небес на землю учиться и обучать других разумных существ. Ничего не напоминает?
А если добавить сюда то, что лучшая ученица в первой же серии проходит долиной смертной тени, где и она, и ее подруги преодолевают себя, борются с искушениями и в итоге приносят жертву?
Налицо история, которую можно определить в любимый всеми постинтеллектуалами сюжет, называемый Борхесом «Самоубийство бога» (сходные кулстори подстерегают нас в Евангелии и в страданиях Прометея за принесение огня человеческой расе). Это раз.
Во втором сезоне подружки пытаются загнать всеми нелюбимого Дискорда туда, откуда он появился, однако он заставляет их пройти насквозь волшебный лабиринт, чтобы найти самих себя, которых они потеряли в этом самом лабиринте (не спрашивайте). Путешествие, в результате которого ты находишь самого себя – это снова Борхес, и это долгое возвращение домой, более известное как «самое долгое возвращение мужа из деловой поездки», точнее – Одиссея. Это два.
Третий сезон рассказывает нам о потерянном королевстве, которое внезапно вернулось, но танцевать все же рано, ибо власть в нем захватил ужасный король Сомбра (снова спасибо говорящим именам). Поиски волшебного Кристального Сердца (не заморачивайтесь, это просто такой волшебный артефакт), которое свергнет короля Сомбру, и последующий его выпил с изгнанием из захваченного им города – это история об обороне и штурме города, это Троя с ее конями (Совпадение? Не думаю!), и это снова Борхес. Это три.
И четвертый пони апокалипсиса сюжетов Борхеса – это путешествие в поисках Золотого Руна. Такой сюжет мы легко найдем в четвертом сезоне, где подружки ищут, как затолкать обратно в хтонический лес огромный хтонический плющ, который вылез и испортил всем понятную и красивую Гармонию.
С сюжетами, кажется, все более или менее понятно. Теперь давайте разберем большую шестерку.
Понивильская полудюжина
Мысли о причинах такой чудовищной популярности малолетних поняшек родились в моем больном мозгу после очередного возвращения к греческой мифологии, а именно – к Олимпийской Дюжине богов.
Как вы знаете, среди двенадцати божеств, которых Зевс привел за собой на гору, когда зарубил папку Кроноса и занял его место, были – о боже! – женщины. Ровно половина, шесть штук.
Исследователи греческой мифологии разделяют античных богинь Пелепоннеса на несколько подкатегорий. Это богини-девственницы, уязвимые богини и алхимические богини. Среди богинь-девственниц мы находим Афину, Артемиду и Гестию, уязвимыми называют Деметру и Геру, а алхимическая всего одна – Афродита.
Все шесть этих прекрасных дам нашли свое отображение в мультфильме «My Little Pony».
Vertigo в социальных сетях:
Деметра/Эпплджек
Деметра в античной мифологии – одно из божеств, которое пришло из древнейших времен поклонения божеству земли. Это богиня-мать, тесно связанная со своим родом и зависимая от свиданий с дочкой-Персефоной.
Как и Деметра, Эпплджек плотно связана с землей. Это земная пони, оборудованная мощным ударом задних копыт, честная и простая. Эпплджек проводит много времени в сельхозработах вместе со своим огромным семейством. Если вспомнить историю обретения ею своей кьютимарки, мы обнаружим все тот же побег от самой себя и своего предназначения с последующим возвращением к семье и своим корням.
Гестия/Флаттершай
Богиня-девственница, хранительница домашнего очага, очень стеснительная барышня, руки которой добивались одновременно Посейдон и Аполлон. Флаттершай демонстрирует нам все признаки точно такого же робкого интроверта, которому гораздо лучше тусоваться со зверушками, чем с другими пони.
Говорят, именно у Гестии Прометей спер божественный огонь (хотя, возможно, она сама его ему вручила). В мультфильме Флаттершай – та самая пони, которая заботится о фениксе принцессы Селестии.
Ее символ гармонии – доброта, а суперспособность – взгляд, который подчиняет ее воле любое живое существо (кроме Дискорда, я обожаю этого парня). Архетипически Флаттершай связана с ролью Гестии – которая олицетворяет женскую мудрость, которая не только может остановить на скаку обезумевшего пони, но и усмирить горящее пламя.
Артемида/Рэйнбоу Дэш
Рэйнбоу Дэш, как и Артемида-охотница, является поклонницей мужских видов спорта, а также капитаном всех мыслимых спортивных команд. Еще она занимается разгоном туч и установлением хорошей погоды над Понивилем. Резкая, дерзкая, четкая, в большей степени пацан, чем девчонка, она демонстрирует признаки архетипа сестры/соперницы, который соответствует Артемиде.
Вспыльчивость и мстительность, приписываемые богине, равно воплотились в Рэйнбоу Дэш, и, конечно, если бы вдруг у этой пони появился поклонник, она точно так же глумилась бы над ним, как и Артемида.
Гера/Рарити
На первый взгляд Рарити – создание бессмысленное и приземленное. Интересуется тряпками, конфигурацией своей прически, драгоценностями и шоу-бизнесом. Если бы в Эквестрии были айфоны, она купила бы себе один и фигачила бы селфи. Также Рарити временами демонстрирует пассивно-агрессивное поведение ревнивой склочной сучки. Ну точно как Гера.
Гера воплощает одну из ролей женщины в Древней Греции. Это жена – как Артемида-сестра, а Деметра-мать. В этом месте мы вспоминаем, как Рарити мечтала об удачном браке с принцем Голубая Кровь. Кроме того, Гера достаточно деспотичная собственница. И при этом она, как и Рарити, демонстрирует щедрость к тем, кого любит и считает своим.
Афродита/Пинки Пай
Это детский мультик, который ушел от вопросов отношений между полами так далеко, как это вообще возможно, поэтому рассмотрим параллели между Пинки Пай и Афродитой на другом смысловом уровне. Прежде всего Афродита – богиня радости, что некоторым образом роднит ее с товарищем Дионисом и его разнузданными оргиями. Из уроков литературы мы помним, что Афродита воплощает единственное чувство, которому подвластны и боги, и люди, и вообще все, и если уж она решила вмешаться в вашу жизнь, то ничего вы ей не сделаете.
Те же признаки безудержного веселья демонстрирует и наша Пинки Пай, чей элемент Гармонии – смех, а любимое времяпрепровождение – устраивать вечеринки. Даже если вы этого не хотите, Пинки придет и развеселит вас.
Кроме того, Пинки Пай обладает интуицией на грани возможного, а также почти никогда в себе не сомневается и не комплексует – и это делает ее проводником архетипа алхимической богини в детский мультик. Честно говоря, если бы люди относились к жизни, как Пинки – или как Афродита – просто получая от нее удовольствие и пытаясь доставить его же другим людям, всем нам было бы гораздо проще.
Афина/Твайлайт Спаркл
Про умняшу-поняшу нужно писать отдельный текст, но если очень коротко, то мысль моя такая: появление Твайлайт знаменовало приход новых времен в Эквестрии, как появление Афины из башки ее папаши знаменовало приход новой концепции мировосприятия в Элладу. Это рационализация всего происходящего, мудрость и стратегия. При этом Афина – богиня ремесел, а единороги в Эквестрии – единственные пони, которые способны к тонкой работе из-за магических способностей.
И как без Афины не проходила ни одна заварушка в Греции, так без Твайлайт невозможна ни одна проблема в Эквестрии. В одной серии она даже сама создала проблему, чтобы ее решить.
Кроме того, с ней неотлучно тусуется дракон, а мифическая Афина была тесно связана со змеями как символом мудрости.
Итоги подведем
Причины, по которым мультфильм жрет мозг взрослым, лежат в глубинах коллективного бессознательного, откуда периодически постукивает в днище, дергая за непонятные самим взрослым ниточки и заставляя сознание отзываться на какие-то совсем дурацкие с точки зрения мозга вещи. И это именно та причина, почему родители смотрят пони вместе с детьми, а потом идут выстригать кисе шерсть на попе, чтобы посмотреть, какая у кисы кьютимарка.
Феномен кьютимарки, кстати, сильно недооценен. Эквестрия – отличное место, где по знаку на крупе можно сразу понять, с кем имеешь дело. Нам бы так.
А уж почему мультфильм выгрызает мозги детям всех возрастов, понять еще проще. Если даже родителей колбасит от проступающего сквозь наивный милый мультик трансперсонального бессознательного, то как же должна ложиться на неокрепшее, еще формирующееся мировоззрение подобная конструкция из подвижных элементов детской сказки и хтонического мифа?
Филолог, воспитанный консервными ножами, смотритель мультфильмов.