За что ругают и хвалят экранизацию романа «Щегол» Донны Тартт
На кинофестивале в Торонто показали долгожданную экранизацию романа «Щегол» писательницы Донны Тартт, которая за него получила Пулитцеровскую премию. Картина рассказывает историю взросления тринадцатилетнего Тео Деккера, который потерял маму во взрыве в музее Метрополитан. Роли в фильме сыграли Энсел Элгорт, Николь Кидман, Финн Вулфхарт, Люк Уилсон, Джеффри Райт и Сара Полсон. Режиссером выступил Джон Краули («Бруклин»), а кресло оператора занял Роджер Дикинс.
Пока что рецензии скорее негативные – обозреватели критикуют мелодраматичный сюжет и однобокость персонажей. В то же время, большинству рецензентов понравилась визуальная составляющая фильма – неудивительно, учитывая, что снимал его Роджер Дикинс. Рассказываем, что конкретно говорят журналисты:
«Это красивая адаптация, которой не хватает собственного стиля. Когда начинается третий акт, его эмоциональная составляющая так и не материализуется, романтическая линия погасает, и глупые сюжетные повороты убивают весь зрительский интерес», – пишет Бенджамин Ли для The Guardian. Впрочем, критик остался доволен актерской игрой каста – в первую очередь, Энсела Элгорта.
«Адаптировать любой роман на 784 страницы – непростая задача. Даже если этот роман и не рассказывает про искусство, торговлю антиквариатом и особенности наркотического опьянения посреди пустыни. Возможно, телесериал бы лучше передал весь масштаб высокопарных и слегка снобских амбиций Донны Тарт. Фильм же передает основные сюжетные повороты, и делает это на уверенную троечку. Возможно он все равно получит парочку “Оскаров”», – пишет Ричард Лоусон для Vanity Fair.
«В фильме очень много мыльной мелодрамы и плоских персонажей, которые так и не развиваются. Мы проводим много времени с Тео, понимаем, как смерть матери на него повлияла, но только мельком видим его внутренний мир. И даже тогда нам показывают лишь его юношеские переживания. Герои так и не оживают, но чего еще можно было ожидать от адаптация настолько массивного романа?», – пишет USA Today.
«Мы живем в эпоху мини-сериалов, которые в размеренном темпе рассказывают какую-угодно историю. Зачем же тогда пытаться вжать огромную, разностороннюю, получившую Пулитцера книгу Донны Тартт в один фильм? В этом вся беда этого фильма. Несмотря на его бюджет, отличный каст и красивую съемку, он так и не успевает раскрыть сюжет романа. В отличии от крохотной картины, в честь которой названа книга, фильму нужен куда больший холст», – пишет Тодд МакКарти.
«Внутренний мир героя показывают с помощью парочки бессмысленных монтажей, в которых всю эмоциональную работу делает музыка Radiohead, и сложной метафоры об аутентичности винтажных стульев. В итоге главный герой – просто пассажир в этой скучной адаптации. Его судьба тащит его будто на автопилоте.» – пишет IndieWire.
«Уже по началу фильма понятно, что сценаристов не очень волнуют вопросы любви, тоски или еще чего-то глубокого. Трагедию, ставшую катализатором всех историй, показывают холодно, стерильно – посмотрите хотя бы на то, как зарисовывают отношения между Тео и его матерью. Тут нет никакой души, никакой специфики – все выглядит так, будто герою просто выдали огромный плакат, на котором написано “мою маму убил террорист, и теперь мне грустно”. Подход сценариста можно описать примерно так: “все будут вести себя очень серьезно и драматично, Роджер Дикинс сделает красивую картинку, и мы просто разыграем сцены из популярного романа.” Если бы Энсел Элгорт и Джеффри Райт просто два часа покупали на камеру винтажную мебель, то это было бы куда более увлекательным и полезным зрелищем». – пишет Тодд МакКарти для Collider.
В Украине картина выйдет в прокат с 26 сентября.