Film Like a Girl: 12 режиссерок, о которых должен знать каждый
София Коппола
Известные работы: «Мария Антуанетта», «Трудности перевода», «Девственницы-самоубийцы», «Роковое искушение»
София начинала свою кинокарьеру в качестве актрисы, вот только критики не слишком благосклонно оценили ее игру в третьем «Крестном отце». К счастью, режиссерка из Копполы лучше, чем актриса — ее полнометражный дебют «Девственницы-самоубийцы» уже стал культовой классикой среди подростковых фильмов и вдохновил множество последователей. Примечательно, что изначально студия побаивалась выпускать ленту Копполы, считая, что мечтательную драму о семействе Лисбон могут воспринять как пропаганду суицида. Квинтэссенцией медитативного стиля Софии можно считать картину «Сложности перевода» с Биллом Мюрреем и Скарлетт Йоханссон в главных ролях. Фильм обзавелся «Оскаром» за лучший оригинальный сценарий (который тоже написала София), а поклонники Копполы до сих пор пытаются разгадать, что же персонажи сказали друг другу в финальной сцене.
Гретта Гервиг
Известные работы: «Леди Берд», «Ночи и выходные»
Как и многие режиссерки, Грета Гервиг начинала свою карьеру как актриса, снимаясь преимущественно в инди-комедиях своего бойфренда, Ноа Баумбаха. В 2017 году она сняла свой полнометражный режиссерский дебют, малобюджетную и трогательную подростковую ленту «Леди Берд». Картина получила оглушительный успех — многие критики назвали ее лучшим фильмом года, а постановщица стала лишь пятой женщиной в истории, получившей номинацию на «Оскар» за лучшую режиссуру.
Сейчас Гервиг работает над экранизацией «Маленьких Женщин» — знакового американского произведения о женском опыте, первой любви и семейных отношениях. Одну из главных ролей исполнит Сирша Ронан, игравшая в «Леди Берд».
Ана Лили Амирпур
Известные работы: «Девушка возвращается одна ночью домой», «Плохая партия»
Если вы вдруг думали, что женщины-режиссеры снимают исключительно вдумчивые семейные драмы и романтические комедии, советуем ознакомиться с фильмографией бунтарки Аны Лили Амирпур. К слову, она у девушки не слишком масштабная — пока там всего две полнометражные ленты. Зато обе работы постановщицы можно смело считать одними из лучших жанровых картин последних лет.
Дебют Амирпур, «Девушка возвращается одна ночью домой» — вдохновлённый эксплуатационными фильмами нео-вестерн, рассказывающий о вампирше-скейтбордистке, охотящейся на излишне самоуверенных мужчин в полупустом иранском городке. Следующая картина режиссерки получилась не менее эклектичной — это постапокалиптический би-муви о каннибализме, рейвах и неожиданной любви.
Мариэль Хеллер
Известные работы: «Очевидное», «Без обязательств», «Сможете ли вы меня простить?»
Ключевые слова, описывающие фильмографию Хеллер — «трогательность» и «честность». В 2015 году режиссерка экранизировала бестселлер «Дневник девочки-подростка», рассказывающий о 15-летней девушке, которая заводит роман с бойфрендом своей мамы. Лента вышла в ограниченый прокат и стала коммерческим провалом, но получила блестящие отзывы критиков, которые оценили сочетание юмора, порой шокирующей искренности и актерскую игру.
В прошлом году вышла не менее удачная режиссерская работа постановщицы — трагикомедия «Сможете ли вы меня простить?» с Мелиссой Маккарти и Ричардом Е. Грантом в главных ролях. Сейчас Хеллер работает над байопиком о Фреде Роджерсе, легендарном американском журналисте и ведущем популярного детского шоу.
Эми Хекерлинг
Известные работы: «Быстрые перемены в школе Риджмонт-Хай», «Уж кто бы говорил», «Бестолковые», «Офис»
Давайте честно — кто слышал о Спайке Ли? А теперь другой вопрос — кто может сходу назвать хотя бы один фильм Эми Хекерлинг? Не поверите, но ленты американской постановщицы в прокате суммарно собрали больше, чем все работы режиссера «Черного клановца» вместе взятые.
В 1982 году Эми сняла культовую подростковую комедию «Веселые времена в школе Риджмонт», превратившую Шона Пенна, Николаса Кейджа и Дженнифер Джейсон Ли в настоящих звёзд. В 1995 Эми выпустила не менее популярную картину, современную адаптацию Джейн Остин — «Бестолковые». После этого режиссерка снимала преимущественно малобюджетные независимые ленты — например, комедию «Жещины-вамп» с Алисией Сильвестрстоун и Кристин Риттер.
Джейн Кэмпион
Известные работы: «Вершина озера», «Пианино», «Ангел за моим столом», «Душечка»
Начнем с того, что Джейн — единственная женщина-режиссер, когда-либо получавшая высшую награду Каннского кинофестиваля — Золотую пальмовую ветвь. Было это в далеком 1993-м за историческую мелодраму «Пианино» с Холли Хантер и Харви Кейтелем. Кэмпион, к тому же, яркий представитель новозеландского кино, выходцев которого в Голливуде в целом не так много — Питер Джексон и Тайка Вайтити. Стиль Джейн, на первый взгляд, можно описать как лирический поэтизм, постановщица любит костюмные драмы. Среди современных режиссеров к слегка старомодному импрессионизму в кино обращается далеко не каждый, зато Кэмпион исследует внутренний мир героя в «Яркой звезде», текучесть жизни в «Ангеле за моим столом», пытается запечатлеть время и уловить момент бытия во втором сезоне «Вершины озера».
Карин Кусама
Известные работы: «Женский бой», «Время возмездия», «Мастера секса», «Человек в высоком замке»
В 2000 году молодая постановщица Карин успела обратить на себя внимание как в Европе, так и в США. Ее дебют в полном метре — боксерская драма «Женский бой» с Мишель Родригес — получила сперва Гран-при и режиссерскую награду на «Сандэнсе», а потом и вовсе приз молодежного жюри Каннского кинофестиваля. Работа Кусамы в сериалах обычно обусловлена жесткими сюжетными рамками (в ее послужной список к вышеупомянутым можно добавить «Миллиарды» и «Остановись и гори»). Впрочем, когда дело доходит до авторского кино, Кусама предпочитает безпринципные истории о сильных протагонистках, расказанные то на крупных планах, то в slow-motion. Конечно, были у Кусамы и сомнительные пробы в крупнобюджетном кино («Эон Флакс» и «Тело Дженнифер»). Хорошо, что авторка вернулась в инди-кино и в 2018-м покорила всех полицейским триллером «Время возмездия» с неузнаваемой Николь Кидман.
Андреа Арнольд
Известные работы: «Аквариум», «Грозовой перевал», «Очевидное», «Американская милашка»
Для многих имя Андреи Арнольд прогремело после драмы «Аквариум» (2009) с Майкл Фассбендером. Впрочем, пятью годами ранее англичанка Арнольд сняла очень личную короткометражку «Оса», которая определила эстетику ее картин на годы вперед. Речь, конечно, о фирменном британском соцреализме, который авторка позже адаптирует под американские реалии в каннском лауреате «Американская милашка» (2016) с Шайей ЛаБафом. Примечательно, что даже в таком костюмном кино как «Грозовой перевал» все составляющие соцреализма работают на полное погружение — длинные планы, ручная камера, натуральное освещение. Режиссер блестяще воплощает принцип жанра «show, don’t tell» — постановщица предпочитает не раскрывать бэкграунд своих персонажей. Сейчас Арнольд занята съемками второго сезона «Большой маленькой лжи» — посмотрим, как режиссерка примет в свои руки детище Жана-Марка Валле (постановщика 1-го сезона).
Линн Рэмси
Известные работы: «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то не так с Кевином», «Тебя никогда здесь не было»
Еще одна яркая представительница британского кино, в этот раз из шотландского Глазго. У Линн Рэмси фильмография небольшая, но специфический стиль уже вырисовывался довольно четко — фрагментарность и хаотичность, темы глубоких психологических травм детства, ставка на визуальный ряд и явное наплевательское отношение к последовательности сюжета. Ее знаменитые «Что-то не так с Кевином» с Тильдой Суинтон и «Тебя никогда здесь не было» с Хоакином Фениксом сняты как раз в таком стиле. Рэмси любят на европейских кинофестивалях и дома в Британии: Канны награждали ее короткометражные работы («Маленькие смерти», «Врун») и сценарий к «Тебя никогда здесь не было», в Сан-Себастьяне отметили драму «Морверн Каллар», а BAFTA не оставила в стороне блестящий полнометражный дебют Линн «Крысолов». А еще Рэмси невероятно везет с композитором — саундтреки к двум ее лентам писал Джонни Гринвуд из Radiohead.
Пэтти Дженкинс
Известные работы: «Монстр», «Задержка в развитии», «Чудо-женщина», «Имя мне Ночь»
А вот и авторка, поставившая многомиллионный блокбастер DCU «Чудо-женщина» — самый кассовый фильм, сделанный женщиной-режиссером. При этом Warner Bros. официально предложила Дженкинс взять на себя руководство сиквелом только после того, как успех «Чудо-женщины» стал очевиден всем — в мировом прокате картина собрала 816 млн долларов. Тем не менее, еще до приключений Дианы, Дженкинс отметилась в 2003 году постановкой криминальной драмы «Монстр», основанной на реальных событиях. Мы то помним ленту по невероятному перевоплощению Шарлиз Терон в Эйлин Уорнос — первую серийную убийцу среди женщин. За свои старания Терон получила актерский «Оскар», а вот Дженкинс на награду даже не номинировали. Тем не менее, с небольшим опытом Дженкинс в полнометражном кино, можно сказать, что ее режиссерский стиль только в процессе трансформации.
Аньес Варда
Известные работы: «Пуэнт-курт», «Счастье», «Без крыши, вне закона», «Клео от 5 до 7»
Вот мы и добрались до настоящих легенд кинематографа! Аньес Варда считается одной из родоначальниц «новой волны» — ее фильмы вдохновляли и Трюффо, и Годара. Кроме этого, режиссерка одной из первых начала сочетать в своих работах приемы из документального игрового кино. Неудивительно, что она стала первой женщиной, получившей «Оскар» за пожизненные достижения, и человеком, чья фотография появилась на обложке первого в истории журнала Interview.
Пожалуй, самая известная картина Варды — «Клео от 5 до 7», в которой мы в реальном времени наблюдаем за двумя часами из жизни французской певицы, которая должна вот-вот узнать, есть ли у неё рак.
Клер Дени
Известные работы: «Хорошая работа», «Плевать на смерть», «35 стопок рома», «Высшее общество»
В данной подборке творчество 70-летней Клер Дени — одно из самых внушительных. Постановщица не раз принимала участие в киносмотрах Венеции, Канн и Берлина. Стильу Дени при этом довольно узнаваемый — медитативность и даже фантасмагоричность в лучших традициях артхауса. При этом режиссерка любит «издеваться» над жанровым кино: в «Что ни день, то неприятности» Дени выворачивает наизнанку каноны фильмов о вампира, а в «Высшем обществе» неожиданно ударяется в космическое кино только для того, чтобы снять свою версию кровавого и совсем не лицеприятного «Догвилля». Подобно Тарковскому, Дени использует жанр космической саги как размышление о человечестве и его инстинктах, а сам космос как метафору черной дыры, в которую утекаем все мы. О следующем проекте Клер известно лишь то, что он будет о Средиземном море и вновь с Робертом Паттинсоном, сыгравшем в «Высшем обществе».