Герой и толпа: что общего у «Суперсемейки» и философии Ницше
Саму идею существования супергероев часто сравнивают с важными философскими и религиозными концепциями прошлого. Умберто Эко однажды провозгласил персонажей комиксов современным эквивалентом античных богов, и его можно понять. Супермен и Бэтмен давно стали не просто протагонистами невероятных историй, а недостижимыми идеалами, которые вдохновляют читателей по всему миру, знакомят детей с этическими дилеммами и вопросами добра и зла.
Чаще в разговоре об идеологических истоках комиксов вспоминают идеи немецкого философа Фридриха Ницше, известного своими рассуждениями о «сверхчеловеке». Иногда это даже вредило комиксам – истории о Супермене в послевоенные времена критиковали за то, что они популяризируют идеи Ницше, а значит – пропагандируют нацизм. Впрочем, ни один графический роман или фильм о супергероях не передал мысли Ницше яснее, чем невинная на первый взгляд «Суперсемейка». Разбираемся, какие же идеи философа одолжил режиссер Брэд Берд.
Сверхчеловеком нельзя стать
Питер Паркер стал супергероем после не слишком удачной экскурсии в исследовательский центр, Супермен прилетел с чужой планеты, а Брюс Уэйн собственноручно превратил себя в главный ночной кошмар преступников Готэма. Но откуда берутся супергерои в мире Pixar? Все просто – они рождаются сильнее, быстрее, гибче и ловче остальных. И это, пожалуй, их главное отличие от коллег из других вселенных. Конечно, можно поспорить, что мутанты вроде Росомахи или Джин Грей тоже получили свои способности не в результате травматического опыта, а родились с ними, но тут тоже есть нюанс. Мутанты – следующий шаг в эволюции, они не совсем люди. Герои Брэда Берда – такие же, как и остальные представители человеческой расы, только необъяснимо лучше.
Все особенности героев мира Pixar отлично вписываются в концепцию ницшеанского сверхчеловека, который не становится сильнее и умнее в результате тренировок или мутаций, а просто является на голову выше серой массы вокруг. В отличие от многих других философов, Ницше не стремится восстановить социальную справедливость, одна из его главных идей – то, что люди рождаются неравными, и это нормальный порядок вещей. А теперь вспомним, насколько смешными выглядят попытки Бадди Пайна стать супергероем, хотя природа не наделила его необычными умениями. Более того – весь коварный план антагониста состоит в том, чтобы наделить всех желающих гаджетами, которые смогут заменить суперсилы. Кажется, фильм Берда завязан на очевидно ницшеанской мысли: «Сверхчеловек тебе не ровня, смертный».
Все особенности героев мира Pixar отлично вписываются в концепцию ницшеанского сверхчеловека, который не становится сильнее и умнее в результате тренировок или мутаций, а просто является на голову выше серой массы вокруг.
Сила есть добро
На каждого супергероя есть злодей, обладающий не менее впечатляющими способностями: профессор Икс еле справляется с Магнето, Супермен вынужден бороться с генералом Зодом, а Чудо-Женщина всеми силами пытается остановить Ареса. Как минимум, так ситуация обычно выглядит в комиксах. В мире Pixar мы видим очередное отличие – тут нет злодеев с врожденными сверхъестественными силами. Все антагонисты – обыкновенные люди, которые используют технические приспособления: роботов, бомбы и гигантские дрели. Почему же ни одному из чрезвычайно сильных, летающих или стреляющих лазерами из глаз «суперов» не пришло в голову ограбить банк или похитить президента?
Все дело в том, что в мире Pixar, как и в работах Ницше, сверхлюди всегда не только сильные, но и обладают высокими моральными качествами. Все беды происходят тогда, когда обычные обыватели пытаются равняться с естественно превосходящими их во всем супергероями и мстят им, несправедливо критикуя действия своих спасителей.
Все дело в том, что в мире Pixar, как и в работах Ницше, сверхлюди всегда не только сильные, но и обладают высокими моральными качествами.
Светлое будущее
Первая «Суперсемейка» начинается с того, что протагонисты вынуждены скрывать свои таланты и подстраиваться под обычных людей. Рассуждая о сложной судьбе сверхчеловека, Ницше рисует похожую картину: в работе «По ту сторону добра и зла» философ описывает, как ценности обывателей не позволяют действительно сильным индивидам раскрывать свой потенциал. При этом, ценности сильных людей – это гордыня и благородство, а слабые вынуждены довольствоваться сочувствием и другими «рабскими» идеалами. Когда, в финальной сцене «Суперсемейки» невероятно быстрый Дэш вынужден скрыть свои умения, чтобы не расстроить родителей и вписаться в коллектив одноклассников, он подавляет свою гордыню и руководствуется ценностями рабов.
По мнению Ницше, такой распорядок не может длиться вечно – рано или поздно «сильные» покажут свою настоящую натуру и займут отведенное им природой положение на вершине иерархии общества. И действительно – общая сюжетная канва сиквела «Суперсемейки» рассказывает о том, как герои пытаются вернуть себе легальный статус и вырваться из оков ограничивающих правил.