Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Зеркало треснуло

Долгожданный камбэк Шьямалана, который оказался провалом

В 2000 году многообещающий режиссер М. Найт Шьямалан придумал занимательную и, по тем временам, революционную концепцию – он решил снять мрачный и реалистичный фильм о супергероях. Вечное противостояние добра и зла осталось на месте, но антураж «Неуязвимого» радикально отличался от привычных для зрителя кэмповых историй о героях в трико. Малобюджетный триллер собрал внушительную кассу и понравился критикам (также Тарантино), а сам Шьямалан настолько влюбился в собственную идею, что решил ее вновь использовать спустя почти 20 лет. Вот только может ли такой трюк удивить зрителя, знакомого с трилогией Нолана, «Хранителями» Снайдера и другими кинокомиксами, вышедшими в 2000-х?

Помимо блестящей актерской игры Джеймса МакЭвоя, напряженный, но нелогичный «Сплит» запомнился удачной финальной сценой, в которой режиссер порадовал давних фанатов внезапным откровением – Дэвид Данн (Брюс Уиллис) и Кевин Уэнделл Крам обитают в единой вселенной. Должна признать, этот сюжетный поворот был одним из лучших в карьере Шьямалана со времен «Шестого чувства» – постановщик до последнего не раскрывал карты и не намекал на то, что пути Данна и Крама могут пересечься. «Стекло» же, напротив, с самого начала позиционировалось как история эпичного сражения трех чрезвычайно одаренных персонажей – Зверя из «Сплита», Дэвида Данна и Элайджи Прайса (Сэмюел Л. Джексон) из «Неуязвимого». В самой затее нет ничего плохого, но реализация явно страдает от самозацикленности постановщика – Шьямалан почему-то уверен, что все не только смотрели его предыдущие картины, но и помнят их наизусть.

В фильме нет ни капли самоиронии – судя по всему, Шьямалан искренне верит в то, что никто не додумался показать супергероев мрачными, травмированными и человечными.

И так, со времен событий «Сплита» прошло несколько месяцев. Кевин Уэнделл Крам (юноша, страдающий от множественного личностного расстройства) все еще на свободе, и его телом управляет Орда – группа личностей, которые поклоняются кровожадному и могущественному Зверю (да-да, еще одному альтер-эго Крама). После того, как Крам похитил четырех школьниц, чтобы принести их в жертву Зверю, на его след вышел Дэвид Данн. Герой Брюса Уиллиса наконец-то вжился в роль супергероя и даже прославился – пользователи интернета заинтересованно рассматривают видео плохого качества, в которых он расправляется с хулиганами. К сожалению, конфронтацию Зверя и Данна резко обрывают подозрительно хорошо вооруженные сотрудники местной психиатрической клиники, которые обезвреживают мужчин и забирают их на лечение. Процессом руководит загадочная психотерапевт (Сара Полсон), которая пытается убедить Данна и Крама в том, что их невероятные силы – всего лишь результат самовнушения. Конечно же, в той же клинике давно томится давний враг Дэвида – физически хрупкий, но коварный Элайджа Прайс (Сэмюел Л. Джексон). Что же произойдет, когда три сверхчеловека встретятся лицом к лицу?

Glass/ Оригинальное название

128 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
17 января 2018 / ПРЕМЬЕРА

триллер ЖАНР

РЕЖИССЕР:
М. Найт Шьямалан

СЦЕНАРИЙ:
М. Найт Шьямалан

В РОЛЯХ:
Джеймс Макэвой
Брюс Уиллис
Сэмюэл Л. Джексон
Сара Полсон

ПРОКАТЧИК:
b&h film distribution

Если бы картина была более динамичной и увлекательной, нелогичность сценария еще можно было бы простить, но медленный темп ленты позволяет нам вдуматься в сюжет, а при детальном осмотре, «Стекло» показывает слишком много трещин.

Увы, почти на протяжении всего фильма не происходит ничего интересного. Герои долго обсуждают сущность комиксов и супергероев, многозначительно смотрят вдаль (особенно Сэмюел Л. Джексон – его персонаж в кататоническом состоянии) и спорят с героиней Сары Полсон. Порой Шьямалан отвлекается на длинные отсылки к предыдущим лентам из трилогии, но они настолько неочевидные, что запутают даже зрителей, знакомых с фильмографией режиссера. На горизонте зачем-то появляется Кэйси (Аня Тейлор-Джой), одна из первых жертв Зверя, которая по необъяснимым причинам получает роль главного эксперта по Кевину Краму.

Если бы картина была более динамичной и увлекательной, нелогичность сценария еще можно было бы простить, но медленный темп ленты позволяет нам вдуматься в сюжет, а при детальном осмотре, «Стекло» показывает слишком много трещин. Диалоги звучат натянуто и неестественно, а монологи о комиксах – так, будто Шьямалан в жизни не читал ни одной истории о супергероях. Думаете, я зря цепляюсь к неплохому фильму? Хорошо, вот парочка примеров. «Свет – это круто», – заявляет один персонаж со всем пафосом классического шекспировского героя, пока на фоне играет драматичная музыка. «Это – не лимитированная серия, – многозначительно сравнивает другой персонаж свою жизнь с комиксом, — это история происхождения». Учитывая, что режиссер в начале своей карьеры продал собственный сценарий за два миллиона долларов, слышать такие реплики более чем странно.

«Стекло» мог бы быть ярким, необычным супергеройским фильмом, который бы выгодно выделялся на фоне «Мстителей» – тут есть и забавная идея, и харизматичные персонажи, и многообещающая центральная локация.

Даже драки поставлены без энтузиазма – почти все экшн-сцены короткие, сняты с перманентным голландским углом и постоянно прерываются ради очередного разговора о вечном. Больнее всего осознавать, что в этих странных монологах нет ни капли самоиронии – судя по всему, Шьямалан искренне верит в то, что никто не додумался показать супергероев мрачными, травмированными и человечными. Главное достоинство картины – игра Джеймса МакЭвоя, который по щелчку превращается то в наивного девятилетнего поклонника Дрейка, то в рычащего, неконтролируемого монстра, то в строгую даму. Вот только мы уже видели все это в «Сплите», так что радости тут мало – настолько талантливый актер достоин более изобретательного сценария.

«Стекло» мог бы быть ярким, необычным супергеройским фильмом, который бы выгодно выделялся на фоне «Мстителей» – тут есть и забавная идея, и харизматичные персонажи, и многообещающая центральная локация. Вместо этого мы получили длинную и запутанную лекцию о том, что герои могут быть среди нас, и что людей легко убедить в любой глупости. Стоит ли ради такого идти в кинотеатр? Разве что вы очень, очень сильно любите Джеймса МакЭвоя.

Ratings in depth

  • #НеСтоилоСнимать
2 10

Review overview

Summary

Ratings in depth

  • #НеСтоилоСнимать
2 10