Эпизод шестой: «Экстремис»

Чувствуете эту атмосферу запутанных временных линий, клиффхэнгеров, игр с разумом, фрагментов сюжетных арок, подброшенных для нас из будущих сезонов «Доктора»? Это Стивен Моффат вернулся в кресло сценариста. И первое, что хочеться сказать после просмотра шестого эпизода «Экстремис»: «Что, черт возьми, это было»?
Десятый сезон приземлил нас к «односерийным» сюжетам. Доктор путешествовал во времени и пространстве, встречал новых монстров и новых компаньонов, спасал оказавшихся в беде и выдавал речи вневременной мудрости, и все в рамках хронометража одного эпизода. Так что новая серия может сперва даже вызвать отторжение. Синопсис разрастается в дерево из повествований, подмешивает в один сериал вкус «Шерлока Холмса», «Матрицы» и «Кода да Винчи», оставляя за собой немного sci-fi в духе классического «Доктора Кто». И это только начало. «Экстремис» Моффат назвал вводным эпизодом в «Трилогии Монахов». Дальше больше, и только этим можно оправдать то, что шоураннер «Доктора Кто» немного слетел с катушек в шестой серии.
В бристольский университет к Доктору прибывает сам Папа Римский со своей ватиканской свитой и просит помочь разобраться с древним текстом «Veritas». Совсем недавно манускрипт перевели с мертвого языка и все, кто постиг его суть, начали сводить счеты с жизнью. Папа просит Доктора прочесть текст, чтобы докопаться до истины и предотвратить смерти. Проблема только в том, что Доктор до сих пор держит свою слепоту в секрете от всех кроме Нардола.
Шестой эпизод — это возвращение на старую добрую территорию «Доктора Кто» времен Стивена Моффата. Мы жаловались на скомканные плохие финалы в предыдущих обзорах — получили серию с замедленным темпом развития и открытым финалом. Мы негодовали, что Нардола в сезоне мало — получили настоящего badass-спутника, прикрывающего Билл от угрозы своим телом, называя ее «babydoll».
Как шоураннер и сценарист, Стивен Моффат наловчился выкидывать свои козыри с удачной последовательностью. Среди них мы выделили изобретательных монстров, заигрывание с временными линиями и меткие диалоги.
Шоураннер, подаривший нам Плачущих Ангелов или существ из ордена «Тишина», представил фанатам новых монстров вселенной «Доктор Кто» — Монахов-Зомби. Классический прием прятать чудовище от зрителя как можно дольше сработал. Монахи появляются лишь в середине эпизода и это особенно похвально для сериала, в котором уже не первый сезон антагонистов «спойлерят» еще в первых тизерах.
Сцена их встречи с Доктором по своему содержания, конечно, наивна. Мы то знаем, какими бы страшными зомби не были, в семейном ТВ-шоу никто Доктора рвать на куски не будет. Такие зомби могут разве что задушить групповыми объятиями, но это претензия скорее ко всем зомбиподобным монстрам в «Докторе Кто». Здесь на помощь пришла отличная режиссура Дэниэла Нитхейма — расфокус, полумрак и блуждающая камера, как демонстрация частичной слепоты Доктора перед лицом опасности.
В «Экстремисе» Моффат прыгает выше линейности времени и замахивается на Бодрияровскую симуляцию. Это лучшая из «уловок-22» от шоураннера в десятом сезоне, хотя чтобы понять ее прелесть, вам понадобится некоторое время. Монахи-зомби хотят захватить Землю и создают правдоподобные симуляции для тренировки. В этом как раз и состоит текст «Veritas». Прочитавшие его люди понимают, что являются лишь проекцией и хотят прекратить симуляцию. Нардол и Билл осознают это через путешествие по разным комнатам-проекциям (привет громадным монолитам из «2001 год: Космическая одиссея»). А вот симуляция Доктора от Монахов оказывается настолько хороша и правдоподобна, что даже голографический Доктор сумеет спасти Планету.
Пожалуй, от статуса чересчур сложного эпизода «Экстремис» спасли типичные остроумные диалоги Моффата, которые удерживали легкий повествовательный тон истории (насколько это было возможно). Среди наших любимых — разговор приемной матери с Билл: «У меня очень строгие правила насчет мужчин» — «Наверняка, не такие строгие, как у меня» (ответ лесбиянки Билл). Ну и конечно же мы не могли не оценить экспресс-обзор «Моби Дика» от Доктора: «Честно, заткнись и берись уже за этого кита».
Отдельно стоит упомянуть сюжетную линию с Мисси, которая заметно проигрывала на фоне с прочими арками эпизода. Нам показали сцену в другом отрезке времени, где Доктор должен предстать палачом для Мисси (Мастера). Сперва Моффат слегка пощекотал нервы фанатам, заставив думать, что казнят именно Доктора. Однако даже линия с приговором для Мисси притянута и неправдоподобна. Мы то знаем, что Доктор давно питает слабость к своему «frenemy» и не раз спасал жизнь еще одному галлифрейцу. Зато теперь мы знаем с вероятностью в 90%, что в хранилище именно Мисси, которую Доктор пообещал сторожить 1000 лет. Но ведь это Моффат, надежда на неожиданную развязку, когда двери хранилища будут раскрыты, все еще есть.
Референсы и аллюзии:
— Доктор признается, что был знаком с Папой Бенедиктом IX в 1045-м и называет его «милой девушкой». Позже нам даже покажут портрет Бенедикта IX — действительно, красивое платье. Теории о женщинах-понтификах в Средневековье давно существуют, однако официально не было доказано, что именно Бенедикт IX был женщиной. Зато есть сведения, что это первый Папа Римский с гомосексуальной ориентацией.

Папа Бенедикт IX
— По общему духу эпизод отсылает сразу к нескольким антиутопиям, причем как в кино, так и литературе — «Бразилии» Терри Гиллиама, «Матрице» сестер Вачовски, «Трону» Стивена Лисбергера и чуть ли не половине произведений Филлипа К. Дика.
— Небольшой кивок в сторону игроманов тоже был. Нардол сравнивает мир симуляций с Grand Theft Auto, а Доктор использует аналогии с Super Mario.
— Еще одно название, которое Нардол придумал для мира теней — Холдек. Здесь герой цитирует «Стар Трек», чьим фанатом Стивен Моффат был всегда. Шоураннер даже мечтал сделать эпизод-кроссовер с «Доктором Кто». В «Стар Треке» Холдек — это помещение, в котором члены корабля «Энтерпрайз» моделировали виртуальную реальность для разного рода занятий. Впервые Холдек показали в пилотном эпизоде «Star Trek: The Next Generation» в 1986 году.
— В Еретикуме — ватиканской библиотеке запрещенной литературы, Билл восхищается видами и произносит: «Гарри Поттер». Доктор отвечает: «Следи за языком», хотя лексикон из Гарри Поттера не всегда был запрещен в присутствии Доктора. В «The Shakespeare Code» (2007) спутница Доктора Марта подкинула Шекспиру слово «Экспеллиармус». Не говоря уже о признании Десятого в том, что он плакал, дочитав седьмую книгу о Гарри Поттере (тогда еще не вышедшую).
— Сцена казни Мисси — не первый случай, когда Тайм Лорда вообще казнят. ТВ-фильм «Доктор Кто» с Восьмым Доктором начинается сценой, в которой Далеки приводят в действие приговор о смерти для Доктора. Первого Доктора подобным образом пытались убить еще в 1969 году в эпизоде «The War Games».
Вердикт: «Экстремис» хорошо работает как пролог к последующему сюжету с Монахами. Он дает понять, против кого Доктору предстоит сражаться, не раскрывая реальную угрозу. Стивен Моффат замедлил действие что, конечно, в дальнейшем пойдет на пользу трилогии. Доктор говорит о возможном вреде, который нанес своим последующим регенерациям, временно вернув себе зрение. В этом смысле шестой эпизод — скорее не выигрыш, а подготовка к большой победе в финале.
Превью седьмой серии: