Эпизод третий: «Тонкий лед»

Финальный сезон с Двенадцатым Доктором Питером Капальди похож на прощальную вечеринку в честь именинника — плейлист и закуски выбирал виновник торжества, но весело абсолютно всем. Уже третий эпизод подряд мы не устаем замечать, как «Доктор Кто» намеренно сбавил темп, скинул несколько кругов сложного нарратива и вернулся к развлекательному шоу времен Рассела Т. Дэвиса.
Но предыдущий шоураннер запомнился не только эпизодами интрижки Доктора с Марией-Антуанеттой или каноничным появлением Плачущих Ангелов. Рассел Т. Дэвис, кажется, одним из первых осознал весь трагизм долголетия Доктора и феномен смерти, как его постоянного спутника. Десятый Доктор в этом вопросе стал чуть ли не шекспировским персонажем. И раз десятый сезон — это одна сплошная ностальгия, то почему бы не показать Двенадцатого во всей красе — не только как Тайм Лорда с угрожающими бровями, но и смешного, эксцентричного и трагичного старика, который научился принимать смерть близких.
В третьем эпизоде ТАРДИС сама отправляет Доктора и Билл в Лондон 1814 года на Морозную ярмарку. Пока дети и взрослые разглядывают экзотических слонов, смотрят фокусы и объедаются сладостями на замерзшей Темзе, под толстым слоем льда прячется нечто огромное и зубастое.
Сценаристом новой серии выступила Сара Доллард, которой мы обязаны эпизодом «Face the Raven», где у нас забрали Клару. В свое новой работе Доллард продолжает готическое диккенсовское настроение — перед нами один из самых красочных эпизодов нового сезона с отличным воспроизведением Англии эпохи регентства.
В своих фантастических сюжетах «Доктор Кто» так или иначе затрагивал проблемы абсолютно земного характера — тоталитаризм, загрязнение окружающей среды, глобализация. Здесь Сара Доллард делает смелый шаг на территорию расизма, когда Билл вполне оправдано опасается за свою жизнь, оказавшись в 19 веке. Сериал уже затрагивал эту тему ранее, однако делал это с осторожностью, присущей семейному тв-шоу. Новый эпизод идет в этом вопросе увереннее — Билл удивляется, что в Лондоне 1814 года значительно больше темнокожих, чем это описывают в книгах, на что Доктор отвечает «С Иисусом то же самое. Историю отбелили».
Еще одна важная деталь для каждого нового спутника — момент осознания, что Доктор может быть причастен к спасению людей также, как и к их смерти. Здесь динамика между Билл и Доктором вышла на новый уровень. И все равно лучшим в этом вопросе остается эпизод «The Fires of Pompeii» (2008) с Десятым и Донной.
В новой серии перед нами наставник, который дает урок холодной выдержки своей ученице перед лицом утраты, чтобы в следующей сцене врезать расисту по лицу, потеряв ту самую выдержку. Доктор-пацифист с трезвым умом выходит из себя совершенно неожиданно, но это выглядит скорее мило.
Впрочем есть один огромный недостаток «Тонкого льда», который позлит как минимум любителей sci-fi. В серии об огромном монстре под водой элемент фантастики так и остался глубоко под водой. Конечно же, у эпизода есть абсолютно благородная и глубокая мораль о том, что настоящие монстры — это люди. Однако главный антагонист лорд Сатклифф — совершенно картонный, ехидно хихикающий злодей. Такому антагонисту не хватает лихо закрученных усов, как в старом кино, и будет точное попадание в банальный образ злодея.
К тому же, уже третий эпизод подряд Нардол играет роль миссис Хадсон — его вовлечение в сюжет минимальное и очень схематичное. Зато Нардолу мы благодарны за финальную сцену с хранилищем, которая дает понять, что Доктор держит в подвальном заточении кого-то вполне живого (Мастер, ты ли это?)
Референсы и аллюзии:
— Морозная ярмарка на Темзе действительно проходила ежегодно в феврале в период с 14 по 19 век. В те времена Темза замерзала, а зимние фестивали были чем-то средним между Glastonbury и Winter Wonderland со слонами и реслингом.
— Доктор утверждает, что ранее уже был на последней Морозной ярмарке. Конечно же, это отсылка к эпизоду «A Good Man Goes to War» (2011). В этой серии Ривер Сонг рассказывает, как Доктор возил ее кататься на коньках по Темзе в 1814 год, а Стиви Вандер пел для них серенаду под Лондонским мостом.
— Вся сцена первого опыта Билл в прошлом очень напоминает первый опыт в прошлом у Марты — спутницы Десятого Доктора. Будучи темнокожей, Марта, так же как и Билл, опасалась за свою жизнь в эпизоде «The Shakespeare Code» (2007), к тому же, так же как и Билл, первым делом затеяла с Доктором спор об эффекте бабочки.
— Шутка Доктора о Питере, который исчез из-за того самого эффекта бабочки — тонкий референс на времена Одиннадцатого Доктора, когда такая судьба постигла Рори, и это было совсем не весело. В эпизоде «Cold Blood» (2011) Рори погибает, а его тело попадает в трещину времени, после чего о его существовании никто не помнит (кроме Доктора, конечно).
— Доктор отсылает Билл в гардеробную ТАРДИС, чтобы подобрать костюм для 19 века. Впервые о наличии гардероба в ТАРДИС заговорили в серии «The Pyramids Of Mars» (1975), когда спутница Доктора Сара Джейн Смит выбирала себе платье. Ту самую гардеробную нам показали, когда костюмы себе подбирали Четвертый, Шестой, Седьмой и Десятый Доктор.
— Если вы, также как и мы, совсем запутались в возрасте Доктора, новый эпизод запутает вас еще больше. Здесь Доктор утверждает, что ему 2000 лет. Впервые свой возраст Доктор озвучил в «The Tomb Of The Cybermen» (1967) — 450 лет. Во времена Четвертого ему было 750, а в период регенерации в Седьмого — 953. Однако в эпизоде «Voyage Of The Damned» (2007) Десятый утверждает, что ему 903, а в «A Town Called Mercy» (2012) Одиннадцатый заявляет, что ему уже 1200 лет. Добавьте сюда 900 лет, которые Одиннадцатый Доктор охранял Трензалор от вторжений в «The Time of the Doctor» (2013) и 4,5 миллиарда лет, которые Двенадцатый проводит в заточении в «Heaven Sent» (2015). Поэтому лучше оставим здесь цитату Одиннадцатого из тв-фильма «Время Доктора» (2013): «Я не знаю. Я потерял счет. Двенадцать сотен и что-то там еще, если я не лгу, конечно. Я не помню, лгу ли я о своем возрасте, вот насколько я стар».
— Ближе к финалу эпизода Доктор предлагает Билл решить судьбу человечества, так как у нее на это больше прав. А значит, Доктор не вынес никакого урока из серии «Kill The Moon» (2014), где такой же выбор давал Кларе, когда Луна оказалась яйцом дракона.
Вердикт: «Тонкий лед» — это хорошая постановка и немного слабый сценарий, который прошелся по потенциально интересному сюжету совсем вскользь. Проблема антагониста вновь настигла сериал, зато мы не устаем радоваться новой спутнице Доктора. К тому же нас заинтриговала фраза Доктора: «Разумеется, реслинг не реслинг, если он не в невесомости, с щупальцами и заклинаниями». Надеемся, это тизер какого-нибудь будущего эпизода.
Превью четвертой серии: