Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Шпион-дракон

Скандинавский триллер Федерико Альвареса, которому не хватает огня

А начиналось все так многообещающе. Трилогия книг Стига Ларссона в свое время стала настоящим прорывов скандинавской литературы, временно потеснив даже детективы сверхуспешного Ю Несбё. Три экранизации шведа Нильса Ардена Оплева открыли Голливуду Нуми Рапас. Ну а одна-единственна адаптация от Девида Финчера наделила книгу таким необходимым нуарным кино-воплощением с протяжным саспенсом, депрессивной атмосферой и вкраплением мрачной эротики. И как будто помня об этом наследии, Федерико Альварес знакомит со своей «Девушкой в паутине» одной из открывающих сцен, в виде оммажа Лисбет как культовому литературному персонажу в целом.

Перед нами настоящая мстительница в черном камуфляже — пугающе-молчаливая социопатка, подвесившая за ноги насильника. Этот извращенец здесь исключительно как сюжетный рычаг, а вот Саландер — образ, не нуждающийся в объяснительных деталях. Прекрасная постановка, минимум экшна, сверхкрупный план на суровое и слегка детское лицо Лисбет в готическом мейк-апе. Было бы прекрасно, если бы это была первая сцена фильма. К сожалению, первая — та, в которой 10-летняя Саландер убегает из дому, оставив сестру с абъюзивным отцом и страдая от чувства вины впоследствии. Только не это. Как можно вот так с первой секунды срывать маску с протагониста, вскрывать ее психологические травмы и выставлять на всеобщее рассмотрение незакрытые гештальты. Ждите семейную драму в декорациях шпионского боевика. А ведь начиналось все действительно многообещающе.

В ход идет всегда действенная схема запутанной семейной драмы с отцами/сестрами — сценарный ход, покрытый пылью старости.

Ученый Франс Бальдер (Стивен Мерчант), разработавший специальную систему управления баллистическими ракетами, хочет украсть программу у американских спецслужб, которым когда-то сам эту программу предоставил. Вот только теперь герой понял, какое зло сотворил, а помочь ему в этом может, естественно, только высококлассный хакер Лисбет (Клер Фой). Последствия взлома оказываются довольно серьезными, на Саландер начинается охота. Девушка обращается за помощью к давнему другу — журналисту Микаэлю Блумквисту (Сверрир Гуднасон). Тем временем к похищенной программе внезапно причастна преступная группировка, которая называет себя «пауками».

В целом «Девушка в паутине» — это не просто «мягкий» перезапуск, сам роман, легший в основу — скорее неуверенный ребут, не желающий отпускать первоисточник, но отчаянно пытающийся выдать нечто свежее и оригинальной. После смерти Ларссона «Девушку в паутине» дописывал уже журналист Давид Лагеркранц, и то, даже не пользуясь черновиками автора оригинала. Как результат, в самом романе стиль повествования и многие образы претерпели изменения. С предыдущими историями связь осталась, но не слишком значительная. Так что в новой книге/фильме прекрасно разберется даже тот, кто ни разу не слышал о девушке с татуировкой дракона.

В итоге Феде Альварес — режиссер, зарекомендовавший себя лаконичным эффектным триллером «Не дыши» — получил в свои руки заведомо не лучший материал для съемки. Здесь на лицо две полярности — рассказать историю о кибертерористах, что в целом очень актуально как для года выхода книги (2015), так и в наши дни. В то же время героев нужно развивать, так что в ход идет всегда действенная схема запутанной семейной драмы с отцами/сестрами — сценарный ход, покрытый пылью старости.

Girl in spider web/ Оригинальное название

110 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
8 ноября 2018 / ПРЕМЬЕРА

детектив, драма ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Федерико Альварес

СЦЕНАРИЙ:
Стивен Найт

В РОЛЯХ:
Клер Фой
Сверрир Гуднасон
Лакит Стэнфилд
Сильвия Хукс
Стивен Мерчант
Клас Банг

ПРОКАТЧИК:
b&h film distribution

«Девушка в паутине» обескураживает своим месседжем, который сводится к банальной схватке брюнетки с блондинкой.

Альварес, кажется, придумал, как обойтись с материалом — перед нами крепкий боевик с перестрелками, погонями и рукопашными боями в стиле то ли бондианы, то ли борнианы. Мощь и магия скандинавского нуара в царстве снега и сосен тоже присутствуют. Спасибо оператору Педро Луке, с которым режиссер уже работал над тем же «Не дыши». Сцена с мотоциклом на льды, пожалуй, эффектнее всех остальных. Вот только ее заспойлерили еще в трейлере. В целом же почти каждый сюжетный поворот здесь легко угадать, даже несмотря на огромное количество сюжетных дыр и нестыковок. Причем обусловлено это не логикой характеров, а исключительно жанровыми клише.

В свое время шведскую трилогию хвалили за разоблачение буржуазного нутра и сильнейшее феминистическое высказывание. «Девушка в паутине» обескураживает своим месседжем, который сводится к банальной схватке брюнетки с блондинкой. Как girl-power-кино эта история тоже не работает — все затмевает семейная драма самой Лисбет. Суть конфликта всемирного масштаба перерастает в детские обиды, от общего к частному, топорно и не оригинально, а жаль.

Микаэль Блумквист на фоне Лисбет выглядит вовсе невзрачно и берет на себя амплуа «девушки Бонда» в ожидании спасения.

Между тем, Клер Фой в образе Лисбет могла бы стать лучшим ее воплощением, если бы получила действительно хороший сценарий. Ведь Саландер в отличие от Бонда человечек крайне уязвимый. Ей никогда не быть универсальным солдатом или спецагентом сильнейшей в мире разведки. Она хакер-одиночка, загнанный зверь в клетке, который кусается лишь бы защититься. Здесь же Клер Фой играет не раздираемую комплексами и не страдающую от одиночества, а бессмертного киборга, не иначе. Микаэль Блумквист на ее фоне выглядит вовсе невзрачно и берет на себя амплуа «девушки Бонда» в ожидании спасения.

В результате, «Девушка в паутине» — проект в котором не нашлось места вдохновению и экспериментам ни с образами, ни с жанром. Федерико Альварес честно попытался вдохнуть жизнь в промозглый скандинавский фанфик. Спасти его можно было разве что яркой актерской работой (здесь заслуга только у Фой) и нетривиальной постановкой (тут поклон редким кадрам от Педро Луки). В остальном эта кинематографическая неудача очень закономерна. Если коротко, то этот дракон огнем не дышит.

Ratings in depth

  • #Потрачено
5 10

Review overview

Summary

Ratings in depth

  • #Потрачено
5 10