Film Like a Girl: 12 режиссерок, о которых должен знать каждый

Автор Vertigo
Праздновать достижения женщин-режиссеров, конечно, можно круглый год, а не только 8-го марта. Впрочем, знаменитой датой стоит воспользоваться хотя бы для того, чтобы напомнит вам о постановщицах, за чьим творчеством стоит следить. От культовых авторок до многообещающих новичков — список мог бы быть бесконечным, но мы ограничились двенадцатью именами.

София Коппола

Известные работы: «Мария Антуанетта», «Трудности перевода»,  «Девственницы-самоубийцы», «Роковое искушение»

София начинала свою кинокарьеру в качестве актрисы, вот только критики не слишком благосклонно оценили ее игру в третьем «Крестном отце». К счастью, режиссерка из Копполы лучше, чем актриса — ее полнометражный дебют «Девственницы-самоубийцы» уже стал культовой классикой среди подростковых фильмов и вдохновил множество последователей. Примечательно, что изначально студия побаивалась выпускать ленту Копполы, считая, что мечтательную драму о семействе Лисбон могут воспринять как пропаганду суицида. Квинтэссенцией медитативного стиля Софии можно считать картину «Сложности перевода» с Биллом Мюрреем и Скарлетт Йоханссон в главных ролях. Фильм обзавелся «Оскаром» за лучший оригинальный сценарий (который тоже написала София), а поклонники Копполы до сих пор пытаются разгадать, что же персонажи сказали друг другу в финальной сцене.

Гретта Гервиг

Известные работы: «Леди Берд», «Ночи и выходные»

Как и многие режиссерки, Грета Гервиг начинала свою карьеру как актриса, снимаясь преимущественно в инди-комедиях своего бойфренда, Ноа Баумбаха. В 2017 году она сняла свой полнометражный режиссерский дебют, малобюджетную и трогательную подростковую ленту «Леди Берд». Картина получила оглушительный успех — многие критики назвали ее лучшим фильмом года, а постановщица стала лишь пятой женщиной в истории, получившей номинацию на «Оскар» за лучшую режиссуру.

Сейчас Гервиг работает над экранизацией «Маленьких Женщин» — знакового американского произведения о женском опыте, первой любви и семейных отношениях. Одну из главных ролей исполнит Сирша Ронан, игравшая в «Леди Берд».

Ана Лили Амирпур

Известные работы: «Девушка возвращается одна ночью домой», «Плохая партия»

Если вы вдруг думали, что женщины-режиссеры снимают исключительно вдумчивые семейные драмы и романтические комедии, советуем ознакомиться с фильмографией бунтарки Аны Лили Амирпур. К слову, она у девушки не слишком масштабная — пока там всего две полнометражные ленты. Зато обе работы постановщицы можно смело считать одними из лучших жанровых картин последних лет.

Дебют Амирпур, «Девушка возвращается одна ночью домой» — вдохновлённый эксплуатационными фильмами нео-вестерн, рассказывающий о вампирше-скейтбордистке, охотящейся на излишне самоуверенных мужчин в полупустом иранском городке. Следующая картина режиссерки получилась не менее эклектичной — это постапокалиптический би-муви о каннибализме, рейвах и неожиданной любви.

Мариэль Хеллер

Известные работы: «Очевидное», «Без обязательств», «Сможете ли вы меня простить?»

Ключевые слова, описывающие фильмографию Хеллер — «трогательность» и «честность». В 2015 году режиссерка экранизировала бестселлер «Дневник девочки-подростка», рассказывающий о 15-летней девушке, которая заводит роман с бойфрендом своей мамы. Лента вышла в ограниченый прокат и стала коммерческим провалом, но получила блестящие отзывы критиков, которые оценили сочетание юмора, порой шокирующей искренности и актерскую игру.

В прошлом году вышла не менее удачная режиссерская работа постановщицы — трагикомедия «Сможете ли вы меня простить?» с Мелиссой Маккарти и Ричардом Е. Грантом в главных ролях. Сейчас Хеллер работает над байопиком о Фреде Роджерсе, легендарном американском журналисте и ведущем популярного детского шоу.

Эми Хекерлинг

Известные работы: «Быстрые перемены в школе Риджмонт-Хай», «Уж кто бы говорил», «Бестолковые», «Офис»

Давайте честно — кто слышал о Спайке Ли? А теперь другой вопрос — кто может сходу назвать хотя бы один фильм Эми Хекерлинг? Не поверите, но ленты американской постановщицы в прокате суммарно собрали больше, чем все работы режиссера «Черного клановца» вместе взятые.

В 1982 году Эми сняла культовую подростковую комедию «Веселые времена в школе Риджмонт», превратившую Шона Пенна, Николаса Кейджа и Дженнифер Джейсон Ли в настоящих звёзд. В 1995 Эми выпустила не менее популярную картину, современную адаптацию Джейн Остин — «Бестолковые». После этого режиссерка снимала преимущественно малобюджетные независимые ленты — например, комедию «Жещины-вамп» с Алисией Сильвестрстоун и Кристин Риттер.

Джейн Кэмпион

Известные работы: «Вершина озера», «Пианино», «Ангел за моим столом», «Душечка»

Начнем с того, что Джейн единственная женщина-режиссер, когда-либо получавшая высшую награду Каннского кинофестиваля Золотую пальмовую ветвь. Было это в далеком 1993-м за историческую мелодраму «Пианино» с Холли Хантер и Харви Кейтелем. Кэмпион, к тому же, яркий представитель новозеландского кино, выходцев которого в Голливуде в целом не так много Питер Джексон и Тайка Вайтити. Стиль Джейн, на первый взгляд, можно описать как лирический поэтизм, постановщица любит костюмные драмы. Среди современных режиссеров к слегка старомодному импрессионизму в кино обращается далеко не каждый, зато Кэмпион исследует внутренний мир героя в «Яркой звезде», текучесть жизни в «Ангеле за моим столом», пытается запечатлеть время и уловить момент бытия во втором сезоне «Вершины озера».

Карин Кусама

Известные работы: «Женский бой», «Время возмездия», «Мастера секса», «Человек в высоком замке»

В 2000 году молодая постановщица Карин успела обратить на себя внимание как в Европе, так и в США. Ее дебют в полном метре боксерская драма «Женский бой» с Мишель Родригес получила сперва Гран-при и режиссерскую награду на «Сандэнсе», а потом и вовсе приз молодежного жюри Каннского кинофестиваля. Работа Кусамы в сериалах обычно обусловлена жесткими сюжетными рамками (в ее послужной список к вышеупомянутым можно добавить «Миллиарды» и «Остановись и гори»). Впрочем, когда дело доходит до авторского кино, Кусама предпочитает безпринципные истории о сильных протагонистках, расказанные то на крупных планах, то в slow-motion. Конечно, были у Кусамы и сомнительные пробы в крупнобюджетном кино («Эон Флакс» и «Тело Дженнифер»). Хорошо, что авторка вернулась в инди-кино и в 2018-м покорила всех полицейским триллером «Время возмездия» с неузнаваемой Николь Кидман.

Андреа Арнольд

Известные работы: «Аквариум», «Грозовой перевал», «Очевидное», «Американская милашка»

Для многих имя Андреи Арнольд прогремело после драмы «Аквариум» (2009) с Майкл Фассбендером. Впрочем, пятью годами ранее англичанка Арнольд сняла очень личную короткометражку «Оса», которая определила эстетику ее картин на годы вперед. Речь, конечно, о фирменном британском соцреализме, который авторка позже адаптирует под американские реалии в каннском лауреате «Американская милашка» (2016) с Шайей ЛаБафом. Примечательно, что даже в таком костюмном кино как «Грозовой перевал» все составляющие соцреализма работают на полное погружение — длинные планы, ручная камера, натуральное освещение. Режиссер блестяще воплощает принцип жанра «show, don’t tell» постановщица предпочитает не раскрывать бэкграунд своих персонажей. Сейчас Арнольд занята съемками второго сезона «Большой маленькой лжи» посмотрим, как режиссерка примет в свои руки детище Жана-Марка Валле (постановщика 1-го сезона).

Линн Рэмси

Известные работы: «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то не так с Кевином», «Тебя никогда здесь не было»

Еще одна яркая представительница британского кино, в этот раз из шотландского Глазго. У Линн Рэмси фильмография небольшая, но специфический стиль уже вырисовывался довольно четко фрагментарность и хаотичность, темы глубоких психологических травм детства, ставка на визуальный ряд и явное наплевательское отношение к последовательности сюжета. Ее знаменитые «Что-то не так с Кевином» с Тильдой Суинтон и «Тебя никогда здесь не было» с Хоакином Фениксом сняты как раз в таком стиле. Рэмси любят на европейских кинофестивалях и дома в Британии: Канны награждали ее короткометражные работы («Маленькие смерти», «Врун») и сценарий к «Тебя никогда здесь не было», в Сан-Себастьяне отметили драму «Морверн Каллар», а BAFTA не оставила в стороне блестящий полнометражный дебют Линн «Крысолов». А еще Рэмси невероятно везет с композитором саундтреки к двум ее лентам писал Джонни Гринвуд из Radiohead.

Пэтти Дженкинс

Известные работы: «Монстр», «Задержка в развитии», «Чудо-женщина», «Имя мне Ночь»

А вот и авторка, поставившая многомиллионный блокбастер DCU «Чудо-женщина» самый кассовый фильм, сделанный женщиной-режиссером. При этом Warner Bros. официально предложила Дженкинс взять на себя руководство сиквелом только после того, как успех «Чудо-женщины» стал очевиден всем в мировом прокате картина собрала 816 млн долларов. Тем не менее, еще до приключений Дианы, Дженкинс отметилась в 2003 году постановкой криминальной драмы «Монстр», основанной на реальных событиях. Мы то помним ленту по невероятному перевоплощению Шарлиз Терон в Эйлин Уорнос первую серийную убийцу среди женщин. За свои старания Терон получила актерский «Оскар», а вот Дженкинс на награду даже не номинировали. Тем не менее, с небольшим опытом Дженкинс в полнометражном кино, можно сказать, что ее режиссерский стиль только в процессе трансформации.

Аньес Варда

Известные работы: «Пуэнт-курт», «Счастье», «Без крыши, вне закона», «Клео от 5 до 7»

Вот мы и добрались до настоящих легенд кинематографа! Аньес Варда считается одной из родоначальниц «новой волны» — ее фильмы вдохновляли и Трюффо, и Годара. Кроме этого, режиссерка одной из первых начала сочетать в своих работах приемы из документального игрового кино. Неудивительно, что она стала первой женщиной, получившей «Оскар» за пожизненные достижения, и человеком, чья фотография появилась на обложке первого в истории журнала Interview.

Пожалуй, самая известная картина Варды — «Клео от 5 до 7», в которой мы в реальном времени наблюдаем за двумя часами из жизни французской певицы, которая должна вот-вот узнать, есть ли у неё рак.

Клер Дени

Известные работы: «Хорошая работа», «Плевать на смерть», «35 стопок рома», «Высшее общество»

В данной подборке творчество 70-летней Клер Дени одно из самых внушительных. Постановщица не раз принимала участие  в киносмотрах Венеции, Канн и Берлина. Стильу Дени при этом довольно узнаваемый медитативность и даже фантасмагоричность в лучших традициях артхауса. При этом режиссерка любит «издеваться» над жанровым кино: в «Что ни день, то неприятности» Дени выворачивает наизнанку каноны фильмов о вампира, а в «Высшем обществе» неожиданно ударяется в космическое кино только для того, чтобы снять свою версию кровавого и совсем не лицеприятного «Догвилля». Подобно Тарковскому, Дени использует жанр космической саги как размышление о человечестве и его инстинктах, а сам космос как метафору черной дыры, в которую утекаем все мы. О следующем проекте Клер известно лишь то, что он будет о Средиземном море и вновь с Робертом Паттинсоном, сыгравшем в «Высшем обществе».

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: