Чокнутый в телефонной будке: как «Доктор Кто» изменил телевидение

Это самая британская из всех возможных научных фантастик в истории ТВ — говорят о «Докторе Кто» не один десяток лет. После дебюта на BBC в 1963 году, sci-fi сериал о пришельце в синей телефонной будке выбрал медленный путь покорения зрителей: долгие 26 лет проб освоить тему путешествия в космосе, ориентация на детскую аудиторию, скромные бюджеты и изобретательные сценарии.

После небольшого затишья в конце 80-х и возобновления в 2005-м, «Доктор Кто» уже не сбавлял темп и к 2018-му вырос до глобального феномена. Это все еще подчеркнуто британское шоу, зато фразу «it’s bigger on the inside» теперь знают далеко за пределами Соединенного Королевства. Секретов успеха у этой на первый взгляд скромной sci-fi драмы предостаточно — от уникального подхода к протагонисту до изобретения новых слов в английском языке.

К старту одиннадцатого сезона «Доктора Кто» рассказываем, чем уникален сериал о пришельце с двумя сердцами и каким образом он повлиял на телевидении.

Доктор, который всегда с нами

Начнем с главного — протагониста. С самого начала Доктор был задуман как эксцентричный старик с планеты Галлифрей из расы Повелителей Времени, который любит путешествовать во времени и пространстве на личном космическом корабле. Поскольку сеттинг и второстепенные персонажи каждого нового эпизода отличались, главный герой, закономерно, должен был стать основной движущей силой сюжета, удерживающей внимание зрителя.

«Доктор Кто» может похвастаться уникальным сценарным решением, обеспечивающим жизнь сериалу на много лет — регенерацией. Будучи галлифрейцем, пришелец Доктор может спасти себя от смертельного исхода, запустив процесс восстановления. Правда при этом персонаж получает совершенно другое тело и другую личность. Как результат, постоянный кастинг нового актера сделал из «Доктора Кто» абсолютно уникальную ТВ-драму. В истории телевидения это самый продолжительный научно-фантастический сериал.

В далеких 60-х «Доктор Кто» был придуман как образовательное шоу для детей, так что первые Доктора были милыми стариками, экшн сцен с элементами насилия не предвиделось, а сразить врага наповал галлифреец мог разве что научными выводами (и немного звуковой отверткой). С 2005 года, когда классическое шоу возобновил давний фанат — сценарист и шоураннер Рассел Т. Дэвис, Доктор стал более глубоким и продуманным персонажем, а сюжеты сериала — более мрачными. Так с подачи Дэвиса зритель узнал больше о прошлом таймлорда, а сам Девятый Доктор был эмоционально и психологически травмирован войной между его расой и враждующими с ним далеками.

Когда в середине 2006 года в сериал пришел Дэвид Теннант, гик-культура только начинала свое шествие к мировому господству. Так что Десятый Доктор был создан как nerd в кедах и очках, сыпавший поп-культурными референсами. Одиннадцатый в исполнении Мэтта Смита вообще стал самым молодым Доктором в истории шоу — на момент кастинга актеру было 26 лет. К тому времени главным сценаристом сериала уже был Стивен Моффат, который, очень удачно подхватил у Дэвиса умение наблюдать за повесткой дня. Так что в 2009 году его Одиннадцатый был настоящим хипстером — как раз то, что нужно молодой аудитории. Мэтт Смит ходил в твидовом пиджаке, подтяжках и бабочке. В определенный момент у него даже появилась печатная машинка.

И поскольку каждый новый Доктор так или иначе отражает тенденции времени, Тринадцатым Доктором стала женщина. Проблема гендерного неравенства и сексуальных домогательств в киноиндустрии — чуть ли не самая обсуждаемая тема в Голливуде в 2017-2018 году. Так что на лицо стремление авторов быть в контексте современного дискурса. Тем не менее, поменять Доктору пол можно считать действительно правильной стратегией, продлевающей жизнь сериалу со сценарной точки зрения — женщина-протагонист предлагает новые сюжетные возможности, которые до этого не были использованы мужчинами.

В контексте смены пола, назначение Джоди Уиттакер считают революционным во многих аспектах. К примеру на Vox вышло эссе, в котором утверждают, что Тринадцатая изменит подход к всегда серьезным главным героиням в научной фантастике — чуть ли не впервые протагонистка стала комедийным персонажем.

Тринадцатая изменит подход к всегда серьезным главным героиням в научной фантастике — чуть ли не впервые протагонистка стала комедийным персонажем.

Мультижанровое шоу

«Доктор Кто» — это сериал, который постоянно переизобретает себя. Жанр sci-fi можно считать основным для сериала. Однако за долгие годы существования и огромный послужной список сценаристов, шоу может похвастаться настоящей мультижанровостью. Отправляя Доктора и его спутников в прошлое, сценаристы получают возможность строить эпизод в плоскости исторического эпика и детектива. Серия, действие которой разворачивается в настоящем, может получить хоррор-развитие, ну а сюжеты в будущем покрывают жанры антиутопии и научной фантастики. При этом в «Докторе Кто» всегда хватает как комедии, так и драмы.

Подход к сценарию во многом зависит от того, какой шоураннер во главе и какой Доктор двигает нарратив. На старте «Доктор Кто» был результатом коллективных стараний телеканала BBC, который в начале 60-х переживал свой золотой век. Продюсерам нужно было заполнить слот в вечернем эфире между спортивными новостями и игровыми шоу. Научная фантастика и тема освоения космоса как раз были популярны. Пока американцы запускали первого человека в космос, британцы придумали эксцентричного межпланетного резидента Земли.

К появлению Четвертого Доктора в 1974 году (Том Бейкер — по общему мнению, лучший из Докторов классической эпохи), сериал определился с тоном. Непредсказуемый герой, настоящий импровизатор с бесконечно длинным разноцветным шарфом сделал из разговорной ТВ-драмы настоящую авантюру с погонями и колкими шутками.

В 1996 году вышел телефильм «Доктор Кто», где галлифреец (его восьмое воплощение) впервые демонстрирует свою романтическую натуру и даже целует девушку  — явление, немыслимое в рамках старого сериала. С приходом шоураннера Рассела Т. Дэвиса в 2005, в новых сезонах появляется много драмы. Так Десятый Доктор был настоящим шекспировским персонажем, на чью долю выпало чрезвычайное количество страданий и потрясений. Именно Дэвис привнес во вселенную «Доктора Кто» еще больше черного юмора и сатиры, сразу нацелив шоу на более взрослую аудиторию.

В 2009 году шоу возглавил Стивен Моффат. В результате сериал обзавелся своими фирменными запутанными сюжетными линиями, которые сводят неподготовленного зрителя с ума. Одиннадцатый взял на себя амплуа Питера Пэна, который то радовался новым игрушкам, то сокрушается от тяжести бытия. В 2012 ему на смену пришел Питер Капальди — грозный старик с недостачей эмпатии, как оммаж олдскульному «Доктору Кто».

Подход к сценарию во многом зависит от того, какой шоураннер во главе и какой Доктор двигает нарратив.

Отголоски в поп-культуре

При том, что сериал во многом опирался на классический кинематограф, обыгрывая известные сюжету, сам «Доктор Кто» повлиял на многие сериалы и фильмы. К примеру, авторы «Звездного пути» не отрицают, что вдохновлялись британским шоу. Планета Вулкан впервые появляется не в американском сериале о космической экипаже, а в эпизоде «Доктора Кто» под названием Power of the Daleks в 1966 году. Командор Рикер не единожды пытался открыть дверь звуковой отверткой — прибором Доктора. В шоу Enterprise есть эпизод с космическим кораблем, сконструированным по принципу ТАРДИС — внутри он больше, чем снаружи.

Кстати о ТАРДИС: Джордж Лукас признал, что Тысячелетний Сокол из «Звездных войн» вдохновлен телефонной будкой Доктора. По словам режиссера, космический корабль Хана Соло, так же как и ТАРДИС Доктора, имеет свою личность и характер и не всегда действует так, как ему приказывает хозяин.

Одним из сценаристов «Доктора Кто» в свое время был сам Дуглас Адамс. Писатель создал скрипты к трем эпизодам шоу в период с 1978 по 1980 год. Позже автор рассказал, что многие его комедийные зарисовки в сериал так и не взяли, и те впоследствии перекочевали в серию книг The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy. К примеру, наблюдательные зрители заметят в 16-м сезоне классического «Доктора Кто» вогонов, тогда как об их ужасной поэзии мы узнаем уже из книг.

Наконец среди самых явных аллюзий на шоу об инопланетном путешественнике — научно-фантастическая комедия Bill & Ted’s Excellent Adventure, вышедшая в 1989 году. Картина с Киану Ривзом и Алексом Уинтером явно задумывалась как молодежная версия «Доктора Кто» в формате полнометражного кино. Главные герои путешествуют во времени, используя современную телефонную будку. Звучит знакомо?

Картина с Киану Ривзом и Алексом Уинтером явно задумывалась как молодежная версия «Доктора Кто» в формате полнометражного кино.

Аллюзии на современность и историю

Если выделять единственного человека, стоявшего у истоков «Доктора Кто», то это будет Сидни Ньюман — директор отдела драмы на BBC. Именно Сидни сделал набросок персонажа, придумал ему имя и настоял на том, что каналу стоит делать sci-fi шоу. К тому же Ньюман, будучи большим фанатом группы писателей Angry Young Men (авторы критического направления в литературе Великобритании в 50-х), почерпнул от них умение нетривиально критиковать современное общество через фантастические сюжеты. Так что «Доктор Кто» изначально заигрывал с современной повесткой, а инопланетные миры, которые посещает Доктор со спутниками, так или иначе были гротескным изображением Земли (в особенности Британии).

К примеру, в эпизоде The Beast Below (2009) Одиннадцатый и Эми отправляются в XXIX век и попадают в «плавающую в космосе» Британию, в которой Шотландия отделилась, стремясь быть независимой страной/космической колонией. В серии «The Happiness Patrol» (1988) Седьмой Доктор и Эйс посещают колонию на планете Терра Альфа. Диктатор Хелен А (сатира на Маргарет Тетчер) ввела законы против несчастья, а улицы патрулирует тайная полиция планеты «Патруль Счастья», которая следит за тем, чтобы все улыбались.

За долгие годы существования «Доктора Кто», даже американская политика так или иначе вклинивалась в сюжеты и чаще всего говорила от лица реально существующих государственных лидеров.

Поскольку шоу было придумано меньше чем через двадцать лет после Второй мировой, главные враги чаще всего олицетворяли фашистский режим: либо нацеленный на поглощение всего живого коллективный разум (киберлюди), либо готовые на все ради власти эгоцентристы (Мастер), либо просто одержимые идеей высшей расы инопланетяне (далеки).

За долгие годы существования «Доктора Кто», даже американская политика так или иначе вклинивалась в сюжеты и чаще всего говорила от лица реально существующих государственных лидеров. Так Одиннадцатый познакомился с Ричардом Никсоном в 1969-м в эпизоде The Impossible Astronaut (2011). Барак Обама был захвачен Мастером в дилогии The End Of Time (2010). Не говоря уже о том, что Роуз в первом сезоне видела неудачно отфотошопленный снимок, где Девятый присутствует на параде во время убийства Джона Ф. Кеннеди. О Дональде Трампе авторы шоу тоже успели пошутить. В эпизоде The Pyramid at the End of the World (2017) от спутницы Доктора Билл звучит: «Я бы даже не голосовала за него, он же… оранжевый».

Наравне с аллюзиями на современность, создатели сериала любят заигрывать с историческими событиями. Сосчитать количество референсов за 55 лет сериала невозможно, однако чаще всего главные герои «Доктора Кто» путешествовали в викторианскую эпоху и во времена Второй Мировой. Доктор спасал королеву Викторию от оборотня, крутил роман с Марией-Антуанеттой и даже коротко был женат на Елизавете І. Чарлз Диккенс пытался понять феномен дыр в пространстве и времени, Винсент Ван Гог охотился за невидимым космическим существом, Уильям Шекспир написал «Макбета» под впечатлением борьбы с инопланетянами, британские солдаты превращались в зомби после встречи с нанороботами-пришельцами, а инопланетный сверхинтеллект порабощал викторианский Лондон при помощи оживших снеговиков.

Заигрывание с историей стало ключевым развлекательным фактором «Доктора Кто» и напрямую повлияло на создание многих ТВ-драм и фильмов о путешествиях во времени, среди которых сериалы «Квантовый скачок», «Футурама», «Чужестранка», фильм «12 обезьян», франшиза «Терминатор» и вся трилогия «Назад в будущее».

Настоящие изобретатели

Далеко не каждый сериал может похвастаться таким достижением, как изобретение новых слов, добавленных в Оксфордский словарь. «Доктор Кто» стал источником возникновения сразу двух, а возможно и трех. Первым в английский словарь был добавлен «далек». Значение далеков для английской аудитории важно где-то наравне с самим Доктором. Это сейчас они похожи на гигантские эспрессо-машины с вантузами. Дело в том, что первые серии «Доктора Кто» появились на телевидении в 1963-м, одновременно с кадрами убийства Джона Кеннеди, и остались практически незамеченными. Настоящую популярность сериал обрел несколько эпизодов спустя, как раз тогда, когда на экранах появились далеки, вселявшие ужас в сердца британцев. Автором злейших врагов Доктора выступил сценарист Терри Нейшн, который позже скажет: «Я не просто создал монстров, я придумал целое слово. О чем еще может мечтать писатель?»

Не менее уникальное слово «ТАРДИС» также со временем нашло свой путь в Оксфордский словарь. ТАРДИС (TARDIS) расшифровывается как Time And Relative Dimension(s) In Space и обладает уникальным свойством: внутри это полноценный космический корабль, тогда как внешне он «спрессован» до размеров синей полицейской телефонной будки. Соответственно, любой шкаф, который внутри оказывается более вместительным, чем кажется снаружи, британцы теперь называют «тардисом».

Впрочем, самым большим вкладом «Доктора Кто» в английский язык стала популяризация приставки «кибер», обозначающая все компьютеризированное. Хотя термин «кибернетический» впервые был использован в 1948 году, сериал о путешественнике во времени сделал его частью ежедневного лексикона и все благодаря злейшим врагам Доктора — киберлюдям.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: